Предложение РЖД расширить тарифный коридор погрузило потребителей в смутные сомнения

26 апреля 2016

Снижение тарифов на грузы первого класса приведет к росту тарифной нагрузки на грузоотправителей второго и третьего классов

Предложение РЖД расширить тарифный коридор погрузило потребителей в смутные сомнения

Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» на прошлой неделе дал отрицательное заключение на предложение расширить тарифный коридор для перевозок грузов первого тарифного класса (наиболее дешевые и массовые грузы – уголь, руды, строительные грузы, цемент и т. п.), сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на собственные источники. По словам одного из них, поддержал идею только «Русал», который хочет скидок на доставку импортного глинозема.

РЖД может менять тариф в пределах коридора – повышать на 13,4% или снижать на 12,8%. В конце прошлого года, для стимулирования возврата более дорогих грузов на железную дорогу, ФАС разрешила монополии расширить нижнюю границу коридора до 25% для всех классов грузов на плечах до 3 тыс. км и для второго и третьего классов – на более длинных расстояниях. Вопрос о дальнейшем расширении коридора обсуждается. В частности, 18 марта вице-премьер Аркадий Дворкович поручил оценить, как повлияет на финансовые показатели ОАО «РЖД» распространение скидки на грузы первого класса на расстояниях более 3 тыс. км.

По данным эксперта комитета по тарифному регулированию совета Фарида Хусаинова, 80% грузов первого класса на плечах от 3 тыс. км – это уголь. Но доля угля в общей погрузке составляет 26,6%, а в доходах монополии – только 16,1%.

По словам Хусаинова, грузы первого класса приносят в среднем вдвое меньше доходов, чем средняя тонна грузов, и почти в 3,5 раза меньше, чем тонна грузов второго и третьего тарифных классов. Более того, низкая рентабельность перевозки угля на дальние расстояния исходно заложена в прейскурант 10-01, и около трети угля перевозят заведомо ниже себестоимости. Однако грузы первого класса перевозятся по низким тарифам во всем мире, отметил источник издания в угольной отрасли, поскольку маршрутные отправки сырьевых грузов являются технологической основой железнодорожной сети, и до тех пор пока выручка от их перевозки покрывает хотя бы переменные издержки, их перевозка оправданна. При этом угольщики уверяют, что не инициировали расширение тарифного коридора.

По мнению Хусаинова, снижение тарифов на грузы первого класса наверняка приведет к росту тарифной нагрузки на грузоотправителей второго и третьего тарифных классов. И в этом случае ОАО «РЖД» будет загонять себя в замкнутый порочный круг: уход с железной дороги высокодоходных грузов с более высокой эластичностью спроса будет снижать выручку, что потребует нового повышения тарифов, которое опять будет выталкивать тонны высокодоходных грузов, замещаемых низкодоходными.

В РЖД добавляют, что на перевозки угля действует целый ряд различных понижающих коэффициентов, например, около 0,9 на экспорт энергетических сортов. При расстоянии перевозки, превышающем 3300 и 3500 км, применяются коэффициенты 0,32 и 0,333, которые дополнительно снижают уровень тарифа на 2–48% в зависимости от дальности. В результате средний уровень тарифа на перевозки, например, энергетического угля почти вдвое дешевле базового тарифа грузов первого тарифного класса и на 75% ниже цен второго (расчетный уровень безубыточности). Правительство, со своей стороны, также не настаивает на скидках – источники издания говорят, что вопрос «временно снят с повестки». LR

Тэги: РЖД, тарифы







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх