С Дальнего Востока выдача есть. Но только по решению суда

7 октября 2013

РЖД, если и сократила выплату пеней за задержку доставки грузов, то смогла это сделать далеко не везде

С Дальнего Востока выдача есть. Но только по решению суда

Частота уменьшения арбитражными судами суммы неустойки, которую ОАО «РЖД» должно выплатить грузоотправителю или оператору за просрочку в доставке груза, зависит от региона, считают в юридической компании «Прима-Капитал». «Чем западнее по России, тем больший процент этих уменьшений, – говорят собеседники «Логируса». – Если взять Сибирь и Дальний Восток – там практически никто неустойку не снижает».  

Согласно статье 97 Устава железнодорожного транспорта, неустойка составляет 9% от платы за доставку по железной дороге за каждый день просрочки и выплачивается на основании претензии грузоотправителя или оператора. Однако данные департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития РЖД свидетельствуют о резком сокращении выплаты пеней в I полугодии текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Так, в 2013 году ОАО «РЖД» оплатило чуть более 1% предъявленных претензий, тогда как в прошлом году было удовлетворено около 25%. При этом скорость движения вагонов по железной дороге не увеличилась, а инфраструктурные и прочие проблемы не исчезли.

«Пусть суд решает, кто прав или виноват, в конце концов, это не всегда справедливо – компенсировать по 9% от стоимости перевозки за каждый день просрочки, если задержка происходит не по нашей вине», – пояснили в железнодорожном ведомстве газете «РБК daily». В компании «Прима-Капитал», которая занимается взысканием неустойки с железной дороги, «Логирусу» подтвердили, что такая практика выплаты пеней – только через суд – стала вполне привычной. «Скорее всего, в каких-то случаях они и выплачивают добровольно, – пояснили в юридической компании, – но подавляющее большинство, наверное, более 90%, выплачивается через суд».

Принятая отделением РЖД претензия рассматривается в течение 45 дней, и, если в организации согласны с представленными фактами, то они должны ее оплатить. Однако, в большинстве случаев, РЖД не соглашается, не объясняя причин или просто ничего не отвечая, поэтому грузоотправителям приходится идти в суд.

«Мы не эксперты в этом направлении, – говорят юристы «Прима-Капитал», – мы смотрим, как работает практика». А эта практика свидетельствует о том, что случаи обращения за юридической помощью для взыскания неустойки участились. «С начала года все больше и больше недовольства у людей задержками по доставке грузов, – подтверждают собеседники «Логируса». – Многие боятся РЖД, поэтому этот процесс идет очень тяжело. Однако медленно, но верно все начинают понимать, что есть только одна возможность, и все чаще прибегают к ней».

Если накладные грузоотправителем или оператором заполнены верно, там нет исправлений или технических ошибок, очень высока вероятность получить причитающуюся сумму сполна – около 95%. Однако юристы считают, что исход дела зачастую зависит от того, «в каком суде судиться. Иногда применяется 333 статья [ГК РФ – прим. LR] и вполовину суды пеню уменьшают». Согласно данной статье, в случае несоразмерности неустойки нанесенному ущербу суд по своему усмотрению имеет право ее уменьшить.

«Такое право у суда есть, и некоторые судьи понимают это по-своему, – рассказывают специалисты. – Они считают, что 9%, хотя и написано в законе, тем не менее, поскольку у них есть право уменьшить, они уменьшают». LR

Тэги: РЖД, Прима-Капитал







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх