Суда пойдут другим путем. Возможно, мимо наших портов

16 января 2014

Ужесточения требований к судовому топливу в зоне SECA, вступающие в силу в 2015 году, повлияют на грузооборот портов северо-западного региона

Ужесточения требований к судовому топливу в зоне SECA, вступающие в силу в 2015 году, повлияют на грузооборот портов северо-западного региона

В какой степени ужесточение требований к судовому топливу повлияет на грузооборот российских северо-западных портов, сейчас спрогнозировать невозможно, но изменения точно произойдут. Об этом на условиях анонимности «Логирусу» сообщили в одной из крупных бункеровочных компаний.

Требования к сокращению содержания серы в судовом топливе согласно Конвенции MARPOL Annex VI (Международная конвенция по предотвращения загрязнения моря с судов – LR) вводятся в несколько этапов и различаются для зон SECA и остальных вод мирового океана. В зонах SECA с 1 июля 2010 года содержание серы в судовом топливе не должно превышать 1%, а с 1 января 2015 года – 0,1%.

При этом последствия от введения ограничений в 2010 и 2015 годах для портов, грузоперевозчиков и логистики всего региона в целом будут различаться существенно. В 2010 году требование по содержанию серы ужесточалось с 3,5% до 1%. В принципе, такое ужесточение требований не было критичным ни для бункеровщиков, ни для морских перевозчиков, поскольку в России достаточно много низкосернистой нефти, из которой можно производить мазут, отвечающий требованиям ISO 8217-2010, в том числе и по содержанию серы. Было увеличено производство низкосернистого мазута, при этом удалось избежать значительного роста цен для судовладельцев и фрахтователей.

В 2015 году ожидается значительно более серьезное ужесточение требований – речь идет о сокращении содержания серы в топливе в десять раз – до 0,1%.

Производство мазута с содержанием серы 0,1% технологически сложно и практически не имеет экономической целесообразности для производителей. Так что, скорее всего, на суда будет поставляться топливо MGO DMA с содержанием серы до 0,1%, или устанавливаться скруберные установки для очистки выбросов. Теоретически не исключено внедрение судовых установок, работающих на сжиженном природном газе.

Наиболее вероятным является замещение мазута дистиллятами (маловязкое судовое топливо, дизельное топливо) с содержанием серы до 0,1%. Дефицита этого топлива в России нет, и абсолютно все потребности портов в северо-западном регионе будут удовлетворены. Но, учитывая, что дистилляты значительно дороже мазута, подобное замещение приведет к удорожанию морских перевозок, что, в конце концов, может привести к изменению товаропотоков, а, возможно, и к снижению грузооборота портов.

Более точных прогнозов, как именно повлияет ужесточение требований MARPOL к содержанию серы на логистику северо-западного региона, никто давать не берется. На этот процесс будет влиять масса разнонаправленных факторов, в том числе и формируемых за пределами нашей страны (зона SECA включает Балтийское и Северное моря и пролив Ла-Манш –LR).

Введение новых требований окажет различное влияние на перевозки, осуществляемые по различным маршрутам. Для судов, следующих за пределы Северной Европы, негативный эффект от ужесточения требований будет меньше, так как после выхода за пределы зоны SECA они будут переходить на более дешевое топливо, с большим содержанием серы. Поэтому можно прогнозировать, что замещение мазута дистиллятами, соответственно и удорожание бункера, в значительно меньшей степени затронет перевозки крупнотоннажными судами (в первую очередь, танкеры), следующие через Атлантику, в Африку или Азию.

Переход на сжиженный газ пока нельзя рассматривать как жизнеспособную альтернативу мазуту и дистиллятам. В первую очередь, значительно сложнее технологически осуществлять заправку газом в порту – это перегрузка опасных грузов, а в портах нет соответствующей инфраструктуры. Даже в Европе подобные заправочные комплексы только внедряются. Более того, в настоящее время число судов, использующих сжиженный природный газ, крайне мало, что делает экономически нецелесообразным проектирование, постройку специализированных терминалов и подведение газопроводов. LR

Тэги: бункеровка, порты







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх