Китай, посылка на Урал и «немосковский» канал

Как сократить десятки километров и тысячи рублей при доставке из Китая в Сибирь и на Урал

Изображение сгенерировано нейросетью Midjourney

Регионы продолжают генерировать более 76% всех онлайн-продаж и демонстрируют наибольший рост в интернет-торговле в 2025 году, сообщают аналитики АКИТ.

Несмотря на это, более половины всех отправлений компании до сих пор сначала доставляют в Москву на площадки маркетплейсов, там обрабатывают и наконец спустя несколько недель — доходят до конечного получателя, например, в Сибири и на Урале, рассказали эксперты «Логируса».

Причины разные: от нехватки объема продаж до недостатка качественных фулфилмент-центров.

Как повысить эффективность логистики e-commerce, ускорить доставку и сократить затраты при перевозке из Китая в сибирский и уральский регионы, расскажем в материале.

Разбираться в этом вопросе нам помогали:


Ольга Платонова
руководитель отдела логистики производителя товаров для быстрой и эффективной уборки Zetter
Ольга Платонова
Виктор Есин
предприниматель и селлер Riseplus
Виктор Есин
Екатерина Шарапова
начальник отдела закупок и ВЭД «Прометей»
Екатерина Шарапова
Дарья Медведева
руководитель подразделения привлечения и развития клиентов Free Lines Company
Дарья Медведева

Маркетплейсы: от регионального бума до правил с жестким лимитом

Чтобы ускорить доставку, снизить затраты и повысить удовлетворенность покупателей, торговые онлайн-платформы сфокусировались на децентрализации логистики.

Крупные игроки рынка, такие как Ozon и Wildberries, уже внедряют системы мотивации для продавцов, размещающих товары на распределенных складах, рассказала Ольга Платонова, руководитель отдела логистики производителя товаров для быстрой и эффективной уборки Zetter.

«Например Ozon применяет логистический коэффициент. Если товар распределен по регионам, продавец получает скидку на логистику. Это выгодно: когда поставщик размещает запасы в разных локациях, он не только оптимизирует свои расходы, но и повышает шансы на продажи за счет быстрой доставки», — отметил предприниматель и селлер Виктор Есин.

И, наоборот, если продукт отсутствует, например, на Урале или в Сибири — покупатели из этих регионов просто не увидят его в поисковой выдаче, рассказала Ольга Платонова, руководитель отдела логистики Zetter.

Wildberries, в свою очередь, делает ставку на ранжирование товаров в поисковой выдаче в зависимости от их географической близости к покупателю. «Например, если селлер разместил продукцию только в Москве, а его конкурент — в Казани, то в этом регионе предложение второго будет выше в поиске». За счет размещения на региональных складах снижается время обработки заказов, что также напрямую влияет на показатели продавца и объем продаж, пояснила Дарья Медведева, руководитель подразделения привлечения и развития клиентов Free Lines Company.

За несвоевременную доставку товара продавца ждет штраф. Например, Wildberries возьмет 50% от розничной цены не переданного в срок товара, но не менее 100 руб. за единицу товара, согласно данным Справочного центра маркетплейса.


«Если вы не отправите заказ покупателю в срок при работе по схеме FBS, Wildberries и вовсе может заблокировать ваш аккаунт. Система применит блокировку даже если селлер не отправил заказ во время выходных дней», пояснил Виктор Есин, предприниматель и селлер Riseplus. Фото: © Ярославский Максим / Фотобанк Лори

Как пояснил Виктор Есин, если вы не отправите заказ покупателю в срок при работе по схеме FBS, Wildberries и вовсе может заблокировать ваш аккаунт. Система применит блокировку даже если селлер не отправил заказ во время выходных дней.

Обычно ограничение временное — до 30 дней. В это время нужно исправить нарушения. Если после окончания этого срока аккаунт всё ещё заблокирован — значит, вы не успели решить проблему.

Именно поэтому все чаще селлеры, которые планируют активно масштабироваться, сразу распределяют свои товары по региональным площадкам, пояснила Дарья Медведева.

Московский «крюк»: кому и когда он выгоден

Более половины всех отправлений компании до сих пор проходят до конечного получателя в регионах через «московский крюк», сообщили эксперты «Логируса». Например, продавцы сначала доставляют товары из Китая в Москву, а затем — в Сибирь и на Урал, несмотря существенную разницу во времени перевозки. Доставка из Шанхая в Красноярск напрямую занимает в среднем 14 дней. При доставке через Москву срок увеличивается вдвое — до 30-45 дней, с учетом приема, складской обработки и дальнейшего планирования доставки в регион, пояснила Екатерина Шарапова, начальник отдела закупок и ВЭД «Прометей».

Как пояснила Ольга Платонова, «московский крюк» оправдан только если у компании нестабильный спрос или небольшие объемы в регионах. Учитывая масштабы России, доставка в регионы требует времени и значительных затрат, поэтому такой подход минимизирует риски дефицита или затоваривания.

И наоборот, если продажи в конкретных регионах предсказуемы и имеют устойчивую динамику, доставка напрямую будет экономически оправдана. Например, когда продавец анализирует долю региональных заказов и видит, что месячные объемы остаются стабильными, можно смело направлять товар сразу в регионы. Именно так, например, и поступила Zetter, которая продолжает активно развиваться в сибирском и уральском регионах, рассказала Ольга Платонова.


«Когда продавец анализирует долю региональных заказов и видит, что месячные объемы остаются стабильными, можно смело направлять товар сразу в регионы», рассказала Ольга Платонова, руководитель отдела логистики производителя товаров для быстрой и эффективной уборки Zetter. Фото: © Nart / Фотобанк Лори

При этом выбор вида транспорта зависит от приоритетов по срокам и стоимости, а также характеристик груза. Если на первом месте цена — селлеры как правило выбирают морские перевозки из Китая. Тем более, что за январь-май средний срок доставки на направлении сократился на 3-5, до 30-40 дней. Стоимость доставки снизилась до 10% год к году, рассказала Дарья Медведева, руководитель подразделения привлечения и развития клиентов Free Lines Company.

Срок ж/д доставки, напротив, увеличился: если в 2024 году среднее время составляло 16-18 дней (станция-станция), то в 2025-ом — показатель вырос до 18-20 дней без учета погрузочно-разгрузочных работ, которые как правило занимают 3-5 дней. При этом стоимость перевозки увеличилась на 10-20%. Причины: повышение загрузки Транссибирской магистрали, увеличение времени прохождения таможенного контроля на границе, растущий дефицит вагонов и контейнеров.

При мультимодальных перевозках сохраняются проблемы с очередями в портах: по состоянию на июнь, суда простаивают на рейде до 10 дней.

В результате автодоставка остается наиболее оперативным способом перевезти товар наземным транспортом. Например, из северного Китая в уральский и сибирский регионы груз можно перевезти за 10 дней, из южного — за 15 дней, согласно данным Free Lines Company. Как пояснила Дарья Медведева, срок доставки удается удерживать за счет того, что при возникновении заторов на одном погранпереходе, можно оперативно изменить маршрут и перестроиться на соседний.

«Чтобы еще значительнее сократить сроки доставки клиентов из Китая в регионы мы в Free Lines Company проанализировали основные маршруты до крупнейших транспортных хабов сибирского и уральского регионов. Исследование показало, что больше всего сократить логистическое плечо, а значит и транспортные затраты, исключив при этом избыточные перевалочные операции можно при перевозке в Красноярск — на 27-40%, в зависимости от объема поставки и категории товаров», — рассказала Дарья Медведева.

Она добавила, что компании могут снизить доставку, так как Красноярск расположен на пересечении уральского и сибирского регионов.

Специальное предложение от Free Lines Company: до 1 июля включительно читатели «Логируса» могут получить скидку 15% при перевозке авиатранспортом «из Китая» и далее в Красноярск, Иркутск, Екатеринбург и Новосибирск, а также 20% при доставке из Китая автотранспортом через Красноярск в любые города Сибири и Урала. Оставить заявку можно здесь.

Таможенное оформление: экономия на входе — проблемы на выходе

В стремлении сократить затраты многие селлеры до сих пор часто сталкиваются с недобросовестными экспедиторами, которые проводят таможенное оформление по заниженной стоимости, не предупреждая предпринимателя о рисках на этапе постконтроля, сообщается в обзоре.

Например, в прошлом году ФТС России ввела дополнительные меры контроля за импортом товаров: ведомство расширило перечень продукции, требующей сертификатов о непреференциальном происхождении (LR. документ подтверждает, что товар не подпадает под действие льготных торговых соглашений).


«Суть нововведений проста: при наличии сертификата импортер платит стандартную пошлину (например, 3%), без него — ставка может увеличиться до 35%. Если компания не подтвердит страну происхождения товаров, это может привести к существенному повышению издержек», — рассказала Екатерина Шарапова, начальник отдела закупок и ВЭД «Прометей». Фото: © Игорь Низов / Фотобанк Лори

Как поясняет Екатерина Шарапова, суть нововведений проста: при наличии сертификата импортер платит стандартную пошлину (например, 3%), без него — ставка может увеличиться до 35%. Если компания не подтвердит страну происхождения товаров, это может привести к существенному повышению издержек. Но проблема в том, что многие поставщики не могут предоставить такой документ — особенно когда товар прошел через несколько перепродаж.

Если импортер не учел это в своей поставке, на этапе постконтроля, который длится до трех лет, таможня может выявить нарушение и предъявить существенные претензии уже к селлеру, пояснила Дарья Медведева, руководитель подразделения привлечения и развития клиентов Free Lines Company.

Именно поэтому при поставке товаров из Китая важно работать напрямую с таможенными представителями, ответственность которых застрахована на 20 млн руб., что в случае ошибок при оформлении гарантирует, что убытки клиента будут компенсированы. Это особенно актуально при неправильной классификации товаров или расчете пошлин, где потенциальные претензии ФТС могут достигать миллионов рублей.

Для ускорения консолидации, отслеживания качества поставляемых партий и сопроводительных документов таможенные представители часто развивают партнерские, а в некоторых случаях и собственные складские площадки в Китае. Например, чтобы ускорить доставку из северной части КНР по всей России вдобавок к уже действующим складам в Шанхае и Гуанчжоу, Free Lines Company запустил новую площадку в Маньчжурии — вблизи крупнейшего погранперехода с Россией.

Фулфилмент в регионе: риск повреждений и возможные варианты

После доставки товара в Россию возникает вопрос: использовать склады маркетплейсов (FBO1) или организовать выполнение заказов самостоятельно через модель FBS2. Решение зависит от нескольких критериев.

При работе с товарами со стандартными габаритами и высоким оборотом продукции можно выбрать как FBO, так и FBS, сообщили участники обзора. Однако важно учитывать, что последнее время в некоторых регионах селлеры столкнулись с ограничениями маркетплейсов.

Например, из-за нестабильной работы склада Wildberries в Новосибирске и нехватки слотов, Zetter перевел часть товаров на площадки логистического оператора в регионе, рассказала Ольга Платонова.

FBS в регионах часто оказывается предпочтительнее, особенно — для крупногабаритных товаров. Как поясняет Виктор Есин, мебель и подобные позиции нецелесообразно отправлять на склады маркетплейсов — высок риск повреждения, особенно на этапе перегрузок. Фото: © CandyBox Images / Фотобанк Лори

Именно поэтому FBS в регионах часто оказывается предпочтительнее, особенно — для крупногабаритных товаров. Как поясняет Виктор Есин, мебель и подобные позиции нецелесообразно отправлять на склады маркетплейсов — высок риск повреждения, особенно на этапе перегрузок. Он рекомендует использовать внешние фулфилмент-центры в регионах.

Вслед за ростом спроса операторы все активнее развивают их, один из таких фулфилмент-центров — открыла в Красноярске Free Lines Company. На площадка компания запустила приемку, переупаковку, маркировку товаров и их подготовку к отправке в ПВЗ.

«Чтобы избежать неточностей при отправке товаров, мы выстроили систему мониторинга изменений: в режиме реального времени FLC анализирует обновления маркетплейсов и собирает обратную связь для крупных селлеров», — рассказала Дарья Медведева.

По прогнозам экспертов «Логируса», вслед за децентрализацией логистики операторы продолжат развивать фулфилмент и препцентры в сибирском и уральском регионах, что позволит селлерам еще больше сократить сроки, а также оптимизировать затраты на «последнюю милю».

Что дальше: нехватка складов и разворот на Дальний Восток

Вместе тем, по ее словам, в цепочке движения товаров не хватает прозрачности: многие операторы сталкиваются с трудностями при отслеживании грузов на этапах транзитного хранения или переадресации. «Чтобы понимать, куда и почему направляется товар, иметь возможность оперативно влиять на этот процесс важно ускоренно развивать веб-интерфейс для управления поставками», — поясняет Ольга Платонова.

Еще одна проблема — низкая прозрачность расчетных систем, подчеркнула Екатерина Шарапова. По ее словам, цены на электронных площадках для расчета ставок на 15-50% выше, чем при прямом обращении к перевозчикам, особенно в региональные транспортные компании.

Дополнительно важно ускорить переход логистических операторов на электронный документооборот, что позволит снизить административную нагрузку на селлеров, убеждена она. Кроме того, продавцы все еще сталкиваются с острой нехваткой специализированных складов в регионах, например, для таких товаров как бытовая химия, рассказала Ольга Платонова.

Больше всего препцентров и фулфилмент-площадок не хватает на Дальнем Востоке и в Камчатском крае, рассказал Виктор Есин. «Дефицит складов существенно ограничивает возможности селлеров по расширению ассортимента и выходу на новые рынки», — добавила Ольга Платонова. Это создает дополнительные сложности для селлеров, работающих с китайскими поставщиками и ориентированных на региональные рынки.

В первую очередь развивать логистические хабы в ключевых точках Дальнего Востока, что позволит обеспечить качественную обработку грузов и их оперативное распределение по региону, убежден Виктор Есин.

В числе операторов, которые рассматривают развитие складских площадок на Дальнем Востоке — Free Lines Company, рассказала Дарья Медведева.

Подробнее о логистических сервисах и услугах компании в Москве и регионах России — узнайте на официальном сайте Free Lines Company.

Материал подготовлен совместно с компанией «Фри Лайнс Компани». Реклама, ООО «Фри Лайнс Компани», ИНН: 7725424419, erid: 2W5zFHf3ZDS


1FBO — (fulfillment by operator) —  это модель работы на маркетплейсах, при которой продавец передает товар на склад маркетплейса , а сама платформа берет на себя логистику: хранение, упаковку, доставку и иногда возврат товара покупателю.

2FBS (fulfillment by seller) — это модель сотрудничества с маркетплейсом, при которой продавец сам отвечает за хранение товара, комплектацию заказов и доставку покупателю . То есть логистика и складская обработка остаются на стороне продавца.

Тэги: ВЭД, доставка из Китая, маркетплейсы, селлеры, Free Lines Company, Zetter, Riseplus, Прометей, Катерина Шарапова
17.06.2025

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Личные трудности Лучшие люди Опыт в помощь Оценка Логизорро Раскопки Складская логистика Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх