Тоннаж вне сезона: как играть по весенним правилам и не проиграть
Как перевозчику выйти сухим из моря штрафов в период весенней просушки
![]() |
Алена Лебединец корреспондент |

Каждый год весной дороги в российских регионах закрывают на так называемую просушку. Но именно в 2025-м эти ограничения превратились в большую проблему для перевозчиков.
Причин две. Первая – увеличение количества автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВГК). Согласно информации Ространснадзора, на сегодняшний день количество АПВГК превысило 500 штук. И чем больше становится «рамок», тем выше их «штрафная эффективность». По данным аналитического центра «Водители России», в 2024 году с АПВГК перевозчики получили на 15% больше штрафов, чем в 2023-м. И более половины из них были выписаны необоснованно, отмечают в «АвтоГрузЭкс».
Вторая проблема – рост самих штрафов. В 2025 году их размер увеличился на треть до 600 тыс. рублей.
В связи с этим «Логирус» решил выяснить:
- • Что выгоднее: делить грузы или искать новые маршруты?
- • Почему спецразрешение от Росдормониторинга может выдаваться месяцами?
- • В каких случаях перевозчик может обжаловать штраф за перегруз?
- • Сколько времени уйдет на возврат средств после решения суда о неправомерности штрафа?
- • Какой законопроект сможет исправить ситуацию с весенней просушкой?
Разобраться в проблеме «Логирусу» помогали:

вице-президент Российского автотранспортного союза
Валерий Алексеев

президент Ассоциации «АвтоГрузЭкс»
Вадим Филатов

президент Ассоциации «ГрузАвтоТранс»
Владимир Матягин

ведущий специалист аналитического центра «Водители России»
Алексей Васильев

генеральный директор «Авто-ПЭК»
Дмитрий Иевлев

генеральный директор ТК «Синергия»
Денис Гаврилов

коммерческий директор ТК «Скиф-Карго»
Михаил Коптев

директор по закупкам APPIA Logistics
Андрей Попов

начальник производства «АСТ Плюс»
Сергей Говоров

директор по закупкам и логистике «ЦЕМРОС»
Денис Назаров

управляющий компанией «Грузконсалт»
Антон Смородников

юрист
Олег Шопыгин

транспортный юрист, руководитель компании «Богатов Групп»
Сергей Богатов
Штрафной сезон: как не прогореть на весенних дорогах?
В период весенней просушки транспортные компании используют различные стратегии и решения для того, чтобы избежать «шестизначных» штрафов.Один из способов – это дробление грузов на небольшие партии, которые можно перевезти мало- и среднетоннажным транспортом, рассказал ведущий специалист аналитического центра «Водители России» Алексей Васильев. Однако такой вариант в среднем увеличивает себестоимость доставки примерно на 10-20%, подчеркнул коммерческий директор «Скиф Карго» Михаил Коптев.
Еще один распространенный метод – корректировка маршрутов на период весенней просушки. Но объезд региональных дорог по федеральным трассам увеличивает пробег на 20-200 км, а срок доставки – на 1-5 часов, подчеркнул президент Ассоциации «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов. Как результат: рост затрат на топливо в среднем на 10-20%.
– Мы стараемся минимизировать перепробеги, но даже оптимизированные маршруты объезда увеличивают себестоимость на 5-15%, – добавил Михаил Коптев.
В ТК «Синергия» вообще стараются не брать заказы, выходящие за рамки федеральных трасс, признался генеральный директор компании Денис Гаврилов. Так как «ехать с нагрузкой, разрешенной в период просушки, часто бессмысленно – даже пустые машины превышают нормы».

В качестве «антиштрафной стратегии» довольно часто перевозчики снижают загрузку транспорта. В «Авто-ПЭК», например, 20-тонные фуры недогружают на 20-50%, распределяя нагрузку равномерно по осям, рассказал генеральный директор компании Дмитрий Иевлев. Клиентов о подобных изменениях предупреждают заранее. Это позволяет сохранить договоренности с ними, в том числе по объемам перевозок и уровню тарифов, пояснил эксперт.
Аналогичный подход используют и в «ЦЕМРОС». Однако, по словам директора по закупкам и логистике Дениса Назарова, даже пустые автомобили иногда умудряются не соответствовать региональным весогабаритным требованиям.
– В крайних случаях приходится останавливать перевозки. Ведь штрафы превышают месячную выручку цементовоза, – отметил эксперт.
Для минимизации риска получения штрафа с рамки АПВГК перевозчики используют и другие способы. Например, транспортные компании инструктируют своих водителей о том, что рамку АПВГК они должны проезжать с одинаковой небольшой скоростью, избегая резких торможений или ускорений, рассказал ведущий специалист аналитического центра «Водители России» Алексей Васильев.
В компании «Авто-ПЭК», как пояснил генеральный директор Дмитрий Иевлев, каждый автомобиль оснащен датчиками контроля осевой нагрузки, которые в режиме реального времени отслеживают распределение груза.
– В случае отклонения от нормы система мгновенно сигнализирует водителю и диспетчеру, – отметил Дмитрий Иевлев.
В компании APPIA Logistics водителям даны указания внимательно следить за датчиками осевой нагрузки. В случае любых несоответствий принятым нормам, процесс будет остановлен и машину начнут загружать заново, рассказал «Логирусу» директор по закупкам APPIA Logistics Андрей Попов.
Грузоотправителям вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев рекомендует четко указывать в заявке весовые и габаритные параметры груза, включая распределение груза по длине платформы для соблюдения допустимой нагрузки на оси/группу осей, а также вносить в транспортную накладную сведения о методе определения массы груза (он может быть расчетным или путем взвешивания).
— В случае несовпадения данных в заявке и транспортной накладной, перевозчик вправе отказаться от рейса с нарушениями параметров или перегрузом. Однако, если указана идентичная информация, отказ от перевозки может повлечь штрафные санкции со стороны грузоотправителя, — добавил эксперт.
Водителям же Валерий Алексеев рекомендует контролировать процесс погрузки и крепления груза, не выполняя его самостоятельно. А в случае выявления перегруза или других нарушений, немедленно информировать руководство.
Кроме того, эксперт отмечает, что схема размещения груза в автомобиле или акт взвешивания транспортного средства после загрузки по требованию грузоотправителя или перевозчика могут стать дополнительными доказательствами в суде.
Продукты, лекарства и другие «счастливчики» вне правил
Перевозка социально значимых товаров – продуктов питания, лекарств, кормов для животных, ГСМ, почтовых отправлений – формально освобождена от ограничений даже при закрытии дорог на весеннюю просушку. Однако региональные власти могут по собственному усмотрению редактировать список исключений. В результате, например, в Тульской области зерно в перечень разрешенных к транспортировке грузов не входит, а в Брянской области разрешена перевозка грузов, необходимых для строительства и ремонта объектов социального назначения (школы, детские сады, больницы и т.д.), для организаций, участвующих в строительстве и ремонте таких объектов.Однако даже тем перевозчикам, которые перевозят социально значимые товары, приходят штрафы за весеннюю просушку. Но их можно оперативно оспорить, рассказал директор по закупкам APPIA Logistics Андрей Попов. Для этого необходимо направить жалобу в Ространснадзор и приложить к ней подтверждающие документы: транспортную накладную и заявку на перевозку груза от заказчика, подчеркнул директор по закупкам APPIA Logistics Андрей Попов.

Под действие ограничений в период весенней просушки также не попадают так называемые «неделимые грузы». Это может быть любая конструкция, имеющая ширину 3,2 метра, которую нельзя разделить на части без риска ее повреждения и ухудшения потребительских свойств. Но для такой доставки необходимо получить спецразрешение. Быстрее всего это сделать на портале Росдормониторинга. Для этого потребуется указать габариты груза в заявке, которая и станет доказательством неделимости, предупредил ведущий специалист аналитического центра «Водители России» Алексей Васильев.
– Через «Госуслуги» тоже можно подать заявку на спецразрешение, но потребуется пройти дополнительную верификацию. Бумажные заявления из-за длительных сроков рассмотрения почти не используются, – пояснил эксперт.
Срок выдачи спецразрешений, заявленный Росдормониторингом в 4-9 дней, на практике часто нарушается, отметил директор по закупкам и логистике «ЦЕМРОС» Денис Назаров. По словам начальника производства «АСТ Плюс» Сергея Говорова, сроки получения спецразрешения варьируются от 5 минут до месяца в зависимости от габаритов груза, маршрута и региональных ограничений. А если трасса, по которой будет проходить маршрут, отсутствует в едином цифровом реестре дорог и объектов дорожной инфраструктуры, оформление спецразрешения затянется еще на 5-10 дней, добавил коммерческий директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго» Михаил Коптев.
Несмотря на сокращение числа «невидимых» для системы дорог, проблемы сохраняются. Федеральные трассы периодически «вылетают» из реестра, делая построение маршрута невозможным, отметил начальник производства «АСТ Плюс» Сергей Говоров. Это не только увеличивает сроки, но в отдельных случаях блокирует получение разрешения, вынуждая перевозчиков нести дополнительные расходы на проектные работы и экспертизы, которые могут длиться неделями.
– Сроки часто нарушаются: вместо 4-9 дней процесс затягивается до месяца, а отклонения заявок происходят без объяснений. Кроме того, сайт Росдормониторинга часто выдает технические ошибки, что делает процесс оформления еще более сложным, – перечислил проблемы, с которыми приходится сталкиваться перевозчикам директор по закупкам и логистике «ЦЕМРОС» Денис Назаров. – Другая проблема – это несоответствие стоимости возмещения вреда дорогам для идентичных разрешений. Мы сталкивались с ситуациями, когда стоимость для двух одинаковых маршрутов отличалась в 2,5 раза, что вызывает много вопросов.
Спецразрешение можно получить и для международных контейнерных перевозок, в том числе импорта при таможенном транзите. Оформляется оно также на портале Росдормониторинга. К заявлению нужно приложить инвойс и сертификат. Требование к неделимости груза в данном случае не применяется, пояснил ведущий специалист аналитического центра «Водители России» Алексей Васильев.
- Шаг №1. Выберите платформу для подачи заявления
- Сайт Росдормониторинга или портал Госуслуг.
- Шаг №2. Соблюдайте сроки подачи
- Заявку нужно подать не позднее чем за 5 дней до даты перевозки.
- Шаг №3. Заполните заявление
- В заявлении нужно указать характеристики транспортного средства, информацию о грузе, маршрут перевозки и дополнительные сведения (при необходимости).
- Шаг №4. Оплатите спецразрешение
- Используйте онлайн-банк или другой удобный способ.
- Шаг №5. Получите пропуск
- После оплаты документ будет доступен в личном кабинете выбранной платформы.
«Веские» аргументы против штрафа
Чаще всего штрафные постановления с рамок АПВГК суды отменяют в трех случаях, рассказал управляющий «Грузконсалт» Антон Смородников. Первое – если машина была сдана в аренду, второе – если машина перевозила грузы, не подпадающие под действие ограничений в период весенней просушки, третье – в случае некорректной работы оборудования АПВГК. По словам президента Ассоциации «АвтоГрузЭкс» Вадима Филатова, неточности измерений часто связаны с колейностью – деформацией полотна на региональных дорогах. В период весенней просушки это становится массовой проблемой.Несоблюдение обязательных метрологических норм при эксплуатации АПВГК остается еще одним препятствием, подрывающим достоверность контроля за перевозками. Это подтверждается как требованиями законодательства (Федеральный закон № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», Приказ Минтранса № 348, так и реальными случаями нарушений, объяснил юрист Олег Шопыгин.
— Так, в августе 2024 года независимые эксперты провели инструментальное обследование АПВГК «Таруса» в Калужской области и выявили критические нарушения. Продольный уклон дороги непостоянного характера достигал 15–17 промилле вместо допустимых 10 промилле. Кроме того, результаты исследований искажала ненормативная колейность. Последующая судебная строительно-техническая экспертиза официально подтвердила: эксплуатация АПВГК велась с грубыми нарушениями. Это делает данные, полученные с его помощью, юридически ничтожными, — привел пример из практики эксперт.
По словам Олега Шопыгина, особое внимание вызывает факт, что за три недели до независимой проверки, АПВГК «Таруса» успешно прошел государственную метрологическую поверку.

Но для того, чтобы повысить шансы на обжалование, нужно действовать оперативно, объяснил транспортный юрист, руководитель компании «Богатов Групп» Сергей Богатов. Получив штраф, желательно первым делом его оплатить в льготный период, который длится 30 дней со дня его официального получения на «Госуслугах» или «Почте России». В течение этого времени действует скидка в 25%.
– Это не признание вины, а способ минимизировать потери – позже средства можно вернуть через заявление в Ространснадзор, – подчеркнул собеседник «Логируса».
Второй шаг – получение постановления об административном штрафе. Его направляют в электронном формате в личный кабинет перевозчика на «Госуслугах» или через «Почту России». Но возможны задержки в 2-3 дня пояснил Сергей Богатов. Поэтому перевозчики часто обращаются напрямую в Ространснадзор.
– Дозвониться в ведомство сложно, но альтернативой может стать подача жалобы в Ространснадзор без постановления, как это практиковалось ранее, – отметил Сергей Богатов. – Однако при судебном обжаловании постановление требуется обязательно: без него заявление отклонят.
Третий шаг – подготовка жалобы в Ространснадзор с четким обоснованием позиции. К ней нужно приложить копии штрафного постановления, документов на груз и доказательств некорректной работы комплексов, объяснил юрист Олег Шопыгин. Подать жалобу можно через Ространснадзор лично, по почте или в электронном формате. Срок рассмотрения – до 30 дней, но процесс может затянуться на 3-4 месяца. Также важно помнить, что по каждому штрафу должна составляться отдельная жалоба.
Управляющий компанией «Грузконсалт» Антон Смородников к жалобе в Ространснадзор советует прикладывать еще и почтовую квитанцию, подтверждающую направление копии в административный орган.
Обжаловать штраф можно и в судебном порядке, отметил Сергей Богатов. Но при этом нужно помнить, что в регионах суды по-разному подходят к рассмотрению дел, касающихся весогабаритных штрафов. Единого подхода нет, поэтому в Тульской области и Краснодарском крае рассмотрение дела может растянуться на несколько заседаний, а в Брянской области потребуется всего одно, отметил Антон Смородников.
— Я рекомендую обжаловать незаконные постановления сразу в суд. Жалобу в суд можно подать при личном обращении, направить заказным письмом с описью вложения по почте, в электронном виде через ГАС «Правосудие». К жалобе необходимо приложить постановление и акт измерения, документы на транспортное средство, на перевозимый груз, доказательства несоблюдения требований при эксплуатации АПВГК, —добавил юрист Олег Шопыгин.
Перевозчики используют все доступные инструменты для обжалования штрафных постановлений. Например, «Авто-ПЭК» обращается и в суд, и подает жалобы в Ространснадзор, рассказал генеральный директор компании Дмитрий Иевлев.
«ЦЕМРОС» предпочитает обжаловать штрафы в суде. В качестве доказательств компания предъявляет данные о взвешивании грузового транспорта перед отправкой с завода, а также транспортные накладные, в которых указан вес автомобиля при загрузке и вес принятого клиентом груза, пояснил директор по закупкам и логистике «ЦЕМРОС» Денис Назаров.
– В среднем процесс занимает 2-3 месяца. После положительного решения суда мы подаем заявление в ГИБДД или Службу судебных приставов для возврата средств. Это занимает еще 1-2 месяца, – добавил собеседник «Логируса».
Однако судебный процесс может затянуться на долгие месяцы, предупреждает начальник производства компании «АСТ Плюс» Сергей Говоров. После подачи жалобы суд запрашивает материалы у Ространснадзора, но из-за загруженности ведомства их предоставление может затянуться на месяцы или вовсе остаться без сроков.
– Ключ к успешному обжалованию – правильная аргументация, – уверен президент Ассоциации «ГрузАвтоТранс» Владимир Матягин. – Шаблонные жалобы не работают, а вот доказательства дефектов дорожного полотна или сертификации оборудования меняют исход дела в пользу перевозчика.
Массовые жалобы на конкретный АПВГК повышают жалобы на обжалование, добавил Владимир Матягин. Ведь в этом случае суд может назначить дополнительные проверки системы и отменить штрафы.
Штрафы за просушку: как решить проблему
Для решения проблем грузоперевозок в период весенней просушки эксперты предлагают системные изменения.Управляющий «Грузконсалт» Антон Смородников видит решение в строительстве бетонных или стабилизированных асфальтовых дорог, которые можно эксплуатировать без сезонных ограничений.
Коммерческий директор «Скиф Карго» Михаил Коптев считает, что в России необходимо ввести единые стандарты информирования о введении ограничений на передвижение грузового транспорта для всех регионов. А нормы весовой нагрузки должны гибко регулироваться в зависимости от технического состояния дорог.

Юрист Олег Шопыгин полагает необходимым на федеральном уровне четко определить и закрепить список товаров-исключений, не подпадающих под ограничения в период весенней просушки автомобильных дорог.
— Помимо этого, необходимо разрешить возникшую довольно проблемную ситуацию с движением в период просушки порожнего транспорта, идущим под загрузку или после выгрузки. Ведь согласно Федерального закона Российской Федерации № 259-ФЗ от 08.11.2007 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200 договор перевозки фактически начинает исполняться с момента принятия заявки (заказа) и подачи порожнего транспортного средства под погрузку, — добавил собеседник «Логируса».
Снижать плату за проезд в регионах с нормативным состоянием дорог и внедрить механизм корректировки электронных пропусков в режиме реального времени предложил президент Ассоциации «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов. Он считает, что важно предусмотреть механизм, который позволит оперативно скорректировать электронный пропуск.
По словам вице-президента Российского автотранспортного союза Валерия Алексеева, правительство определило опорную сеть, куда входят, в том числе и региональные дороги, по которым обеспечивается подъезд транспортных средств к региональным центрам, а также к основным грузообразующим педприятиям. Если эти дороги будут приведены в нормативное состояние за счет федерального финансирование, в будущем возможна отмена весенних ограничений.
Кроме того, заявил Валерий Алексеев, в ближайшее время в Федеральный закон «О дорогах и дорожной деятельности» планируется внести важные поправки, связанные с внедрением единой государственной системы весогабаритного контроля. Проект, разработан при участии ассоциаций перевозчиков, направлен на повышение прозрачности контроля и сокращение спорных штрафов.
Законопроект предполагает, что все посты весогабаритного контроля, включая автоматические, будут в режиме 24/7 фиксировать и передавать в систему весогабаритные параметры транспорта. При этом, перевозчик через личный кабинет сможет получать не только уведомления о нарушениях как сейчас, но и полные данные всех проведенных взвешиваний его транспортных средств. Также, перевозчикам будет дана возможность сравнивать показания на весах грузоотправителя после погрузки, расчетных данных, указанных в документах и результаты контрольных замеров на любом посту весогабаритного контроля по маршруту.
— Если перевозчик считает, что измерения на конкретном посту неточны, он может подать жалобу оператору системы, который будет обязан направить контрольное транспортное средство для взвешивания на спорный пост. При подтверждении ошибки данные о нарушении не будут передаются в Ространснадзор, а штрафные санкции будут отменены, – пояснил собеседник «Логируса».
Тэги: весенняя просушка, АПВГК, АвтоГрузЭкс, ГрузАвтоТранс, Водители России, Российский автотранспортный союз, Авто-ПЭК, Синергия, Скиф-Карго, APPIA Logistics, АСТ-Плюс, ЦЕМРОС, Грузконсалт, Богатов Групп
20.03.2025
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Кризис бьет по колесам: как технологии помогут выжить перевозчикам в 2025 году
Какие цифровые решения вытягивают отрасль автоперевозок из тарифной ямы I квартала 2025 года -
Видеоаналитика против складских потерь: как не упустить миллионы?
О том, как уберечь склад от пожаров, краж, рекламаций, транспортного хаоса и прогулов сотрудников -
Евгения Назарова: «Клиент должен приносить прибыль, иначе это геморрой, а не клиент»
Основательница «ЖелДорЭкспедиции» – о банкротствах перевозчиков и ошибках, которые убивают бизнес -
ТрансРоссия 2025: привлечь и запомниться
The Beatles на укулеле, визитка в чужой пакет, ценовой демпинг, харизма и другие приемы, чтобы поймать на крючок потенциальных клиентов на выставке -
Лизинг: варианты, тренды и ловушки на выходе
Как не попасть в еще большую лизинговую кабалу, желая уменьшить ежемесячный платеж, и обойти капканы сальдирования
Другие статьи по темам
Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Личные трудности Лучшие люди Опыт в помощь Оценка Логизорро Раскопки Складская логистика Фоторепортаж
