Правила игры на рынке железнодорожных перевозок каждый норовит переписать под себя. Одна ФАС чего стоит



Правила игры на рынке железнодорожных перевозок каждый норовит переписать под себя. Одна ФАС чего стоит

22 Декабря 2017

Участники отрасли устали от новых вводных и просят поставить регулирование на паузу

Правила игры на рынке железнодорожных перевозок каждый норовит переписать под себя. Одна ФАС чего стоит

В этом году локальный дефицит парка, традиционно приходящийся на осенние месяцы, совпал с беспрецедентным ростом погрузки угля на экспорт, вызванным ростом цен на мировых рынках, пишет «Коммерсантъ». За год РЖД планировала перевезти 334,8 млн тонн, а по факту за 11 месяцев перевезла – 325,9 млн тонн.


Усугубила ситуацию серия регуляторных решений, последствия которых ощущаются до сих пор. Речь идет о запрете на использование «устаревших» вагонов, в результате чего, по данным «Infoline-Аналитики», было списано более 265 000 единиц. 


Плюс, в ноябре этого года ФГК лишилась 27 500 вагонов, в результате чего доля компании на рынке сократилась с 24% до 18%. И это на фоне того, что из-за давления ФАС оператор в мае 2017-го зафиксировал ставки предоставления вагонов. В итоге, к октябрю ценник ФГК был на 15-40% ниже среднерыночных значений. Это породило ажиотажный спрос грузоотправителей на дешевые вагоны ФГК.

В результате, в числе пострадавших оказались поставщики технической соли, карельские производители щебня, предприятия ЖКХ (преимущественно Дальнего Востока), мукомольные предприятия Санкт-Петербурга и «зерновики» Сибири.


При детальном рассмотрении оказалось, что для каждой категории пострадавших от дефицита вагонов – свои причины и следствия. По словам крупных участников рынка зерновых культур, дефицита хопперов в принципе нет, есть неравномерность предъявления грузов к перевозке. При чем в данной неравномерности виноваты сами «зерновики», которые частенько тянут с отправками в ожидании хорошей конъюнктуры экспортного рынка.


Карельский щебень страдает от конкуренции со стороны сопредельных стран и угля, отмечает «Ъ». Одна из причин в том, что составы, перевозящие уголь в порты Северо-Запада России, больше «не подбирают» на обратном пути щебень. А не подбирают, потому что начали предоставлять скидки на порожний пробег инновационных вагонов. В ноябре ФГК, по согласованию с РЖД и Минтрансом, выделила дополнительные вагоны, но как-то без предупреждения.


– Но наступил декабрь, и все вернулось на круги своя — сейчас ФГК активности не проявляет. Никаких управленческих решений системного характера не выработано – просто ситуация скорректировалась из-за зимнего снижения объемов погрузки, – пояснил «Ъ» гендиректор «Промнерудтранса» и зампред НП «Ассоциация горнопромышленников Карелии» Андрей Громовой. – Если бы ФГК ежемесячно предоставляла 1500-2000 дополнительных вагонов в Карелию, ситуации, которую мы имели в этом и прошлом году, просто не было бы.


Из всех производителей соли проблемы возникли лишь у одной компании – «Руссоли». 


Как показал анализ РЖД, причины дефицита крылись за пределами России – в Казахстане. Там из-за роста отгрузок на внутреннем рынке в сентябре-октябре не хватало свободных полувагонов.


Несмотря на различия в причинах, следствием может стать глобальный пересмотр правил игры на железнодорожном рынке. В частности, ФАС уже предложила сформировать резервный парк. Когда это будет сделано и будет ли сделано – пока не понятно. 


Так как премьер-министр Дмитрий Медведев поручил к 15 апреля 2018-го рассмотреть «возможность, сроки и параметры создания резервного парка», а Антимонопольная служба назвала свои сроки – до 1 апреля. За развитием ситуации вокруг данного вопроса «Логирус» следил и продолжает следить очень внимательно.


Еще одно предложение ФАС касается ФГК и создания категории «социально значимых грузов», тариф на перевозку которых будет определяться нерыночным способом. Параллельно, Антимонопольная служба предлагает отказаться от 2-процентной надбавки РЖД на капремонт, заменив ее на 7,7-процентную надбавку на порожний пробег.


Данные предложения Антимонопольного ведомства будут выгодны разве что алюминиевым и металлургическим компаниям, которые занимаются перевозками «на коротких плечах» по территории России, полагает глава экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. 


Однако, одновременно с этим, у РЖД появится законная возможность лишить данные компании скидок в рамках «тарифного коридора».


Заместитель гендиректора ИПЕМ Владимир Савчук прогнозирует, что в 2018-м острого дефицита вагонов удастся избежать. Так как темпы обновления парка превышают скорость списания. А проблему резерва нужно отпустить, рынок сам ее отрегулирует, уверен эксперт. Единственное, что необходимо рынку – долгосрочные правила игры, от которых зависит планирование.


Напомним, что недавно ФГК отчиталась о пополнении парка на 22 700 вагонов в рамках инвестпрограммы. Более того, реализация инвестпрограммы компании по закупке новых вагонов в 2017 году даже превысила первоначально запланированные объемы, что в том числе связано с досрочным возвращением парка ООО «УВЗ-Логистик».


Тэги: РЖД, ФГК, ФАС, дефицит полувагонов, тарифное регулирование, инновационные вагоны, железнодорожные грузоперевозки





Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх