Логистика на грани анабиоза

Как команда NC Logistic доставила груз, который боится холода, сухости и… самого себя

Артем Васканян Артем Васканян
заместитель генерального директора по логистике 3PL-оператора NC Logistic


Изображение сгенерировано нейросетью Midjourney

Водители нашей фуры в тот рейс напоминали Тома Круза в роли Итана Ханта с напарником из «Миссии невыполнима». Один — за рулем, контролирующий ситуацию на дороге. Второй — не отрывал глаз от приборной панели, гипнотизируя мигающие лампочки гигрометров и цифры температуры в рефрижераторе. Ведь плюс-минус градус — уже фиаско, зеленый цвет на приборной панели сменился красным — доставка провалена.

Сама машина была «вооружена до зубов»: два автономных рефрижератора, проверенных десятками рейсов, датчики воздуха и влажности. А в офисе, за сотни километров, кипел штаб быстрого реагирования: оператор в наушниках не сводил глаз с монитора, где также контролировались все показатели мультирежимного грузовика, и давал указания экипажу, находясь постоянно на связи с водителями. Это была не съемка блокбастера, а наша «операция» по доставке крайне важного и ценного груза.

И поверьте, когда я расскажу вам, что именно мы перевозили, вы поймете, насколько это было серьезно. Но, обо всем по порядку.

Наша компания специализируется на доставке фармацевтической продукции. За много лет в логистике мы перевезли сотни тонн лекарств, вакцин и хрупких пробирок, но тот заказ я не могу назвать простым. Помню этот звонок от клиента декабрьским утром, который меня очень сильно удивил.

— Жуки? — переспросил я, глядя в окно, где снег валил хлопьями, цепляясь за макушки елей. — Вы имеете в виду… живых?

Получив утвердительный ответ на том конце, я вначале подумал, что это розыгрыш. Но клиент настойчиво продолжал рассказывать мне об условиях перевозки, важности и ценности груза, соблюдении температурных и влажностных параметров. Я скрупулезно записывал все моменты, параллельно думая, как получилось, что заказчик обратился именно в нашу компанию.

Спустя минут 20, все указания по поводу доставки были получены и, закончив разговор, я стал разбирать написанное впопыхах. Я то думал, что время поразмыслить над тем, браться за заказ или нет, у меня еще есть. Но оказалось, маховик запущен: груз из Израиля вылетает уже на днях. А значит, назад дороги нет, нужно готовиться. Тогда мы еще и не подозревали, с какими вызовами придется столкнуться.

— Поставка такого рода груза была первой, а значит проблем с растаможиванием не избежать, — пронеслось в моей голове. Изображение сгенерировано нейросетью Midjourney

Аэропорт «Шереметьево», команда NC Logistic встречает только что приземлившийся самолет из Израиля. Спустя время «товар» уже выгрузили на площадку для досмотра представителями таможни.

— Поставка такого рода груза была первой, а значит проблем с растаможиванием не избежать, — пронеслось в моей голове.

Я знал, что вопросы возникнут. Отправитель груза предоставил пару сертификатов на иностранном языке, но, видимо, все условия фитосанитарного контроля в России до конца не знал. Наш брокер со всей скрупулезностью оформлял сопроводительные документы, разъясняя таможенникам, что за груз, куда и кому везем.

Посмотрев на паллеты, где в определенном порядке были сложены коробки, матерый представитель ФТС спросил:

— Жуки? Биологическое оружие что ли? Где доказательства, что это не переносчики болезней?

Мой коллега не растерялся, сразу же начал показывать всевозможную информацию о насекомых в интернете, вплоть до научных статей про класс энтомофагов.

Энтомофаги — это хищники, паразиты и другие организмы, опасные для насекомых, влияющие на естественное регулирование их численности.
Дело в том, что заказчиком перевозки такого необычного груза стало агрохозяйство, которое занимается выращиванием сельскохозяйственных культур. Мода на экологическую продукцию растет, поэтому фирма не использует химию для борьбы с вредителями, а уничтожает их с помощью специально выведенных в лабораторных условиях насекомых. Они, к тому же, достаточно дорогое удовольствие для заказчика, особенно если учесть, как их нужно доставлять.

Пока наш брокер проводил сотрудникам ФТС лекцию о энтомофагах, коллеги максимально оперативно смогли получить фитосанитарные сертификаты от отправителя. Груз прошел дезинфекцию, а таможня дала добро на ввоз жуков. Теперь предстояла не менее трудная миссия — подготовка к перевозке. Ведь любое несоблюдение правил доставки могло привести к колоссальным убыткам.

Доказывать, что ввезенные жуки не являются «биологическим оружием», помимо официальных документов, приходилось с помощью статей из интернета. Афидиус, оса-паразит тли. Источник фото: animals.pibig.info

Условия транспортировки груза были такими: температура от +2°С до +8°С и постоянная влажность не ниже 50%. Если какое-то из требований будет нарушено, то жуки выйдут из анабиоза, в котором «путешествуют», и начнут пожирать своих сородичей. Но если постоянную температуру в рефрижераторе поддерживать не слишком сложно, то с влажностью могли возникнуть трудности.

Перед тем, как забирать «товар», специалисты нашей компании пытались связаться с коллегами, у которых был подобный опыт. Однако, все перевозки живого груза обычно связаны с температурным режимом, но никак не с уровнем влажности в грузовике.

Осмотрев пятитонную партию, мы с коллегами решили убрать паллеты, чтобы не попасть на перегруз. Коробки сформировали в сложные конструкции, напоминающие колодцы, куда поместили умные увлажнители с дистанционным управлением. Но тут снова проблема — влага концентрировалась в нижней части фургона, оставляя верхние ярусы упаковок уязвимыми, а значит мог быть риск разбудить наших «пассажиров».

Тогда кто-то из сотрудников предложил воспользоваться куллерами — небольшими вентиляторами, мощности которых как раз должно было хватить для «доставки» воздуха к верхушке грузовика.

— Одна голова хорошо, а восемь — лучше, — подумал я, посмотрев на нашу команду.

Пришлось связываться с коллегами, у которых был опыт перевозок живого груза, но с поддержанием уровня влажности никто не сталкивался. Источник фото: nclogistic.ru

После борьбы с капризными датчиками влажности мы наконец усмирили климат в кузове. Но едва успели перевести дух, как новая напасть: на ходу «колодцы» (именно в такой форме были укомплектованы коробки с жуками) начали жить своей жизнью, угрожая рассыпаться от малейшей тряски. Ехать с низкой скоростью нельзя, ведь в увлажнителях дистиллят, запасы которого ограничены, а долить уже не получится.

Вспомнив про план загрузки, мы бросились укреплять груз распорками, но их хватило едва на треть. Пришлось экстренно мобилизовать стажера — тот рванул в ближайший хозмаг, сметая с полок все крепления. А между коробками и бортами грузовика установили дополнительную защитную пленку, чтобы тряска была меньше. И только после того, как устойчивость «колодцев» больше не вызывала вопросов, я выдохнул спокойно.

Практически сутки ушли у команды NC Logistic на подготовку перевозки жуков из Москвы в Санкт-Петербург.
Метель гуляла по трассе, засыпая снегом грузовик с экзотическим грузом. За бортом трещал мороз (–15°C), но внутри фуры, где в холоде спали израильские жуки, удерживался заветный показатель +5°C.

«Колодцы» с жуками не давали ехать быстрее 60 км/ч. Поэтому расстояние около 700 км проехали достаточно долго: больше 2 дней ушло на загрузку и доставку. Рефрижератор то и дело глушили — агрегат «высасывал» последнюю влагу, заставляя экипаж снова и снова настраивать параметры.

Конденсат выводился из грузовика ручьем. Поэтому водители выдумали собственный лайфхак: в патрубки периодически засовывали проволоку, чтобы оставшиеся осадки не замерзли.

Благодаря нашему профессионализму и, что уж там, находчивости, груз прибыл в срок, а питерские заказчики встретили фуру с восторгом, словно новогодний подарок. Водители же, вымотанные как после рейса на край света, молча наблюдали за разгрузкой. Потому что даже Том Круз в роли Итана Ханта не смог бы выдержать второй такой миссии.

Хотя для меня и всей команды NC Logistic этот опыт стал по-настоящему ценным и вдохновляющим, специфика работы с живым грузом требует уникальных решений. Несмотря на то, что сложные кейсы нас не пугают, ключевым направлением остается фармацевтическая логистика.


Тэги: NC Logistic, рефперевозки, живой груз
21.05.2025

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Личные трудности Лучшие люди Опыт в помощь Оценка Логизорро Раскопки Складская логистика Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх