РЖД не прекращает бредить сверхприбылями. ФАС серьезно опасается за «пациента»

26 Октября 2017

Новый финансовый план госмонополии, направленный в Минэкономики, в 20 раз амбициознее прежнего

РЖД не прекращает бредить сверхприбылями. ФАС серьезно опасается за «пациента»

ОАО «РЖД» направило в ведомства проект инвестиционной программы и финансового плана на 2018-2020 годы, пишет «Коммерсантъ», которому удалось ознакомиться с документом. В документе скорректированы не только прогнозные финансовые показатели, которых планируется достигнуть через три года, но и текущие по итогам 2017-го.


Так, в конце 2017-го РЖД рассчитывает, что погрузка вырастет на 2,6% до 1,254 млрд тонн, грузооборот – на 5,2% до 3,15 трлн ткм. Программа оптимизации расходов увеличится с 51 до 65 млрд рублей, что позволит расширить программу капремонтов на 23%, а локомотивов – вдвое. Ложку дегтя в финансовые расчеты РЖД добавляют растущие цены. По оценкам оператора, к концу года ценовое давление составит порядка 10 млрд рублей. В связи с чем прогноз по прибыли на этот год остается неизменным – 3 млрд рублей (в 2016 году – 6,5 млрд рублей).


Ценовое давление усугубляется ухудшением структуры перевозок, что увеличивает потери компании. В связи с чем РЖД продолжает упорно настаивать на индексации тарифов: на 6% – в 2018 году и на 3,9% – в 2019-2020 годах. 


Не намерена отказываться РЖД и от масштабных инвестиционных программ. По итогам 2017-го она составит 509 млрд рублей (+49,4 млрд рублей), а в 2018–2020 годах запланирована на уровне 1,75 трлн руб. Монополия продолжит развитие БАМа и Транссиба, Северного широтного хода, создаст специальные грузовые железнодорожные линии Центр-Юг, построит линию к северному терминальному комплексу аэропорта Шереметьево, мост на Сахалин и займется организацией диаметрального внутригородского движения в Московском транспортном узле.


В ФАС с новым финпланом РЖД ознакомились: с чем-то согласились, а с плановым ухудшением грузовой базы мириться не намерены, пишет «Ъ». Причем ведомство готово обоснованно доказать возможность ее роста для чего занимается подготовкой концепции новой тарифной системы.


– Каждая новая тонна груза для ОАО РЖД высокомаржинальна. Мы хотим, чтобы на каждую новую тонну, предъявленную к перевозке, грузоотправитель мог получить большую скидку – например, 50% (размер будет зависеть от маржинальности груза). Причем грузоотправителям не придется специально просить скидку – она будет построена по принципу публичной оферты, это будет «право на скидку», – пояснили «Ъ» в пресс-службе Федеральной антимонопольной службы.


Предполагается, что скидка будет не разовой, а долгосрочной. Ориентировочно – на 10 лет. Это позволит привлечь новых клиентов, а соответственно и дополнительную грузовую базу, которая поможет нивелировать дисбаланс доходов и расходов ОАО «РЖД». Именно в такой логике монополия должна строить долгосрочные финпланы, уверены в ФАС.


Однако заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук считает, что инициатива ФАС требует «комплексного анализа с учетом текущих экономических реалий и воздействия на все отрасли, пользующиеся услугами железнодорожных перевозок».


Напомним, что в начале октября ОАО «РЖД» разослала для ознакомления ведомствам проект долгосрочной программы развития до 2025 года. При составлении проекта учитывались два сценария – базовый и оптимистический. Согласно первому среднегодовой рост погрузки и грузооборота составит 2,2% и 3,1% соответственно. Это позволит к 2025 году увеличить погрузку до 1,46 млрд тонн, а грузооборот – до 3,09 трлн тонно-километров. Для достижения таких показателей РЖД должно быть уверено в стабильном и долгосрочном росте тарифов. В 2018 году монополия просит увеличения на 6%, два из которых составляет инфраструктурная надбавка, а на оставшиеся семь лет до 2025 года – индексации по принципу «инфляция минус 0,1%». В ответ на эти уступки монополия обязуется не просить дополнительных денежных вливаний по грузовым перевозкам.


В результате даже по базовому сценарию выручка ОАО «РЖД» к 2025 году вырастет в 1,8 раза до 2,8 трлн рублей, EBITDA – в 2,4 раза до 758 млрд рублей, а выручка – в 28 раз до 184,3 млрд рублей. (при благоприятной конъюнктуре – в 40 раз, до 262,8 млрд руб.). При этом бюджет мало что получит от монополии: девять лет она собирается платить дивиденды лишь по привилегированным акциям, доля которых в капитале составляет всего 0,002%.

Тэги: РЖД, Минэкономразвития, грузоперевозки, жд перевозки, тарифы



Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх