Склад и водитель: «отношения» по расписанию

Как выбрать IT-систему для управления временными окнами на складе и по каким критериям оценивать ее эффективность

Александр Усов Александр Усов
генеральный директор
«Ант Технолоджис»




генеральный директор «Ант Технолоджис» Александр Усов «Коллеги, приветствую!

Год прошел с тех пор, как в статье «Заторы у склада: как избежать потерь и «живых» очередей», мы подробно разбирали, как автоматизировать взаимодействие склада с внешним транспортом и самовывозом. Что особенно актуально в «высокий сезон», когда нагрузка на склады и распредцентры возрастает до 3-4 грузовых машин на одни ворота в час, а на погрузочно-разгрузочные работы в большинстве компаний отводится от 15 до 20 минут.

С тех пор мы запустили расширенное управление двором, новые сценарии для бронирования временных слотов, учет ресурсов склада при выполнении работ, дополнительные точки контроля на складской территории, взаимодействие с водителями через телеграм-бот, ввели элементы электронного документооборота.

В 2021 году, когда мы только выводили нашу систему на рынок, я искренне верил, что мы сделали достаточно развитый функциональный продукт. И честно признаюсь, я даже представить не мог, с каким разнообразием мы столкнемся и насколько нам придется расширить возможности Ant Time Slot Management. Чтобы узнать больше о системе и проблемах, которые она позволяет решить, переходите по ссылке.

Но давайте обо всем по порядку.

Новые time-сценарии, telegram-бот и ресурсы на пересчет

Новый функционал чаще всего рождается в ответ на конкретные запросы бизнеса.

Например, именно по просьбе компаний мы подключили к системе электронный документооборот. Внедрили возможность добавлять в программу файлы различных типов: PDF, Word, Excel. Таким образом, к забронированному «временному окну» компания может добавить весь необходимый пакет документов.

Но некоторым компаниям, например, одному из ведущих аграрных холдингов России «ЭкоНива», необходимо больше возможностей. Они попросили доработать функционал таким образом, чтобы в системе можно было подписывать заявки на перевозку. Через интеграцию с 1С мы этот функционал реализовали. Теперь у «ЭкоНивы» заявка на перевозку подключается к бронированию временного окна. Контрагент скачивает ее, подписывает, ставит печать и подгружает в систему отсканированный документ.

В ответ на потребность производственных компаний более гибко управлять параметрами бронирования временных слотов в нашей системе появились новые сценарии. Теперь Ant Time Slot Management «умеет» учитывать:

  • • параметры транспорта: длину, ширину и высоту машины, бортовой тип кузова и т.п.;

  • • характер упаковки груза: размер мешков, паллет и т.п.;

  • • количество ворот на складе;

  • • количество бригад, задействованных в погрузочно-разгрузочных работах.

Встроенный «Менеджер событий», в котором настраивается отправка сообщений при наступлении заданного события: бронирование временного слота, изменение времени резервирования, регистрация водителей по прибытии на территорию комплекса, назначение дока для погрузки или разгрузки, отправка машины на весы и т.д.

Telegram-бот для коммуникации с контрагентами мы запустили в ответ на запрос по автоматизации обмена информацией с водителями, прибывающими на склады. Такой сервис позволяет водителю, не выходя из машины, зарегистрировать свой приезд. Мы, со своей стороны, можем отследить его геолокацию, проверив, где он находится, и выдать ему руководящие инструкции. Это удобный канал взаимодействия, во многом автоматизированный и подходящий для цифровой коммуникации.

Важным элементом системы стал «менеджер событий». Он позволяет закрепить способ реакции на те или иные события. В нем отражаются все действия: бронирование временного слота, изменение времени резервирования, регистрация водителя по прибытии на территорию складского комплекса, назначение дока для погрузки или разгрузки, отправка машины на весы и т.д. На каждое такое действие может быть создано сообщение и отправлено уполномоченному лицу указанным в системе способом. Таким образом, на платформе в режиме реального времени фиксируются все действия водителя с момента его прибытия на склад. На любое действие склада и по критическим задачам, требующим внимания менеджеров, может быть сформировано автоматическое уведомление.

Еще один новый модуль – управление ресурсами на складе. С его помощью можно настраивать количество действующих ворот, бригад, оборудования и то, как они распределены по докам в каждый момент времени. Это позволяет сбалансированно распределять прибывающий транспорт, исходя из ресурсов площадки, снижать простои фур на складском дворе и уменьшать операционные затраты.

Спрос на систему управления временным окнами на складе увеличился и продолжает расти. Поэтому предлагаю подробно разобраться со всеми этапами, которые необходимо пройти компании для выбора и подключения системы управления временными слотами.

Первый этап: выбор системы и «облачные» страхи

За год спрос на систему управления временными окнами больше всего вырос в сегментах производителей и поставщиков продуктов питания, ресторанного бизнеса и смежных отраслях. Например, автоматизацией все активнее интересуются компании, занимающиеся оснащением ресторанов мебелью и техникой.

И все эти компании приходят с одними и теми же проблемами: «живые очереди» на складе, конфликты с водителями, перегруженный складской персонал. Это боли, которые требуют «оперативного лечения». И главным фактором в этой ситуации становится скорость запуска системы в работу.

Илья Можаев, директор по логистике «ЭкоНивы»Илья Можаев, директор по логистике «ЭкоНивы»:

«До того, как принять решение об автоматизации погрузочно-разгрузочных работ и цифровизации коммуникаций с нашими контрагентами, мы выделили ключевые причины сбоев в плановой работе и ежедневных операциях складов.

Во-первых, выявили несовершенства прогнозирования и регулирования нагрузки на склад с точки зрения входящего и исходящего транспорта, доступности складских ворот и ресурсов. Это вызывало сложности в управлении работой площадки.

Во-вторых, у нас не было полной картины по простоям и опозданиям машин, прибывающих к нам на склад. Это приводило к тому, что мы не могли принимать комплексные управленческие решения, вырабатывать рекомендации по организации работы. Фактически нам приходилось реагировать постфактум, когда проблема уже возникла и требовалось срочное решение по ее устранению.



Так как мы не имели возможности регулировать входящий транспортный поток, то нередко случались ситуации по скоплению автомобилей на территории около склада. Кроме того, мы, как и многие компании, работающие в подобных условиях, сталкивались с искажением фактов о времени прибытия водителя на склад. Перевозчики спекулировали данными о сроках выгрузки, выдавая желаемую информацию за действительную. Например: «Я приехал день назад, простоял уже сутки, оплатите мне простой или выгрузите как можно быстрее».


Подключив облачное решение, запустить систему управления временными окнами на складе возможно буквально за 2-3 дня. Именно такой, например, мы изначально и создавали Ant Time Slot Management, одна из основных задач системы – адаптивность.

Подключив «облачное» решение, запустить систему управления временными окнами на складе можно буквально за 2-3 дня. Проектная работа, которая включает приобретение лицензии, разработку техзадания, установку ПО на собственные серверы и внедрение, занимает 4-5 месяцев

При этом мы никогда не оперировали понятием «коробочное решение». На практике заказчики редко озвучивают все проблемы, которые мешают эффективно управлять временными окнами на складе. Поэтому каждый проект предполагает доработку системы.

Предоставляем пробный период, в течение которого компания может бесплатно тестировать систему, а мы – заниматься «донастройкой», консультированием, дополнительным обучением и т.п. Тестирование длится до трех месяцев.

Илья Можаев, директор по логистике «ЭкоНивы»Илья Можаев, директор по логистике «ЭкоНивы»:

«Мы решили протестировать Ant Time Slot Management в том числе и потому, что в данном случае наша компания не несла никаких дополнительных рисков, так как в переходный период нас не обязывали принимать окончательное решение по эксплуатации системы. Тестирование Ant Time Slot Management заняло три месяца. Нашими главными задачами стала оценка эффективности и формулирование пожеланий к изменениям, необходимым для улучшения качества работы».

Изначально при проектировании системы мы понимали, что планированием транспорта и бронированием окон будут заниматься как собственные менеджеры, так и внешние сотрудники, особенно если это поставщики или самовывоз. Для того чтобы обезопасить инфраструктуру склада, мы спроектировали ant Time Slot Management как «облачное» решение. На наш взгляд, такой подход очень удобен для автоматизации эпизодических процессов в логистике: например, управления двором или временными окнами на складе. При автоматизации фундаментальных процессов, малейший сбой в которых может значительно повлиять на работу всей компании, могут быть применены и классические проектные инструменты, которые включают приобретение лицензии, разработку техзадания, установку ПО на собственные серверы и внедрение, занимающее от 4 до 5 месяцев.

Многие крупные компании не учитывают эту градацию и до сих пор, автоматизируя даже самую простую операцию, запускают масштабные проекты, которые порой длятся годами. «Облачным» решениям собственники и руководители таких компаний не доверяют в принципе, опасаясь, что системный ландшафт недостаточно защищен: мошенники могут искусственно интегрировать вредоносный код, что приведет к сбою или утечке данных.

Мы поясняем, что на самом деле все с точностью до наоборот: любое подключение контрагента к внутренней системе потенциально может привести к снижению ее работоспособности. Кроме того, «облачные» провайдеры повышают уровень безопасности с помощью таких инструментов как: шифрование, многофакторная аутентификация, мониторинг безопасности.

Второй этап: адаптация, подключение партнеров и «шлагбаумы на десерт»

В среднем подключение к системе управления «временными окнами» занимает 2-3 дня, а на адаптацию уходит до двух месяцев.

Первая неделя – это обычно обучение персонала работе в программе и внутренние тесты на реальных кейсах, по итогам которой компания готовит рекомендации для «донастройки» системы.

Задача второй недели – интеграция решения по управлению «временными окнами» с другими системами заказчика, такими как: ERP, 1С и WMS. Подключение к каждой из этих систем не всегда обязательно. Например, интеграцию с WMS-платформой рекомендуем только тем компаниям, кто планирует в перспективе также подключить расширенное управление двором.

Совсем другое дело – ERP. Интеграция с этой системой позволит обязать транспортных партнеров не только бронировать дату и время прибытия на склад, но и указывать, какие заказы они смогут забрать. И, например, если они выберут единовременное получение всех заказов, то забронировать дополнительные временные слоты система уже не позволит.

Илья Можаев, директор по логистике «ЭкоНивы»Илья Можаев, директор по логистике «ЭкоНивы»:

«Система Ant Time Slot Management полностью встроена в контур управления предприятием. Поставщики и клиенты с самовывозом бронируют временные окна через информационный портал платформы, что дает нам возможность организовать сбалансированную работу склада и транспорта.



Через механизмы управления расписанием мы можем регулировать нагрузку на склад, отключать необходимые окна, чтобы склад мог, например, выполнять профилактические работы или регулировать равномерность выполнения складских операций».

Третья и четвертая неделя обычно уходят на подключение доверенных партнеров и совместные тесты по отработке различных сценариев эксплуатации системы бронирования временных слотов.

Илья Можаев, директор по логистике «ЭкоНивы»Илья Можаев, директор по логистике «ЭкоНивы»:

«На первом этапе мы подключили к системе контрагентов по поставкам сырья, затем – остальной входящий и исходящий транспортный поток. Наладив работу одной площадки, запустили проекты с остальными производственными платформами заводов. Теперь каждый из наших контрагентов может зарезервировать временное окно для погрузки или выгрузки товара на склад.

Наши партнеры, в том числе транспортные, в режиме реального времени отслеживают прибытие грузовиков, время их постановки на доки, состояние техники по дворе, каждый этап перемещения через контрольные точки, время убытия ТС и статусы рейсов. Это избавило нас от большого потока лишних коммуникаций, в том числе регулярных выяснений: что происходит с транспортом и почему он простаивает».

Таким образом в течение двух месяцев заказчик получает полное представление о системе управления временными интервалами и ее возможностях.

Чтобы оценить, стоит ли масштабировать решение на другие склады компании и выводить систему в промышленную эксплуатацию, рекомендуем обратить внимание на следующие критерии:

  • • удалось ли сделать процесс взаимодействия с контрагентами склада прозрачным;

  • • была ли устранена «живая очередь» на складе;

  • • удалось ли исключить простои транспорта;

  • • получилось ли собрать объективную и детальную статистику прибытия транспортных средств.

Есть еще один критерий, на котором некоторые компании ошибочно зацикливаются. Они пытаются выбрать систему управления временными окнами на складе исходя из того, оборудование – шлагбаумы, видеокамеры – какого производителя они хотят закупить. Это в корне некорректный подход.

Сначала нужно автоматизировать взаимодействие склада с контрагентами и водителями. Чтобы система четко фиксировала: кто приехал, что привез, какой док свободен, сколько будет длится разгрузка и т.д. А после решения задачи можно установить оборудование любого производителя, наладив коммуникацию через API или SDK1, поставляемый вместе с оборудованием.

Автоматизация уличного хранения и планы на контейнеры

В этом году со стороны производственных предприятий, крупных складских комплексов, транспортных компаний и терминально-логистических комплексов вырос спрос на функционал по расширенному управлению двором. Подробно останавливаться на уже реализованном функционале системы ant Yard Management System не буду. О нем вы можете прочитать по ссылке. А о решении, над которым мы работаем сейчас, расскажу.

Иногда некоторые компании под управлением двором до сих пор подразумевают камеру на входе и шлагбаум, который открывается, когда подъехала машина. Бизнес не учитывает, что современные IT-инструменты позволяют упорядочить движение транспорта по территории любого масштаба, сократить простои и скопление транспортных средств на подъезде к предприятию.

«Иногда некоторые компании под управлением двором до сих пор подразумевают камеру на входе и шлагбаум, который открывается, когда подъехала машина. Бизнес не учитывает, что современные IT-инструменты позволяют упорядочить движение транспорта по территории любого масштаба, сократить простои и скопление транспортных средств на подъезде к предприятию»

Система расширенного управления двором, – продукт, разработку которого мы сейчас завершаем, также сможет выстраивать маршрут по большому грузовому двору, задавая путь перемещения транспортного средства по разным точкам погрузки и планируя временные окна на каждой из этих зон.

Важно, что сразу мы рассматриваем возможность оперативной коррекции созданного плана. В случае необходимости внесения изменений «вручную» в системе придется изменить бронь только первый временной слот для прибытия грузовика. Остальные – будут автоматически резервироваться с учетом фиксированного времени движения между точками погрузки на территории склада или терминала. В декабре планируем запустить это расширенный сервис в тестовую эксплуатацию, а в январе 2025 года – в промышленную.

Кроме складов, со стороны бизнеса поступают запросы и в сегменте контейнерных перевозок, которые из года в год демонстрируют положительную динамику. Так, по оценкам FESCO, за девять месяцев 2024 года объем контейнерных перевозок в России увеличился на 7% год к году и достиг 4,9 млн TEU. Вслед за объемами растет и инфраструктура. «Логопер», например, до 2027 года намерен построить по всей стране 11 наземных контейнерных терминалов.

Вслед за ростом спроса Ant Technologies запустил работу над IT-решением для управления контейнерными терминалами. Мы наладили обработку документов от РЖД и автоматизировали систему отправки уведомлений клиентам о прибытии контейнеров. Благодаря этому контейнерный терминал смог сократить время таких операций с 5-6 часов до 15 минут. Вторая реализованная задача, повысившая эффективность контейнерного терминала – создание расписания временных окон для автомобильных контейнеровозов, которые забирают с терминалов пришедшие по железной дороге контейнеры, в зависимости от позиции рельсового козлового крана. То есть временное окно для приезда клиента назначается на то время, когда кран будет работать возле платформы с контейнером, поступившим в его адрес.

Рассчитываем, что этот функционал дополнит наше платформенное решение Ant Time Slot Management и позволит компаниям повысить эффективность при управлении процессами взаимодействия не только на складах, но и на контейнерных терминалах».

Писать о планах по развитию почти так же увлекательно, как и читать об их реализации. Посмотрим, сбудутся ли задачи Ant Technologies – на портале «Логирус».


1SDK (англ. software development kit — комплект для разработки программного обеспечения) — набор инструментов для разработки программного обеспечения, объединенный в одном пакете, обычно содержит комплект необходимых библиотек, компилятор, отладчик, иногда — интегрированную среду разработки.

Материал подготовлен совместно с компанией «АНТ Технолоджис». Реклама, ООО «АНТ Технолоджис», ИНН 7713689918, erid: LjN8KMEyR


Тэги: временные слоты, управление двором, IT, Ant Technologies, ЭкоНива
09.12.2024

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Личные трудности Лучшие люди Опыт в помощь Оценка Логизорро Раскопки Складская логистика Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх