Совет операторов начал давать советы, а Минтранс – недоумевать от них

19 июня 2014

Предложение НП «СОЖТ» уже возбудило транспортных чиновников, а может возбудить еще и антимонопольных

Совет операторов начал давать советы, а Минтранс – недоумевать от них

НП «СОЖТ» предлагает изменить режим небольших станций, чтобы грузы мелких и средних предпринимателей не уходили с железной дороги на автотранспорт. Об этом рассказал исполнительный директор НП Дмитрий Королев.

– Мы провели анализ работы полувагонов на погрузочно-разгрузочных станциях с осени 2012 года и по конец 2013 года,– рассказал «Коммерсанту» Королев. – Примерно 85% грузовой работы на сети РЖД осуществляется на 1040 станциях. Там существующая схема обеспечения вагонами в целом представляется оптимальной. Однако на 2,3 тыс. станций спрос на полувагоны остается низким и зачастую носит сезонный характер. И там, чтобы сохранить грузовую базу, нельзя применять те бизнес-решения, которые успешно работают на «золотой тысяче». Там необходимо обеспечить быстрый, практически мгновенный доступ к порожнему вагону.

Препятствием для небольших грузоотправителей стал приказ Минтранса №258, требующий указывать в заявке ГУ-12 определенного оператора на груженый рейс и определенную дату погрузки. Однако небольшие компании не всегда точно знают, когда получат предоплату от своих партнеров, и поэтому рискуют не выполнить заявку. На автотранспорте таких проблем нет, поэтому ему и отдается предпочтение.

В условиях явного избытка полувагонов на сети, можно быстро удовлетворить спрос, разместив свободный подвижной состав на всех 2,3 тыс. станций, предлагает СОЖТ. При этом нормы минимального и максимального запаса порожних полувагонов должны определяться индивидуально для каждой станции погрузки, учитывать сезонный фактор и возможность осуществления сдвоенных операций. Когда количество вагонов на станции снижается до определенного минимального уровня, то идет подсыл дополнительных порожних вагонов до установленного для данной станции максимального уровня, после чего подсыл прекращается.

По словам Королева, СОЖТ предлагает при помощи тендера с участием грузоотправителей и операторов определять одного или двух операторов, которые будут обслуживать в течение года одну или группу станций. Победившие в тендере операторы обезличат парк полувагонов, и грузоотправители смогут отправлять грузы во всех направлениях с применением тарифной сетки, согласованной для данной станции погрузки.

При этом не должна взиматься плата за пользование инфраструктурой в отношении запаса порожних вагонов в пределах максимальной нормы, установленной для каждой станции. Также не должна взиматься плата за переадресовку в пути следования порожних полувагонов на такую станцию. Кроме того, должны перестать действовать и нормы приказа №258 в части указания наименования оператора в заявке формы ГУ-12 на груженый рейс.

– Предложенная схема – это, с одной стороны, возможное решение, позволяющее использовать принципы балансового метода с оформлением железнодорожных перевозочных документов для адресной отправки порожних полувагонов в условиях глубокого профицита,– приводит «Коммерсант» пояснения исполнительного директора партнерства. – А с другой стороны – повышение доступности полувагонов на станциях с низким и слабопредсказуемым уровнем погрузки.

Однако в РЖД к этой идее отнеслись довольно прохладно, заметив, что собственнику вагонов выгодно находиться на путях в ожидании подходящего груза без оплаты. Поэтому нельзя согласиться с бесплатным отстоем на этих станциях, который вдобавок еще и осложняет пропуск груженого подвижного состава. Против простоя порожних вагонов без оплаты и сами станции. 
 
«Отток грузов на автотранспорт, конечно, есть. И в основном из-за невыполнения срока доставки. Но если вагон собственника простаивает на путях общего пользования, все же простой должен быть гарантированно оплачен. Необходим или договор, или иная форма, – приводит «Коммерсант» мнение начальника станции Барановский Дальневосточной железной дороги Сергея Коваленко. – Бывает, вагоны стоят на станции, но не по вине железной дороги, а потому, что их не принимает отправитель или грузополучатель. И мы не можем получить деньги за занятие инфраструктуры, хотя это осложняет нам работу».

Представитель Минтранса подтверждает, что такое предложение сразу вызовет интерес у ФАС: «Они обязательно спросят: почему на одной станции один режим, а на соседней – другой, более благоприятный?».

Председатель Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава Ольга Лукьянова считает, что «предложение НП напрочь убивает конкуренцию в области операторских услуг, так как победа одной компании в тендере, дающая право на обслуживание всей станции, означает безальтернативную привязку грузоотправителя к оператору на долгий срок до следующего тендера».

По словам Лукьяновой, переход малых и средних грузовладельцев на автомобильный транспорт вызван отнюдь не сложностями со своевременным обеспечением их вагонами. Специализированный автотранспорт тоже мгновенно грузовладельцам не предоставляют. Основные причины – высокая стоимость, слабая прогнозируемость сроков доставки и сложности оформления процедур – от операторов не зависят. LR

Тэги: РЖД, Минтранс, НП СОЖТ, ОЖдПС







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх