В нынешнем году статистику железной дороге могут сделать уголь, металл и зерно



В нынешнем году статистику железной дороге могут сделать уголь, металл и зерно

24 Января 2019

В то время как строительные грузы РЖД продолжит терять

В нынешнем году статистику железной дороге могут сделать уголь, металл и зерно

В 2019 году Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) прогнозирует рост погрузки на сети РЖД в пределах 1,6-1,9% по отношению к уровню 2018 года. Выше среднего показатель увеличится в перевозке зерна, минеральных удобрений, железной и марганцевой руд, металлов и каменного угля. На уровне, близком к показателям 2018 года, останутся лесные грузы, нефть и нефтепродукты. Падение ожидается только по категории строительных грузов. К подобным выводам эксперты ИПЕМ пришли в своем исследовании, которое есть в распоряжении «Логируса».


В нынешнем году эксперты института прогнозируют сохранение положительной динамики погрузки каменного угля в связи с сохранением благоприятной конъюнктуры на внешнем рынке. Экспортные отправки поддержит активно развивающиеся перевалочные мощности в портах. Например, АО «Ростерминалуголь» продолжает оптимизировать работу существующего технологического оборудования и вводить в эксплуатацию новое. Так, в конце 2018-го был запущен в эксплуатацию новый тандемный вагоноопрокидыватель.


В то же время к числу ограничивающих рост погрузки угля на экспорт факторов аналитики ИПЕМ назвали высокую загрузку существующей железнодорожной инфраструктуры. Для увеличения отправок за рубеж будет необходимо продолжить работу по оптимизации перевозочной деятельности и оценить возможность перевозки по альтернативным направлениям. Например, увеличить отправки через погранпереходы Азии или в направлении альтернативных портов.


Погрузка химических и минеральных удобрений в нынешнем году вырастет в пределах 3,7%, сохранив динамику 2018 года. Росту показателя будет способствовать развитие производственных мощностей. Так как ПАО «Акрон» в этом году планирует запустить в Великом Новгороде установку гранулированного карбамида мощностью 2 000 тонн в сутки. В 2019-м и 2023-м годах ОАО «КуйбышевАзот» намерен ввести мощности по производству сульфат-нитрат аммония более чем на 500 000 тонн в год, а АО «ФосАгро-Череповец» планирует увеличение мощностей по азотным удобрениям на 300 000 тонн в год.


По мнению аналитиков ИПЕМ погрузка зерна в этом году продолжит рост, однако куда более скромными темпами. По итогам 2019-го этот показатель может составить 28-29 млн тонн. В числе ограничивающих факторов эксперты называют отмену РЖД с 1 января скидок в рамках тарифного коридора, неблагоприятную конъюнктуру на внешнем рынке, высокую загрузку железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам юга и меньший урожай зерна. В то же время правлением РЖД в конце 2018-го принято решение по установлению 50-процентной скидки до конца 2020-го на экспортные перевозки ряда зерновых грузов через пограничную передаточную станцию «Самур (эксп.)» с дальнейшим проследованием погранперехода «Беюк-Кясик-Гардабани».


Погрузка лесных грузов по итогам 2018 года выросла на 5,6% до 45,7 млн тонн. С учетом проводимой государством политики по стимулированию переработки древесины на территории РФ, ИПЕМ ожидает в 2019-м увеличения погрузки только во внутреннем сообщении.


В нынешнем году аналитики ИПЕМ прогнозируют снижение погрузки сырой нефти, что связано с реализацией проектов по строительству нефтепроводов. Например, уже в 2019-м будет виден эффект от запуска в эксплуатацию нефтепровода, который соединил Комсомольский НПЗ и ВСТО. Однако падение по данному виду грузов будет компенсировано ростом погрузки энергетических, в частности.


Строительные грузы стали «аутсайдером» по итогам 2018-го. Погрузка в сравнении с 2017-м снизилась на 6,8% до 123,8 млн тонн. В текущем году темпы падения замедлятся, но показатель все равно может не достигнуть уровня в 120 млн тонн. Причины сокращения объемов эксперты ИПЕМ видят в переключении грузоотправителей на альтернативные виды транспорта. Например, по итогам 2018-го с предприятий изготовителей цемента было отгружено на железнодорожный транспорт 25,1 млн тонн продукции, что на 6,5% меньше, чем в 2017 году. В то время как производство цемента в стране сократилось менее значительно.


В 2019-м имеются предпосылки ожидать и умеренного роста погрузки черных металлов. Однако объемы экспорта в значительной степени будут зависеть от тарифной политики стран-потребителей металлопродукции, а также действия различных пошлин, отмечают аналитики. Так, с 23 марта 2018-го относительно России действует американская заградительная пошлина на сталь. С 17 июля 2018-го Европейская комиссия ввела временные антидемпинговые пошлины в отношении импорта из всех стран 23 видов стальной продукции, включая стальной прокат, трубы и прочее.


В 2019-м рост погрузки железных и марганцевых руд может незначительно замедлиться (LR. по итогам 2018-го +5,7%), но в целом данный показатель по итогам года может превысить 120 млн тонн.


Напомним, в целом же погрузка на сети РЖД по итогам 2018 года выросла на 2,2% и составила 1 млрд 289,6 млн тонн. Грузооборот в отчетном периоде также увеличился до 2596,4 млрд тарифных тонно-км (+4,2%), а с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии – до 3304,4 млрд тонно-км (+4%). LR

Фото: rtp.expert

Тэги: РЖД, ИПЕМ, статистика, аналитика, прогнозы, железнодорожные грузоперевозки





Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх