Лизинг: варианты, тренды и ловушки на выходе
Как не попасть в еще большую лизинговую кабалу, желая уменьшить ежемесячный платеж, и обойти капканы сальдирования
![]() |
Марина Сергученкова Заместитель шеф-редактора |

Вместе с ростом финансовой нагрузки на перевозчиков растет и количество компаний, для которых кредитная нагрузка становится непосильной, и они вынуждены возвращать взятый в лизинг транспорт. По открытым данным компании «Европлан» (ист.), объем конфиската в стоимостном выражении по итогам 2024 года увеличился в 2,5 раза год к году – до 11,199 млрд рублей.
Но возврат техники – это не решение всех проблем для перевозчика. Впереди новая глава под названием «выход из автолизинга». Поэтому «Логирус» решил выяснить:
- • Как не попасть в еще большую лизинговую кабалу, желая уменьшить ежемесячный платеж?
- • Что делать, если лизинговая компания пытается продать изъятую грузовую технику с огромными дисконтами?
- • Когда можно перестать вносить ежемесячные лизинговые платежи?
- • Что лизинговая не имеет право включать в сальдо?
- • И чем грозит перевозчикам ужесточение риск-политики лизинговых компаний?
Разобраться в теме «Логирусу» помогали:

глава ГК ГЛТ
Павел Горбунов

управляющий директор ГК «Совтрансавто»
Владимир Тян

директор по логистике «ЦДС-Транс»
Евгений Ладомиряк

генеральный директор «Газпромбанк Автолизинг»
Лилия Маркова

независимый эксперт по лизингу
Ирина Плеханова

директор юридического департамента ПЭК
Антон Богданов

экс-гендиректор ООО «Балтийский лизинг»
Дмитрий Корчагов
Финлизинг: хорошие условия под гарантии оборота и кабальная реструктуризация
В 2025 году первоначальные взносы по финансовому лизингу существенно выросли. Если в 2022-2023 многие сделки оформлялись даже с нулевым авансом, то сейчас небольшие транспортные компании могут в лучшем случае надеяться на первоначальный взнос от 5-10%, отметила независимый эксперт по лизингу Ирина Плеханова. И это при условии положительной финансовой отчетности и кредитной истории. Таким образом, при средней стоимости новой грузовой техники по итогам 2024 года в 12 млн рублей, по данным НАПИ, минимальный первоначальный взнос составит 1,2 млн рублей.– Минимальные платежи – аванс от 0% и договор на 5 лет – могут предложить только крупной стабильной компании, – предупредила Ирина Плеханова. – В лизинге существует примерный ориентир: для того, чтобы получить хорошие условия, стоимость грузовика должна быть не меньше ежеквартальной выручки потенциального клиента. Таким образом, на одобрение сделки по покупке одного тягача, который стоит 10 млн рублей, может рассчитывать компания с годовым оборотом не ниже 40 млн рублей. А чтобы приобрести два тягача, оборот должен быть уже не менее 80 млн рублей.
Но стоянки лизинговых компаний переполнены изъятой техникой, поэтому ранее популярные сделки с авансом 0% на 5 лет поставлены на стоп, добавила Ирина Плеханова.

Еще один тренд 2025 года – увеличение нормы прибыли на сцепку (LR. тягач плюс прицеп или полуприцеп) для покрытия платежей по лизингу. В 2024 году, по оценкам Strategy Partners, речь шла о 1,1-1,3 млн рублей. В 2025 году сцепка должна привозить уже 1,45 млн рублей, чтобы выйти «в ноль», рассказала собственник ООО «Транспортные технологии» Юлия Федченко.
– При нынешних тарифах, в среднем 70-72 рубля за километр, мы бы 50% парка поставили «к забору», но так можно поступить только с уже выкупленным транспортом. Лизинговые машины должны кататься при любых ставках фрахта, так как их остановка может поставить компанию на грань финансового краха, – пояснила собеседница «Логируса».
Как один из инструментов снижения долговой нагрузки опрошенные «Логирусом» эксперты рассматривают вариант увеличения срока лизингового договора. Нужно четко понимать, что реструктуризация или просьба лизинговых каникул может значительно увеличить сумму переплаты по договору, предупредила Ирина Плеханова. Очень вероятно, что новый график платежей будут составлять с учетом текущей ключевой ставки, а значит срок лизинга увеличат с реальной ставкой финансирования под 27-30% годовых, подчеркнула собеседница «Логируса».
Главным же плюсом финансового лизинга является то, что после его погашения, грузовик становится активом перевозчика, отметил глава ГК ГЛТ Павел Горбунов. И транспортная компания может его либо продать, либо продолжить эксплуатировать.

Оперлизинг: минус сальдо плюс наценка за риск
При текущей unit-экономике, которая рассчитывает доходность одного клиента или продукта компании, жизнеспособна только модель операционного лизинга, уверены аналитики Strategy Partners. Это форма финансовой аренды, при которой лизингополучатель использует имущество, но не выкупает его по завершении срока договора.В России традиционно 90% операционного лизинга приходились на железнодорожный и авиасегменты, рассказала независимый эксперт по лизингу Ирина Плеханова. Доля приобретенного таким образом большегрузного транспорта и LCV еще меньше – около 3%.
– Почему? Потому что оперлизинг в России всегда был нишевым продуктом, востребованным международными и иностранными компаниями. И предпосылок для его внезапного и стремительного роста я не вижу, – отметила собеседница «Логируса».
По финмодели, которая была основана на операционном лизинге, в России, например, работала Coca-Cola. Ею же оперирует и Полуприцеп.рф, который сдает технику в аренду.
По словам управляющего директора ГК «Совтрансавто» Владимира Тяна, он не знает о каких-то действительно привлекательных и эффективных программах операционного лизинга, которые бы предлагались на рынке. По опыту эксперта, обычно в предложениях фигурируют слишком большие премии за риск реализации грузовой техники на вторичном рынке.
Одна из причин непопулярности оперлизинга в России заключается в том, что большинство перевозчиков предпочитает самостоятельно оптимизировать затраты на сервисное обслуживание техники, добавила Ирина Плеханова. По договорам оперлизинга ремонтами и техобслуживанием занимается только лизинговая: она выбирает подрядчиков и включает свои расходы в стоимость договора. Таким образом, перевозчик не может влиять на стоимость ТО.
Однако некоторые участники рынка считают, что в 2025 году популярность оперлизинга может вырасти, ведь главное его преимущество – в отсутствии риска сальдирования1, который сейчас стал большой проблемой для транспортных компаний.
Ловушки выхода: раздутое сальдо и нерыночные дисконты
Сальдирование является характерной чертой при расторжении договора финансового лизинга, который предполагает выкуп техники [ИП1] в собственность, пояснила Ирина Плеханова. Если перевозчик понимает, что его доходы не позволяют обслуживать договор, он обращается в лизинговую компанию с просьбой принять технику на возврат. Получает согласие. Сам пригоняет фуры на площадку-стоянку лизинговой компании.– И после этого начинается самое интересное. Если внесенные перевозчиком платежи покрыли расходы лизинговой – все отлично. Если нет, то рассчитывается разница между внесенными платежами и полной стоимостью договора лизинга, включая пени, штрафы и расходы, связанные с изъятием и реализацией техники, то есть сальдо, – рассказала Ирина Плеханова.
Проблемы, с которыми может столкнуться перевозчик в процессе сальдирования

Цена продажи техники лизинговой компанией другому лицу – важнейшая составляющая сальдо взаиморасчетов. Поэтому в интересах перевозчика ускорить процесс реализации техники по рыночной цене, отметила Ирина Плеханова. Для этого рекомендуется самостоятельно исследовать рынок на предмет стоимости аналогичной техники либо провести экспертизу рыночной стоимости, но это потребует дополнительных расходов.
Помимо этого, нужно следить за тем, чтобы лизинговая не снижала стоимость в процессе реализации. Если это произойдет, то такие действия можно оспорить через суд.

В случае добровольного возврата или принудительного изъятия необходимо сделать фотофиксацию возврата предмета лизинга и подписать акт приема-передачи, рекомендует Ирина Плеханова.
Перевозчик должен настоять на том, чтобы акт был подписан в день постановки грузовой техники на стоянку лизинговой компании. В акте обязательно прописать пробег, повреждения или любые недостатки, если они есть, или указать, что недостатков нет.
Но при этом нужно помнить, что плата за финансирование по договору лизинга будет начисляться вплоть до реализации возвращенной техники. Если перестать вносить платежи, то будет начисляться пеня, которая может достигать 182% годовых.

Перевозчику важно понять, что после изъятия или возврата техники, договор не завершается, а начинается новый этап взаимоотношений. Лизинговая компания перестает быть партнером и действует исключительно в своих интересах, подчеркнула Ирина Плеханова.
В сальдо могут быть включены расходы лизингодателя, связанные с заключением, исполнением, расторжением договора, изъятием предмета лизинга (ремонт, хранение, страхование, восстановление документов на предмет лизинга, затраты на оценку, реализацию и т. п.).
Идеальный вариант для выхода из финансового лизинга для перевозчика – это продажа техники с переуступкой, отметил директор по логистике «ЦДС-Транс» Евгений Ладомиряк. Но за три месяца компания так и не смогла найти покупателя. Грузовая техника сейчас не нужна практически никому даже с хорошими дисконтами, констатировал собеседник «Логируса».
Переуступка прав лизинга — событие, при котором компания передает право на аренду с выкупом техники другому юридическому или физическому лицу, пояснил директор юридического департамента ПЭК Антон Богданов. Чаще всего процедура вынужденная и возникает из-за неисполнения договора лизингополучателем или приостановки деятельности одной из сторон.
При переуступке лизингодателю важно не только получить письменное согласие второй компании, заключить с ней новый договор, но и завершить взаимные расчетные обязательства.
Обязательное условие — письменное согласие лизинговой компании. Перед тем, как вынести решение, кредитный комитет и другие уполномоченные органы оценивают платежеспособность нового лизингополучателя. Оценка производится по трем критериям: отсутствие задолженностей по налогам и сборам, финансовая состоятельность (отсутствие сложностей с оплатой контрагентам), а также положительная кредитная история, которая достигается благодаря исправному погашению кредитных и лизинговых обязательств, резюмировал эксперт.
Лизинг-тренды: короткие договоры и риск-политика на максималках
Рынок лизинга в 2025 году будет развиваться под действием двух трендов, считает генеральный директор «Газпромбанк Автолизинг» Лилия Маркова. Во-первых, уменьшится средний срок договоров. В 2023 году, по данным эксперта, он составлял 4 года 2 месяца. В 2025 году этот показатель может упасть до 3 лет.– В своей работе лизинговые компании основываются на политике управления рисками, схожей с банковской, – пояснила Ирина Плеханова. – И согласно этой политике, лизинговая может себе позволить строго определенный процент расторгнутых договоров. Если количество расторжений станет выше норматива, финансовое состояние лизинговой компании окажется под угрозой. Поэтому в 2025 году участники рынка, скорее всего, продолжат придерживаться жесткого подхода к одобрению сделок и сохранят высокие требования к транспортным компаниям. Как следствие, это отразится на количестве переданной в лизинг техники.
Лилия Маркова считает, что рынок по итогам 2025 года покажет отрицательную динамику. Экс-гендиректор ООО «Балтийский лизинг» Дмитрий Корчагов предполагает небольшой рост сегмента грузовиков и спецтехники в денежном выражении: в пределах 5-10% к результатам 2024 года. В связи со значительным падением объемов в 2023-2024 года, накопился так называемый «отложенный спрос», пояснил свой прогноз эксперт.
При этом в количественном выражении, то есть в штуках, объем лизинговых продаж останется на уровне или несколько меньше объемов 2024 года. То есть рост будет обеспечен исключительно инфляцией, уточнил Дмитрий Корчагов.
1Сальдирование – это способ расчетов (прекращения встречных требований) посредством удержания (вычета) суммы встречного требования из оплат, полагающихся другой стороне.
Тэги: лизинг, автоперевозки, сальдирование, переуступка, ГЛТ, Совтрансавто, ЦДС-Транс, Газпромбанк Автолизинг
14.03.2025
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Тоннаж вне сезона: как играть по весенним правилам и не проиграть
Как перевозчику выйти сухим из моря штрафов в период весенней просушки -
Весна в горшочке: цветы со смыслом
О «цветущих подарках», которые смогут подстроиться под логистический ритм жизни -
«Платон» «штрафодобывающий»: можно ли переспорить?
На какие «костыли» могут опереться перевозчики, чтобы оспорить уже вынесенный штраф, и как можно перестроить систему, чтобы «вылечить» проблему -
Про 23 февраля и «дареного коня»
О беспроигрышных подарках, табуированных презентах и мечтах мужчин-логистов -
Корабль, шторм, попутный ветер и сервис ВЭД
О том, какие мероприятия помогают оставаться на волне потребностей клиентов, коллег и партнеров
Другие статьи по темам
Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Личные трудности Лучшие люди Опыт в помощь Оценка Логизорро Раскопки Складская логистика Фоторепортаж
