Порту Евпатории не нужен берег турецкий, а нужны турецкие паромы

30 января 2015

На западе Крыма пришвартовался первый паром из Турции

Порту Евпатории не нужен берег турецкий, а нужны турецкие паромы

В Евпаторийском торговом порту разгружают первый турецкий паром и надеются, что в дальнейшем такие судозаходы станут регулярными. Об этом «Логирусу» рассказал заместитель директора ЕМТП по коммерческой работе Евгений Пятачев.

– Сегодня ночью в Евпаторию пришел паром, судно типа Ро-Ро под названием Rainbow из турецкого порта Зонгулдак, – сообщил собеседник «Логируса». – Это судно пришло в Евпаторию впервые после почти девятимесячного перерыва – последний судозаход совершен в апреле прошлого года.

По словам Евгения Пятачева, Евпатория была основным паромным портом в Крыму и «одним из ведущих даже на Украине». «Мы принимали около половины всего общеукраинского грузооборота Ро-Ро», – уточнил он.

Сейчас удалось вернуть это судно в Евпаторию, хотя еще недавно оно совершало рейсы в Севастополь. «Это то самое судно, которое раньше ходило к нам под другим названием. Сейчас, для того чтобы избежать санкций, его продали и переименовали, и оно ходит под другим флагом – Палау. Турецкие судовладельцы, чтобы как-то сохранить свой бизнес, перестраховываются: меняют флаги, создают новые компании», – пояснил эксперт.

Загрузка судна пока неполная – около 400 тонн. Доставлено 7 грузовиков и в основном груз на паллетах – продовольствие, включая цитрусовые. Товары предназначены для потребления в Крыму и дальше никуда не пойдут. Всего это судно вмещает до 60 больших грузовиков или до 2 тыс. тонн груза.

– Над возобновлением сотрудничества работало очень много сторон, – отметил собеседник «Логируса». – Среди них наш порт – мы пытались вернуть своих партнеров. Также есть интерес у грузовладельцев и перевозчиков – работавшие ранее с нами перевозчики тоже в этом поучаствовали. Естественно, этим вопросом занималось и наше головное предприятие ГУП РК «Крымские морские порты», и руководство республики.

Евгений Пятачев подтвердил существование предварительных договоренностей о том, что паром будет ходить с периодичностью раз в неделю. Однако на сегодняшний день полной ясности по открытию линии пока нет, поскольку ведутся переговоры, в частности из-за новой портовой политики. «Проблема в том, что в Севастополе паром заходил на частный автотерминал, который имеет возможность вести более гибкую ценовую политику, – рассказал эксперт. – У нас с нового года вступили в силу приказы КМП, которые определяют все цены на погрузочно-разгрузочные работы и величину портовых сборов, а Севастополь делает так, чтобы быть более интересным для судозаходов».

Евпаторийский торговый порт сейчас ведет диалог с КМП и надеется на механизмы скидок, чтобы условия работы были конкурентными. «У нас есть небольшое географическое преимущество. В Евпатории маленький порт, поэтому ранее и был так развит наш грузовой терминал. Это очень удобно для водителей. Не приходится по территории долго блуждать – человек приехал, оформился и уехал, – приводит пример собеседник «Логируса». – По территории города водители тоже не очень много едут, практически по прямой. Плюс от нас ближе всего до центра республики – Симферополя. Ближе, чем от любого другого порта, и от Севастополя в том числе. То есть поставка грузов в столицу, в центральную часть полуострова, к западным берегам Крыма от нас более удобна. Плюс отсутствие горных дорог. В Севастополе их немного, небольшой участок, но они все-таки есть. Для тяжелых машин это важно».

– Сейчас только завершается выгрузка, а по погрузке еще нет данных, но, очевидно, паром попытается взять грузы. Потенциально, может быть, что-то будет. В свое время через нас шла продукция «Крымского титана» (крупнейший производитель диоксида титана в Восточной Европе – LR) – двуокись титана на грузовиках. Основной грузопоток в порту был с Украины и из России, – напоминает Евгений Пятачев. – Из Севастополя паром в основном тоже уходит пустым. Есть некоторая загрузка, но она очень маленькая. Мы надеемся хотя бы раз в неделю этот паром принимать, потому что, по крайней мере, с турецкой стороны грузопоток есть.

Напомним, принято решение о передаче функций единого оператора Керченской паромной переправы, которые до 15 января выполняла Единая транспортная дирекция, в ведение ГУП РК «Крымские морские порты». По итогам года паромами перевезено 84 тыс. грузовых автомобилей.

Глава Республики Крым Сергей Аксенов пообещал снизить действующие до передачи тарифы на перевозку грузов паромами, курсирующими через пролив, а в случае необходимости дотировать их из бюджета. В частности, Минтранс намерен запустить дополнительные паромные маршруты из портов Краснодарского края в Керчь, Феодосию, Севастополь и Евпаторию. Маршрут Новороссийск – Евпатория по себестоимости намного дороже, чем Новороссийск – Керчь, поэтому на федеральном уровне будет рассмотрен вопрос о субсидировании отдаленных маршрутов, чтобы существовала единая цена на перевозки.

– У нас тоже есть такая информация, – подтвердил Евгений Пятачев. – Буквально вчера мы отвечали на запрос Минтранса РК о том, какие у нас причалы, глубины и ставки. Над этим действительно работают.

Собеседник «Логируса» отметил два момента, которые, на его взгляд, будут важны для принятия решения – это намного большее расстояние от Новороссийска до Евпатории, в отличие от Керчи, и одновременно преимущество ЕМТП из-за близости к столице республики и удобства дорог.

– Сейчас еще можно говорить о расстоянии, но что будет во время курортного сезона? Лишь бы груз доставить (во время курортного сезона водители грузовиков нередко ожидали переправы по несколько дней, для привлечения внимания к своим проблемам даже перекрывали дороги – LR). Мы предлагали диверсифицировать эти перевозки еще в прошлом году, потому что возникновение проблем было очевидным с самого начала. Полагаю, лучше провести несколько лишних часов в море, но при этом спокойно уехать и туда, и обратно, а также доставить груз в целости и сохранности, – подытожил собеседник «Логируса».

Заметим, Минтранс Крыма, рассчитывая в этом году увеличить пропускную способность Керченской паромной переправы более чем вдвое – до 50 тыс. человек и 10 тыс. легковых автомобилей в сутки, намерен часть грузов, не требующих срочной доставки, направлять через российские порты на Азовском море. По словам министра транспорта РК Анатолия Цуркина, срок доставки возрастет до 10 дней, но зато позволит разгрузить Керченскую переправу.

По данным АСОП, грузооборот морских портов России за январь-декабрь 2014 года составил 618,8 млн тонн, с учетом морских портов Крыма – 623,4 млн тонн. Как подсчитал «Логирус», грузооборот портов Крыма и Севастополя составил 4,6 млн тонн. Ассоциация среди портов Азово-Черноморского бассейна привела данные только по портам Керчь, который перегрузил 3,3 млн тонн, и Севастополь, чей грузооборот составил 0,4 млн тонн.

Ранее ТАСС со ссылкой на данные АМПУ сообщило, что грузооборот морских портов Республики Крым и стивидоров Севастополя в 2014 году составил 2,07 млн тонн, что на 81,7% меньше, чем за предыдущий год. При этом грузооборот порта Севастополь составил 1,13 млн тонн (-76,6%), Керчь – 0,4 млн тонн (-85,6%), Феодосия – 0,36 млн тонн(-86,1%), Евпатория – 0,18 млн тонн (-81,9%), Ялта – 5,5 тыс. тонн (-96,6%).

Как сообщил «Логирусу» заместитель директора ЕМТП по коммерческой работе Евгений Пятачев, в прошлом году грузопереработка в Евпаторийском торговом порту составила 0,34 млн тонн, в том числе экспорт – 52,7 тыс. тонн, импорт – 2,6 тыс. тонн, каботаж – 209,4 тыс. тонн, транзит – 76,8 тыс. тонн. По словам эксперта, разница в данных объясняется тем, что статистика, скорее всего, учитывает данные, начиная с апреля 2014 года. LR

Тэги: Крым, морской порт Евпатория







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх