За либерализацию тарифов ФАС может потребовать у морских портов «выкуп»



За либерализацию тарифов ФАС может потребовать у морских портов «выкуп»

26 Июня 2018

Исключением станут «щедрые» стивидоры, которые не жалеют денег на развитие объектов федеральной собственности

За либерализацию тарифов ФАС может потребовать у морских портов «выкуп»

ФАС подготовила и направила ведомствам и организациям проект постановления правительства, которое дерегулирует тарифы на погрузку, выгрузку и хранение грузов в морских портах, пишет «Коммерсантъ». Исключения составят порты Крайнего Севера и нефтеналивные терминалы «Транснефти». Также из-под контроля выйдут буксиры, лоцманская проводка и обеспечение экологической безопасности. В речных портах и на внутренних водных путях предлагается сохранить лишь регулирование тарифов на обеспечение безопасности плавания. В Минтрансе получение документа «Ъ» подтвердили, добавив, что по результатам рассмотрения проекта направят в Антимонопольную свою позицию по данному вопросу.


Взамен ФАС предлагает обложить морские порты дополнительными инвестиционными сборами. Напомним, что судоходные компании уже облагаются платежами, отменять которые не планируется. Инвестсборы будут взиматься за эксплуатацию объектов, находящихся в госсобственности, а начисляться – из выручки пользователей. Порядок расчета и уплаты определит Правительство.   


– Взимать сбор следует не с судовладельцев, а со стивидоров, арендующих госимущество в портах. Его не должны платить частные инвесторы в инфраструктуру. Это позволит выровнять условия конкуренции между портами, – уверены в Антимонопольной службе.


Однако представления ФАС и стивидоров об инвестициях в портовое госимущество иногда не совпадают. Так, приводит пример «Ъ», в Туапсинском морском торговом порту служба нарушений не обнаружила. А Новороссийский морской торговый порт (НМТП) обвинила в злоупотреблении доминирующим положением, отдельно отметив отсутствие вложений в инфраструктуру. В то время как по данным НМТП, за десять лет компания израсходовала на эти цели 2,16 млрд рублей. В целом же гособъекты финансируются за счет инвестпрограммы Росморпорта или бюджета. 


По словам одного из источников «Ъ» в отрасли, инвестиции по сути «зашиты в договора аренды причалов». Но ФАС считает их недостаточными. Так как при общих доходах в 350 млрд рублей стивидоры платят Росморпорту за аренду инфраструктуры 1-2% или около 3 млрд рублей. Плавное повышение ставок на горизонте 3-5 лет может дополнительно принести до 50 млрд рублей. Такие расчеты год назад озвучивал глава Антимонопольной Игорь Артемьев. 


Еще один собеседник издания уверен, что облагать стивидоров инвестсбором несправедливо. Так как «акваторию, средства управления движением судов, навигационное оборудование» используют судовладельцы. Кроме того, у него есть собственный взгляд на причины введения дополнительных платежей. Они нужны для «отката» стоимости судозаходов до уровня 2014 года. Другой источник «Ъ» и вовсе считает, что увязка в рамках одного документа долгожданной либерализации и введения сбора со стивидоров похожа на попытку сделать первую меру заложником второй. Хотя логической связи между ними и нет.


В большинстве российских портов тарифы перестали регулировать еще в 2013-2014 годах. В августе 2017-го вице-премьер Аркадий Дворкович поручил Минтрансу и ФАС проанализировать состояние конкурентной среды и выработать предложения по отмене госрегулирования. Исследованием по их заказу занимались РСПП РЭУ имени Плеханова и Аналитический центр при правительстве, которые подтвердили наличие на рынке развитой конкуренции. В отличие от нефтеналива, где около 80% грузов приходится на стивидорные компании «Транснефти».


Напомним, что в марте Правительство РФ одобрило подготовленный Минфином законопроект, обязывающий устанавливать цены на услуги в морских портах в рублях. Документ запрещает устанавливать цены, тарифы, расценки и ставки в валюте или условных единицах при осуществлении расчетов за услуги в морском порту. Отсрочка до 1 января 2025 года будет предоставлена лишь компаниям, которые имеют валютные обязательства, взятые на развитие портовой инфраструктуры. LR

Тэги: ФАС, морские порты, стивидорные услуги, тарифы, тарифное регулирование, тарифная политика





Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх