Контракт-пиявка, «капкан-условия» и договорная кабала
Какие шесть ловушек в договоре вытягивают деньги из перевозчика и как этого избежать
![]() |
Марина Сергученкова Заместитель шеф-редактора |

В январе-феврале 2025 года объем перевозок в России снизился на 30% в годовом выражении, подсчитали в ассоциации «АвтоГрузЭкс. Глубину кризиса в отрасли наглядно демонстрировал индикатор Атракс, который в этот период достиг минимума (–77), что указывало на острый дефицит грузов при избытке свободного транспорта. Несмотря на сезонное оживление спроса, отрасль пока не может преодолеть негативную динамику. По данным на вторую половину июня, общий индекс ATI.SU FTL РФ все еще на 115 пунктов ниже, чем в июне 2024 года.
Сложившаяся ситуация резко изменила баланс сил на рынке. Грузовладельцы получили возможность диктовать жесткие условия, а экспедиторы активно перекладывают риски на перевозчиков. Как отмечает транспортный юрист с 13-летним стажем и опытом работы в крупнейших транспортных компаниях страны Екатерина Синдимирова, сейчас из десяти проверяемых ею договоров «лишь один заключает прямой клиент, остальные девять – от экспедиторов, которые ужесточают требования».
В договорах чаще всего встречаются шесть «ловушек» для перевозчиков:






Эти условия, по сути, перераспределяют все риски в пользу заказчиков, оставляя перевозчиков без защиты перед растущим финансовым давлением, подчеркнула эксперт. Но давайте разберемся со всем по порядку.
Ловушка №1 «Заплатим после»: отсутствие дат превращает договор в беспроцентный кредит
Одна из распространенных ловушек в договорах перевозки – формулировка «оплата после выгрузки». Проблема в том, что здесь не указан конкретный срок: оплата может затянуться на 25 дней, месяц или даже больше – все зависит от скорости реагирования на затянувшиеся сроки оплаты. Недобросовестные экспедиторы нередко пользуются этой неопределенностью.– Давайте разберем на примере, как работает такая схема. Стороны не фиксируют в договоре четкие сроки оплаты, и перевозчик вынужден полагаться на устные обещания. Сначала ему говорят: «Заплатим в следующую среду». Среда проходит – платежа нет. Затем переносят: «Оформим в пятницу». И снова ничего. Когда перевозчик наконец обращается к юристу, выясняется, что в договоре нет точного срока, а время уже упущено – пока экспедитор «кормил завтраками», прошли недели, – пояснила Екатерина Синдимирова.
Согласно статье 314 Гражданского кодекса РФ «Срок исполнения обязательства» (ист.), если срок не указан, оплата должна поступить в течение семи дней после требования. Но часто перевозчик даже не отправляет такое требование сразу. Когда же документ наконец оформляют и передают через почту, если экспедитор не ведет электронного документооборота, отсчет начинается заново. Если в течение семи дней оплаты нет – следует претензия. Затем ждут еще 30 дней, и только потом подают в суд. Все это время перевозчик остается без денег, подчеркнула Екатерина Синдимирова.
– Бывают и другие неоднозначные формулировки. Например, в одном из договоров с небольшим перевозчиком (парк до 20 машин) экспедитор указал: «Оплата в течение пяти дней». Но с какого момента отсчитывать эти дни – не уточнили. Из-за такой расплывчатости возникают споры и задержки с оплатой, – уверена эксперт.

Многие экспедиторы и грузовладельцы соглашаются на такую формулировку, особенно если они изначально были готовы к частичной предоплате. Например, можно прописать аванс в 30% от суммы перевозки не позднее дня погрузки – тогда при погрузке в рабочий день бухгалтерия оперативно переведет средства.
Ловушка №2 «Капкан задержки документов»: как в договорах прячут двойную отсрочку платежа
Вот как звучит типичная ситуация в заявке: если перевозчик нарушает установленный срок сдачи документов, клиент автоматически увеличивает срок оплаты пропорционально дням просрочки, рассказала Екатерина Синдимирова. Например, изначально на оплату отводилось 10 дней, а документы нужно было предоставить в течение 5 дней после выгрузки. Но перевозчик предоставил их через 20 дней, то есть опоздал на 15-ть. В результате срок оплаты увеличивается на эти 15 дней, пояснила эксперт.– На первый взгляд кажется логичным: раз документы сданы позже, то и отсчет оплаты начинается с момента их получения. Однако на деле к исходным 10 дням прибавляется еще 15, и в итоге перевозчик ждет выплаты уже 25 дней. Почему? Потому что клиент использует формальный повод, чтобы продлить срок расчета, – считает собеседница «Логируса».

Такие формулировки выгодны компаниям – они дольше удерживают деньги в обороте. Перевозчик же оказывается в зависимом положении: ему нужно платить по лизингу, выдавать зарплату водителям, и простаивающая машина только усугубляет ситуацию. Поэтому многие соглашаются на несправедливые условия, лишь бы быстрее получить заказ и не допустить простоя фур, описала проблему Екатерина Синдимирова.
– На практике сталкивалась со случаями, когда задержку оплаты усугубляли дополнительными удержаниями. Например, вычитали сумму претензий из итогового платежа, – поделилась опытом эксперт. – Причем подобные условия могут прописывать как прямые клиенты, так и экспедиторы. У некоторых корпораций, вроде Procter&Gamble, раньше были жесткие условия: если документы сданы с опозданием на 60 дней, перевозчик штрафовался на 120% от стоимости перевозки. И экспедиторы, работавшие с такими клиентами, не рисковали оспаривать эти пункты в договоре, соответственно, условия дублировались перевозчикам в заявках.

Главное – не соглашаться на заведомо невыгодные условия. Если клиент настаивает на увеличении отсрочки из-за задержки документов, стоит напомнить ему: перевозчик и так теряет время, пока восстанавливает бумаги, а дополнительные санкции лишь усугубляют ситуацию.
Ловушка №3 «Автоштраф по умолчанию»: как перевозчики теряют деньги из-за пустого места в договоре
По данным Екатерины Синдимировой, около 30% контрактов не содержат условий об ответственности за задержки. Часто так поступают небольшие производители. Однако законодательство защищает интересы клиентов: даже при отсутствии соответствующих пунктов в договоре перевозчик обязан компенсировать 9% стоимости доставки. Данная норма установлена ст. 35 «Ответственность грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя, пассажира» (ист. ) Устава автомобильного транспорта.Однако важно учитывать один нюанс: право требовать штраф принадлежит грузополучателю, предупредила эксперт. Но здесь стоит оговориться: это актуально лишь тогда, когда заказчик одновременно является получателем груза, подчеркнула эксперт. Если же в цепочке участвует экспедитор, ситуация меняется. Штраф применяется только в том случае, если грузополучатель выставил его экспедитору, а тот, в свою очередь, переадресовал перевозчику как возмещение убытков.
Если же в сделке фигурирует экспедитор, то норма в 9% не действует, и последствия для перевозчика зависят от условий договора между экспедитором и грузовладельцем. Перевозчик оказывается в невыгодном положении: он не знает, какие санкции предусмотрены в их соглашении, и несет дополнительные риски, отметила Екатерина Синдимирова.

«Лично я считаю, что штраф за опоздание – как на погрузку, так и на выгрузку – должен быть равен штрафу за простой. Это было бы справедливо. Сейчас же перевозчики часто сталкиваются с дисбалансом: за простой им выплачивают, например, тысячу рублей в сутки, хотя их собственные расходы значительно выше. Лизинговые платежи за фуру, зарплата водителю, плюс перерасход топлива во время простоя. Получается, компенсация даже не покрывает издержки.
При этом если перевозчик опаздывает, штраф может достигать 10% от стоимости перевозки в сутки или 500 рублей в час – то есть 12 тысяч за день. Выходит, условия не всегда уравновешены. Чтобы исправить эту ситуацию, стоит уравнять санкции за опоздание и простой – тогда баланс интересов будет соблюден», – считает транспортный юрист с 13-летним стажем Екатерина Синдимирова.
Ловушка №4 «Не срыв, но штраф»: как один пункт договора превращает опоздание в финансовую яму
В договоре перевозки может быть расставлен и такой «капкан-условие»: если транспорт опаздывает на погрузку, например, на шесть часов, перевозчик обязан выплатить штраф в размере 20% от стоимости услуги. При этом исполнитель не освобождается от обязательств по выполнению рейса, как обычно указывается в заявке, привела пример Екатерина Синдимирова.На практике перевозчики часто воспринимают это как право клиента расторгнуть договор, поскольку штраф в 20% традиционно ассоциируется именно со срывом перевозки. Однако юридически заказчик может не отменять заявку, и тогда перевозчик, несмотря на опоздание, обязан довести рейс до конца. Более того, по закону действует уведомительный порядок предъявления претензий: исполнителю просто направляют уведомление о зачете штрафа в счет оплаты услуг, пояснила эксперт.
Такие случаи встречаются редко – возможно, один из пятидесяти. Экспедиторы чаще инициируют подобные претензии, хотя для заказчиков это право, а не обязанность, уточнила собеседница «Логируса». Как правило, долгосрочное сотрудничество строится на доверии, и такие меры применяются лишь в исключительных ситуациях с недобросовестными партнерами.

– На моей практике я столкнулась с этим лишь однажды, причем штраф тогда составил не 20%, а 10%. В той истории заявку проверял не юрист, а логист, и в итоге претензию признали обоснованной. Мы не стали оспаривать ее в суде, поскольку юридический анализ показал, что судебные издержки превысят сумму штрафа. Если бы договор изначально проверял юрист, конфликта можно было избежать – подобные риски выявляются еще на этапе согласования условий, – уверена Екатерина Синдимирова.

Ловушка №5 «Опоздал на минуту – потерял рейс»: как не дать экспедиторам сорвать ваш заказ
Если перевозчик опаздывает на погрузку, ритейлеры обычно ставят машину в «живую очередь», рассказала Екатерина Синдимирова. И тогда водителю приходится долго ждать без права требовать компенсацию за простой – ведь вина за задержку лежит на нем. Более того, из-за опоздания перевозку могут признать сорванной или задержать надолго.Экспедиторы вправе в одностороннем порядке оформить срыв перевозки и привлечь другую транспортную компанию на более выгодных для себя условиях. Раньше в правилах перевозки допускалось опоздание до двух часов, но сейчас такой нормы нет, подчеркнула эксперт. Если в договоре или заявке не указано, какое именно опоздание считается срывом – хоть на час, хоть на минуту, – экспедитор может составить акт о неявке транспортного средства и аннулировать заказ.
Бывает и так, что экспедиторы используют эту ситуацию в своих интересах. Например, если прямой клиент отменил заявку, а перевозчик задержался, экспедитор, оставшись без заработка, может объявить срыв и получить компенсацию за счет перевозчика, предупредила Екатерина Синдимирова.

Есть и другие варианты защиты. Можно зафиксировать временное окно для погрузки или прямо указать, что срывом считается опоздание на конкретный срок. А можно вообще не устанавливать жестких временных рамок и просто указать дату – скажем, «погрузка 6 июня». Тогда перевозчик сможет подать машину до конца дня без риска нарушить условия.
Ловушка №6 «Договорная кабала»: как перевозчиков делают крайними в чужой арифметике перегруза
По закону ответственность за крепление, увязку и укрытие груза лежит на грузоотправителе. Это прямо прописано в пунктах 42 и 52 Правил перевозки грузов и в Приложении №8 (ист.), где перечислены работы по погрузке.Однако на практике эти обязанности часто перекладывают на перевозчика через условия договора, констатировала Екатерина Синдимирова. В результате, если груз пострадает из-за ненадлежащего закрепления, отвечать придется перевозчику.
Нередко грузоотправители и заказчики включают в договоры пункты, согласно которым перевозчик отвечает не только за распределение груза по осям, но и за возможные штрафы за перегруз. В итоге возникает двойная ответственность: перевозчик вынужден компенсировать и свои штрафы, и те, что предъявлены грузоотправителю. Такие условия сейчас встречаются практически в каждой заявке, и их могут инициировать как прямые заказчики, так и экспедиторы, констатировала эксперт.

Грузоотправители редко занимаются обжалованием весогабаритных штрафов самостоятельно. Поэтому в договоре можно закрепить пункт о содействии в этом процессе, также необходимо настоять на исключении двойной компенсации убытков.
Собственный юрист или аутсорс: кого «посадить в кабину» вашего бизнеса
На рынке грузоперевозок потребность в юридическом сопровождении сильно зависит от масштабов бизнеса. Для индивидуальных предпринимателей и небольших перевозчиков с парком до 10 машин оптимальным решением становится аутсорсинг. Содержание штатного юриста для них экономически нецелесообразно – дополнительные 40% налоговых отчислений, затраты на рабочее место и профессиональные программы «съедают» и без того скромный бюджет, перечислила Екатерина Синдимирова. Чаще всего такие компании ограничиваются разовыми консультациями или вообще неофициальными выплатами «в конверте», что рискованно и незаконно. В то время как анализом договоров и заявок, а также иной юридической волокитой занимается логистический персонал.Однако у этого подхода есть серьезные недостатки. Когда договоры составляют диспетчеры, а претензии отправляют без описи вложения, это неизбежно приводит к проблемам. Контрагенты могут оспаривать факт получения документов, а ошибки в оформлении становятся причиной финансовых потерь. В итоге перевозчики все равно вынуждены обращаться к юристам, но уже тогда, когда ситуация требует срочного и дорогостоящего решения.
Для компаний с парком от 20 машин и планами расширения ситуация меняется. Здесь уже выгоднее содержать собственного юриста, даже если первоначальные затраты кажутся высокими. Постоянный контроль договоров, оперативное реагирование на претензии и судебные иски, работа с госорганами – все это требует системного подхода. К тому же, если нанять специалиста на раннем этапе роста, его зарплата будет относительно невысокой.
В апреле 2025 года для компании с автопарком в 30 машин мы решили 9 задач за месяц. Вот что вошло в работу:
|
Количество |
Экономия для бизнеса |
Правовой анализ договоров перевозки |
3 |
Снизили риски штрафов 90% |
Консультации по трудовым спорам |
1 |
Избежали судебных исков |
Рассмотрение входящих претензий |
1 |
Сохранили 157 500 руб. |
Урегулирование страховых случаев |
1 |
Вернули 203 502 руб. |
Выставление исходящих претензий за просрочку оплаты |
2 |
Вернули 175 000 руб. |
Обжалование штрафа за перегруз |
1 |
Сэкономили 375 000 руб. |
Итог: Полная стоимость услуг – 65 000 руб. При этом штатный юрист обошелся бы компании от 150 000 руб. с учетом налогов, рабочего места, аренды офиса и пр.
Получите консультацию Екатерины Синдимировой — транспортного юриста с 13-летним стажем.
Или отправьте ей ваш договор на проверку, чтобы исключить скрытые риски.
Чтобы оставить заявку перейдите на сайт PRAVO GRUZOV.
Материал подготовлен совместно с компанией «СОВА ТРАНС». Реклама, ООО «СОВА ТРАНС», ИНН: 1650417876, erid: 2W5zFHRG9Jp
Тэги: договор перевозки, скрытые ловушки, экспедиция, юридическая защита
25.06.2025
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Logistika Expo: не HR-переговоры, а откровенные разговоры
О внутренней кухне компаний, спящих сотрудниках и офисных «плюшках» -
Экспедитор, агрегатор, заказчик: ищем крайнего?
О подмене ответственности, реальной роли экспедитора и отсутствии системных решений -
Китай, посылка на Урал и «немосковский» канал
Как сократить десятки километров и тысячи рублей при доставке из Китая в Сибирь и на Урал -
Стресс, «железная рука» и чувства сотрудника
Вадим Филатов о пути от строгого управления к развитию психологической безопасности и эмоционального интеллекта в команде -
Маркетплейсы: нажива VS лояльность – что победит?
С какими маркетплейсами ассоциируют себя селлеры на Ecom EXPO
Другие статьи по темам
Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Личные трудности Лучшие люди Опыт в помощь Оценка Логизорро Раскопки Складская логистика Фоторепортаж
