Правила игры на рынке железнодорожных перевозок каждый норовит переписать под себя. Одна ФАС чего стоит

22 Декабря 2017

Участники отрасли устали от новых вводных и просят поставить регулирование на паузу

Правила игры на рынке железнодорожных перевозок каждый норовит переписать под себя. Одна ФАС чего стоит

В этом году локальный дефицит парка, традиционно приходящийся на осенние месяцы, совпал с беспрецедентным ростом погрузки угля на экспорт, вызванным ростом цен на мировых рынках, пишет «Коммерсантъ». За год РЖД планировала перевезти 334,8 млн тонн, а по факту за 11 месяцев перевезла – 325,9 млн тонн.


Усугубила ситуацию серия регуляторных решений, последствия которых ощущаются до сих пор. Речь идет о запрете на использование «устаревших» вагонов, в результате чего, по данным «Infoline-Аналитики», было списано более 265 000 единиц. 


Плюс, в ноябре этого года ФГК лишилась 27 500 вагонов, в результате чего доля компании на рынке сократилась с 24% до 18%. И это на фоне того, что из-за давления ФАС оператор в мае 2017-го зафиксировал ставки предоставления вагонов. В итоге, к октябрю ценник ФГК был на 15-40% ниже среднерыночных значений. Это породило ажиотажный спрос грузоотправителей на дешевые вагоны ФГК.

В результате, в числе пострадавших оказались поставщики технической соли, карельские производители щебня, предприятия ЖКХ (преимущественно Дальнего Востока), мукомольные предприятия Санкт-Петербурга и «зерновики» Сибири.


При детальном рассмотрении оказалось, что для каждой категории пострадавших от дефицита вагонов – свои причины и следствия. По словам крупных участников рынка зерновых культур, дефицита хопперов в принципе нет, есть неравномерность предъявления грузов к перевозке. При чем в данной неравномерности виноваты сами «зерновики», которые частенько тянут с отправками в ожидании хорошей конъюнктуры экспортного рынка.


Карельский щебень страдает от конкуренции со стороны сопредельных стран и угля, отмечает «Ъ». Одна из причин в том, что составы, перевозящие уголь в порты Северо-Запада России, больше «не подбирают» на обратном пути щебень. А не подбирают, потому что начали предоставлять скидки на порожний пробег инновационных вагонов. В ноябре ФГК, по согласованию с РЖД и Минтрансом, выделила дополнительные вагоны, но как-то без предупреждения.


– Но наступил декабрь, и все вернулось на круги своя — сейчас ФГК активности не проявляет. Никаких управленческих решений системного характера не выработано – просто ситуация скорректировалась из-за зимнего снижения объемов погрузки, – пояснил «Ъ» гендиректор «Промнерудтранса» и зампред НП «Ассоциация горнопромышленников Карелии» Андрей Громовой. – Если бы ФГК ежемесячно предоставляла 1500-2000 дополнительных вагонов в Карелию, ситуации, которую мы имели в этом и прошлом году, просто не было бы.


Из всех производителей соли проблемы возникли лишь у одной компании – «Руссоли». 


Как показал анализ РЖД, причины дефицита крылись за пределами России – в Казахстане. Там из-за роста отгрузок на внутреннем рынке в сентябре-октябре не хватало свободных полувагонов.


Несмотря на различия в причинах, следствием может стать глобальный пересмотр правил игры на железнодорожном рынке. В частности, ФАС уже предложила сформировать резервный парк. Когда это будет сделано и будет ли сделано – пока не понятно. 


Так как премьер-министр Дмитрий Медведев поручил к 15 апреля 2018-го рассмотреть «возможность, сроки и параметры создания резервного парка», а Антимонопольная служба назвала свои сроки – до 1 апреля. За развитием ситуации вокруг данного вопроса «Логирус» следил и продолжает следить очень внимательно.


Еще одно предложение ФАС касается ФГК и создания категории «социально значимых грузов», тариф на перевозку которых будет определяться нерыночным способом. Параллельно, Антимонопольная служба предлагает отказаться от 2-процентной надбавки РЖД на капремонт, заменив ее на 7,7-процентную надбавку на порожний пробег.


Данные предложения Антимонопольного ведомства будут выгодны разве что алюминиевым и металлургическим компаниям, которые занимаются перевозками «на коротких плечах» по территории России, полагает глава экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. 


Однако, одновременно с этим, у РЖД появится законная возможность лишить данные компании скидок в рамках «тарифного коридора».


Заместитель гендиректора ИПЕМ Владимир Савчук прогнозирует, что в 2018-м острого дефицита вагонов удастся избежать. Так как темпы обновления парка превышают скорость списания. А проблему резерва нужно отпустить, рынок сам ее отрегулирует, уверен эксперт. Единственное, что необходимо рынку – долгосрочные правила игры, от которых зависит планирование.


Напомним, что недавно ФГК отчиталась о пополнении парка на 22 700 вагонов в рамках инвестпрограммы. Более того, реализация инвестпрограммы компании по закупке новых вагонов в 2017 году даже превысила первоначально запланированные объемы, что в том числе связано с досрочным возвращением парка ООО «УВЗ-Логистик».


Тэги: РЖД, ФГК, ФАС, дефицит полувагонов, тарифное регулирование, инновационные вагоны, железнодорожные грузоперевозки



Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх