«Платон» «штрафодобывающий»: можно ли переспорить?

На какие «костыли» могут опереться перевозчики, чтобы оспорить уже вынесенный штраф, и как можно перестроить систему, чтобы «вылечить» проблему

Марина Сергученкова Марина Сергученкова
Заместитель шеф-редактора


Фото: нейросеть «Шедеврум»

С осени 2024 года, по данным опрошенных «Логирусом» перевозчиков, штрафы от системы «Платон» стали приходить буквально каждый день. Крупные перевозчики получают до 10-15 постановлений за сутки, рассказали в компании «Вестерн Петролеум Транспортэйшн» (LR. компания доставляет нефтепродукты на автозаправочные станции «ЛУКОЙЛ» и «ТЕБОЙЛ»). А это, даже при условии оплаты штрафа с 50-процентной скидкой, – 25-37,5 тыс. рублей дополнительных расходов в день.

Лавинообразный рост количества штрафов перевозчики объясняют работой систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и автоматических подавителей сигнала «Платона», GPS и ГЛОНАСС. Признают проблему и в Минтрансе, и в Росавтодоре, и в Ространснадзоре, и в «Платоне». Однако единого варианта решения пока нет. Поэтому «Логирус» решил выяснить:

  • • На сколько теория обжалования штрафов в системе «Платон» отличается от практики?

  • • На какие «костыли» при этом можно опереться, а на какие – нет?

  • • Кому «Платон» обещает амнистию по уже вынесенным штрафам?

  • • Как перевозчику доказать, что он не пользовался «глушилкой»?

  • • И к какому решению проблемы склоняются в Минтрансе?

Разобраться в проблеме «Логирусу» помогали:


Андрей Попов
директор по закупкам APPIA Logistics
Андрей Попов
Дмитрий Егоров
собственник ООО «Томская грузовая компания», участник транспортно-промышленного кластера «Водители России»
Дмитрий Егоров
Алексей Орлов
начальник отдела транспортного обеспечения МАТЧ ТВ
Алексей Орлов
Валерий Алексеев
вице-президент Российского автотранспортного союза
Валерий Алексеев
Сергей Владимиров
председатель «Объединения перевозчиков России»
Сергей Владимиров
Наталья Оськина
депутат городской думы Ростова-на-Дону, член правления Ассоциации «Дальнобойщик»
Наталья Оськина
Иван Вовчук
руководитель по Южному и Северо-Кавказскому федеральному кругам компании РТИТС
Иван Вовчук
пресс-служба «Платона»

пресс-служба «Платона»
Все предлагаемые решения проблемы с необоснованным начислением штрафов в системе «Платон» можно условно разделить на две категории. Первая – это временные варианты или «костыли», которые призваны урегулировать конфликтные ситуации, но не устраняют их причину. Вторая – это системные решения, которые, в теории, должны «вылечить» саму проблему, согласно позиции экспертов «Логируса».

Костыль №1 – «аннулирование постановлений»

Отмене подлежат постановления, вынесенные после 20 декабря 2024 года. Но этот вариант применим лишь в единичных случаях. Ведь аннулировать можно лишь те штрафы, которые были зафиксированы рамками, переведенными «в особый режим». По состоянию на февраль 2025 года, таковых по всей стране насчитывается 32 штуки. «Особорежимными» признаны рамки в тех локациях, где «Платон» «зафиксировал случаи влияния средств радиоэлектронной борьбы».

– Причем не разового влияния на минуту-две в день или в неделю, а именно регулярного продолжительного влияния, – уточнил руководитель по Южному и Северо-Кавказскому федеральному кругам компании РТИТС Иван Вовчук на видеоконференции, организованной территориальным управлением Ространснадзора по Южному федеральному округу 20 февраля.

При этом уточнить в каких регионах расположены «особорежимные» рамки Иван Вовчук отказался, сославшись на то, что это закрытая «служебная информация», которая относится к вопросам национальной безопасности. Не обнародует «Платон» и данных о том, сколько всего постановлений было аннулировано по данным с «особорежимных» рамок.

«Платон» перевел в особый режим 32 рамки, где были зафиксированы случаи влияния средств радиоэлектронной борьбы. Фото: rosavtodor.gov.ru

Костыль №2 – «обжалование»

Инструмент обжалования уже вынесенных постановлений доступен всем законопослушным перевозчикам. Это право перевозчикам гарантирует статья «Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении» КоАП РФ (ист.).

В теории перевозчик должен придерживаться простой последовательности действий.

Шаг 1. В 10-дневный срок с момента получения штрафа направить жалобу через форму на сайте Ространснадзора (ист.) или на электронную почту Platonreb@cfo.rostransnadzor.gov.ru.

Шаблон обращения можно скачать на сайте Минтранса (ист.). В документе нужно указать свои данные (наименование юрлица или ИП и адрес компании), номер постановления, которое должно быть обжаловано, регистрационный номер грузовика, на который был выписан штраф, и причину, по которой перевозчик считает штраф ошибочным.

Если есть заключение оператора «Платон» о влиянии РЭБ на устройство, нужно приложить скан или фото этого документа, советуют в Ространснадзоре. Это ускорит рассмотрение и повысит шансы на положительное рассмотрение жалобы.

Шаг 2. Оплатить штраф в течение 20 дней с момента вынесения постановления с 50-процентной скидкой.

Шаг 3. В течение 30 дней с момента подачи жалобы получить от Ространснадзора положительное решение об отмене штрафа.

Шаг 4. Вернуть деньги, перечисленные в счет оплаты административного штрафа. Для этого нужно направить заявление на имя начальника МТУ Ространснадзора по ЦФО. К нему нужно приложить три документа: квитанцию об оплате административного штрафа, копию решения по жалобе и реквизиты счета для зачисления денежных средств, поясняют в Ространснадзоре (ист.) .

И «вишенка на торте» – все эти этапы нужно повторять при обжаловании каждого полученного перевозчиком постановления.

На практике попытки отменить или пересмотреть незаконные штрафы из-за работы РЭБ уже предприняли сотни перевозчиков, однако большинство из них не увенчалось успехом, констатировала депутат городской думы Ростова-на-Дону, член правления Ассоциации «Дальнобойщик» Наталья Оськина.

– Априори ведомства и суд считают, что автоматика и система «Платона» ошибаться не могут. Ведь система должным образом поверена и не выведена из строя, нет подтверждения или заключения оператора «Платона» о влиянии РЭБ в конкретную минуту на конкретно бортовое устройство, – пояснила логику распространенных отказов Наталья Оськина.

Косвенно, это подтверждает статистика самого «Платона». По данным оператора, с 17 января по 12 февраля были поданы жалобы на 12,5 тыс. постановлений. Из них отменили всего 800 или 6,2%.

В «Вестерн Петролеум Транспортэйшн» даже разработали внутренний локальный акт на основе рекомендаций Минтранса по обжалованию штрафов. Так как с осени 2024 года на компанию в буквально смысле слова посыпались постановления. В день может приходить по 10-15 штрафов, уточнил представитель «Вестерн Петролеум Транспортэйшн». Компания сталкивалась со случаями, когда плата списывалась, но штраф от «Платона» все равно приходил. Или плата не списывалась только на одном участке при положительном балансе.

– Сейчас нам приходится тратить время и силы на подготовку документов и обжалование. Это несправедливо, ведь сбои происходят из-за технических проблем в самой системе или из-за внешних факторов, таких как РЭБ, – уверены в «Вестерн Петролеум Транспортэйшн».

По данным «Платона», с 17 января по 12 февраля были поданы жалобы на 12,5 тыс. постановлений. Из них отменили всего 800 или 6,2%. Фото: i.pinimg.com

Если в Ространснадзоре откажутся признавать штрафы недействительными, перевозчик может подать в суд. Однако это придется делать по месту, где был выписан штраф. То есть если компания получила постановление с рамки, расположенной в Ростовской области, то судиться придется там, даже если сама транспортная компания располагается в Йошкар-Оле.

– Давайте посчитаем! Пошлина 3 тыс. рублей, услуги юриста – еще 15 тыс. рублей. Подать в суд сразу и на все штрафы невозможно законодательно. Каждое постановление обжалуется отдельно! А их десятки, в крупных организациях – сотни, – подчеркнула Наталья Оськина.

И самое «интересное» – приведенная выше пошаговая инструкция касается только штрафов «Платон» в связи с воздействием РЭБ. Механизмов обжалования постановлений, которые вынесены из-за воздействия автоматических подавителей сигнала «Платона», GPS и ГЛОНАСС не существует. При движении в колонне с фурой, оборудованной такой глушилкой, у грузовика на короткий промежуток времени светодиодные индикаторы на оборудовании загораются «красным». Но как только источник помех отдаляется, лампочки снова загораются «зеленым» и бортовое устройство начинает принимать и передавать данные в систему «Платон».

– Доказать, что водитель не выключал оборудование «Платона» или не использовал «глушилку» невозможно. Никаким образом. Вообще, – подтвердил председатель «Объединения перевозчиков России» Сергей Владимиров.

В РТИТС напрямую этого не признают, но руководитель по Южному и Северо-Кавказскому федеральному кругам Иван Вовчук, например, заявил, что если в потоке будет ехать 8 машин, то установить, в какой из них конкретно установлена глушилка, довольно сложно.

– Честно говоря, мы сталкиваемся с такими случаями. Люди к нам обращаются. Но это не подтвердить, не опровергнуть. Мы можем только увидеть, что действительно бортовое устройство под рамкой исчезло, – пояснил Иван Вовчук.

Однако в ответ на письменный запрос «Логируса» в пресс-службе «Платона» предложили-таки вариант, как доказать, что водитель не предпринимал никаких противоправных действий со своей стороны и не воздействовал на оборудование «Платона». Нужно обратиться к производителю оборудования за заключением о состоянии бортового устройства. Он проведет экспертизу, которая выявит, имело ли место воздействие на бортовое устройство со стороны. Но на то, чтобы ее получить, у компании, по словам участников рынка, может уйти до двух месяцев.

Костыль №3 – оформление маршрутной карты

Чтобы не нарваться на штраф из-за работы «глушилки», которая вывела из строя бортовое устройство даже на 15-60 секунд, нужно остановить грузовик и оперативно обратиться в колл-центр «Платона». Звонящий должен сообщить о возможной неисправности бортового устройства, а также оформить и оплатить маршрутную карту. Но «в поле», то есть на трассе, водитель этого, скорее всего, самостоятельно сделать не сможет, указала депутат городской думы Ростова-на-Дону, член правления Ассоциации «Дальнобойщик» Наталья Оськина.

– Но главное, при оформлении маршрутной карты блокируется бортовое устройство и использовать его невозможно! А значит по возвращении из рейса нужно идти в центр обслуживания клиентов «Платона», сдавать оборудование и получать новое. До очередной «глушилки», – подчеркнула Наталья Оськина.
Однако рекомендация «Платона» реализуема лишь при условии, что водитель будет постоянно следить за световой индикацией, которая помогает контролировать техническую исправность устройства, указал председатель «Объединения перевозчиков России» Сергей Владимиров. Когда все индикаторы светятся зеленым цветом, это означает, что устройство работает корректно, передает данные и поддерживает связь со спутником.

– Но водитель, как правило, не следит за тем, какого там цвета лампочки горят на бортовом оборудовании. Он следит за дорогой, чтобы не наехать на пешехода, не попасть в ДТП, самому не убиться и груз довезти. Поэтому в 95% случаев, перевозчики узнают о том, что у них оборудование неисправно, когда получают штраф от «Платона», – подчеркнул Сергей Владимиров.

И самое обидное то, что за минутную неисправность оборудования, которое вывела из строя «глушилка», штраф придет в 5 тыс. рублей, что равно пробегу полутора тысяч километров, добавил собственник ООО «Томская грузовая компания», участник транспортно-промышленного кластера «Водители России» Дмитрий Егоров. А по факту фура за эти 60 секунд в лучшем случае успеет проехать 1-1,5 км.

За минутную неисправность оборудования, которое вывела из строя «глушилка», штраф придет в 5 тыс. рублей, что равно пробегу полутора тысяч километров. А по факту фура за эти 60 секунд в лучшем случае успеет проехать 1-1,5 км. Фото: fonar.tv

Замены «костылям»: «заведомо непроходные» и рабочие варианты

Помимо временных «костылей» для урегулирования проблем с необоснованными штрафами «Платон», эксперты «Логируса» озвучили и системные решения.

Есть среди них заведомо нереализуемые. Так, например, «Объединение перевозчиков России» намерено выйти в Минтранс с предложением отменить штрафы в системе «Платон» как минимум на период действия специальной военной операции. Никаких других вариантов решения проблемы, считает председатель объединения Сергей Владимиров, не существует.

– Но наше предложение само собой не примут. И штрафы за неоплату проезда в системе «Платона» повысят в 4 раза до 20 тыс. рублей. Потому что «Платон» уже сейчас стал штрафодобывающей отраслью! – уверен Сергей Владимиров.
Со схожими инициативами выступают и некоторые крупные игроки рынка. В компании «Вестерн Петролеум Транспортэйшн», в парке которой находится более 1700 тягачей и полуприцепов-цистерн, предлагают приостановить работу «Платона» в регионах, где проблема с глушением сигнала стоит особенно остро. Например, в приграничных областях. Это позволит снизить нагрузку на перевозчиков и избавит от некорректных штрафов, уверен официальный представитель «Вестерн Петролеум Транспортэйшн».

Второй блок потенциальных решений связан с тем, чтобы выработать механизм, который бы защищал только добросовестных плательщиков «Платона». На рабочей встрече с участием представителей отраслевых ассоциаций, логистических компаний и крупных собственников парков грузового транспорта, которая прошла пару недель назад, например, речь вели о «необходимости разработки механизма автоматической реконструкции маршрута без применения данных бортовых устройств».

– Это лишь одно из решений, которое обсуждалось в рабочем порядке в рамках инициативы по достраиванию маршрута до следующей точки появления грузовой машины в системе «Платон», – рассказал директор по закупкам APPIA Logistics Андрей Попов. – Этот механизм может стать одним из элементов системы защиты добросовестных перевозчиков от недобросовестной конкуренции.

Однако автоматическая достройка маршрута противоречит постановлению правительства №504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» (ист.), считает один из отраслевых юристов, с которым общался «Логирус». А на внесение изменений в постановление уйдет от полугода.

– В случае фиксации проезда транспортного средства камерами, установленными на рамке «Платона» и без фиксации маршрута движения, который необходим для выставления счета на оплату проезда по маршруту, нормы действующего постановления №504 обязывают оператора «Платона» достроить маршрут с расстоянием не более 30 км без получения согласия на это перевозчика. При этом эти действия все равно квалифицируются как проезд без оплаты, и этот факт не освобождает перевозчика от юрответственности за «проезд без оплаты», – предупредил вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев.

Начальник отдела транспортного обеспечения телеканала «Матч ТВ» Алексей Орлов предложил перенять опыт взаимодействия операторов платных дорог с водителями, который уже доказал свою эффективность. Эксперт обратил внимание на то, что транспондеры, используемые для автоматического списания платы за проезд, иногда могут давать сбои. Однако вместо того, чтобы сразу штрафовать водителей, как это часто происходит, можно использовать более лояльный подход. Например, в случае сбоя оборудования в личный кабинет пользователя может поступать уведомление о том, что оплата за проезд по определенному участку не была списана, и предложить пользователю самостоятельно внести нужную сумму.

Алексей Орлов подчеркнул, что на стационарных пунктах контроля системы «Платон» установлены камеры фотофиксации, которые позволяют идентифицировать транспортное средство. Эти данные передаются в систему для начисления платы. Таким образом, даже если транспондер не сработал, система все равно фиксирует факт проезда. Поэтому эксперт задается вопросом: если система способна выписать штраф, то почему бы ей не списывать необходимую сумму с лицевого счета пользователя, как только будет подтвержден факт проезда?

Согласен с ним и собственник ООО «Томская грузовая компания», участник транспортно-промышленного кластера «Водители России» Дмитрий Егоров. По словам эксперта, в его компании лицевой счет «Платона» ежемесячно пополняется на 500 тыс. рублей. На счетах крупных перевозчиков, таких как «Матч ТВ», всегда находится значительная сумма средств: от 200 тысяч до 1 миллиона рублей, подтвердил Алексей Орлов. Это позволяет оперативно покрывать расходы на оплату дорог.

Поэтому систему «Платон» можно было бы усовершенствовать таким образом, чтобы она присылала уведомления в личный кабинет пользователя с информацией о том, на каких участках и по каким транспортным средствам не была списана плата, предложил Алексей Орлов. Пользователь мог бы согласовать списание нужной суммы, и проблема была бы решена без необходимости выписывать штрафы.

По мнению эксперта, такой подход позволит законопослушным перевозчикам оперативно реагировать на уведомления. Ведь большинство современных личных кабинетов привязаны к электронной почте или мобильным устройствам, что обеспечивает своевременное получение информации. Таким образом, перевозчики смогут быстро оплатить проезд, избежав штрафов и дополнительных сложностей.

По данным осведомленных источников «Логируса», на совещании 17 января у Минтранса звучало схожее решение проблемы начисления некорректных штрафов. Его суть сводится к следующему: «Платон» будет отправлять в личный кабинет пользователя сообщение с просьбой согласовать достроенный маршрут. Перевозчик его согласовывает и на основании этих данных ему уже выставляют счет, а не выписывают штраф.

Какой из упомянутых в статье или не упомянутых вариантов в итоге будет принят, предстоит решить именно Минтрансу. И по данным источников «Логируса», министерство может это сделать в ближайшие 2-3 месяца.

Тэги: Платон, РТИТС, Минтранс, Ространснадзор, штрафы
26.02.2025

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Личные трудности Лучшие люди Опыт в помощь Оценка Логизорро Раскопки Складская логистика Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх