В ожидании «высокого сезона» РЖД нервно пересчитывает исправные полувагоны

3 августа 2018

Потенциальный дефицит подвижного состава этой осенью сама монополия оценивает в 20 800 единиц

В ожидании «высокого сезона» РЖД нервно пересчитывает исправные полувагоны

За месяц до сезонного пика перевозок ОАО «РЖД» и ведомства опять столкнулись с риском осеннего дефицита вагонов, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо главы монополии Олега Белозерова профильному вице-премьеру Дмитрию Козаку. Причем по мнению гендиректора РЖД ситуация может повториться не только в этом, но и в следующем году.


Так, по предварительным оценкам, этой осенью может не хватить около 20 800 полувагонов, а в 2025-м – уже 46 000 полувагонов, 9 800 платформ и 12 200 зерновозов. Одна из причин возможного дефицита – нехватка запчастей для ремонтов.В частности, литых деталей тележек и цельнокатаных колес (ЦКК). Текущие потребности монополии в литье и ЦКК удовлетворены примерно на 38%. Из-за этого «ежесуточно на инфраструктуре общего пользования РЖД простаивает не менее 15 000 вагонов, ожидающих ремонта», сетует господин Белозеров. Также он отмечает, что цены на запчасти существенно выросли: на литье – на 48%, на ЦКК – на 22%. Повышение ввозных пошлин на колеса украинского «Интерпайпа» до 34,22% лишь усугубило ситуацию. В связи с вышеперечисленным, Олег Белозеров попросил вице-премьера разобраться с проблемой.


– Проблема с запчастями действительно стоит остро, особенно с цельнокатаными колесами, – пояснил «Ъ» собственный источник в отрасли. – Отечественные заводы и мощности «Интерпайпа» не способны обеспечить потребности рынка в ближайшие полтора года.


В связи с чем прогнозы неутешительны: в конце 2018-го в очереди на ремонт могут застрять до 50 000 вагонов. Поэтому существует вероятность обращения к китайским производителям дабы покрыть нехватку запчастей, полагает собеседник издания.


Повышает риск дефицита и замедление оборота вагонов на сети. Источники «Ъ» отмечают простои под погрузкой и выгрузкой, массовые ремонтные работы на сети в пиковые месяцы, проблемы с запчастями и т.д. По мнению одного из собеседников издания, если РЖД сможет вернуться к нормальному обороту, дефицита удастся избежать. Так как уже сейчас на сеть поступили 16 000 вагонов. До конца года придет еще 35 000 штук. В целом, этого достаточно, полагает эксперт.


По данным источника «Ъ» в ведомствах, в I полугодии 2018-го оборот на сети составил 13,21 суток (LR. плановый показатель – 12,5 суток). Другой собеседник издания утверждает, что данный показатель за последнее время вырос до 15 суток. В РЖД приводят такие цифры: в среднем по 2016 году оборот составлял 15,74 суток, по 2017 году– 15,06. Рост оборота в монополии объясняют либерализацией парка.


– Операторы в основном работают по твердым контрактам, поэтому зачастую отправляют порожние вагоны под конкретную перевозку навстречу другим порожним вагонам, не заботясь об обратной загрузке. Также сказалось и изменение географии перевозок, и увеличение средней дальности отправок, – отмечают в РЖД.


Решить проблему позволит электронная торговая площадка, считают в монополии. С ее помощью операторы смогут автоматически находить грузовую базу для обратной загрузки. Снижение порожних пробегов в свою очередь снимет локальный дефицит.


По мнению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, основных причин возможного дефицита полувагонов две: ухудшение эксплуатационной обстановки на сети и увеличение оборота вагонов.


–Это в чистом виде зона ответственности ОАО РЖД, которому не хватает маневровых локомотивов: если бы обстановка на сети сохранялась такой, как, например, в декабре 2017 года, дефицита уже к концу 2018 года практически не было бы, – рассуждает эксперт.


Эффект от сокращения простоя вагонов под грузовыми операциями более чем на 15 часов по итогам I полугодия практически сведен на нет простоями в ожидании подачи локомотивов. А в свете старта второй очереди реконструкции БАМа и Транссиба надеяться на улучшение эксплуатационной ситуации не приходится, резюмирует собеседник «Ъ».

 

Напомним, что по данным Института проблем естественных монополий, в октябре 2017-го дефицит полувагонов составлял 16 000 единиц. Одной из причин тогда называли передел рынка предоставления полувагонов между Уралвагонзаводом и Федеральной грузовой компанией. А в этом году РЖД пугала аграриев возможным дефицитом зерновозов. По оценкам монополии, в 2019-м он составит 1 200 единиц, а в 2020-м – 6 200. LR

Фото: rating-news.ru

Тэги: прогнозы, дефицит полувагонов, РЖД, железнодорожные грузоперевозки







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх