Консолидация полувагонов, если повезет, поможет лизингодателям, но не грузовладельцам

18 апреля 2016

План создания нового крупного оператора подвижного состава направлен ныне действующим для обсуждения

Консолидация полувагонов, если повезет, поможет лизингодателям, но не грузовладельцам

Аналитический центр при правительстве России направил в советы операторов и потребителей при РЖД анализ разработанного Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) плана консолидации парка полувагонов, сообщают «Ведомости».

По идее ГТЛК, она сама или «ВЭБ лизинг» собирают 200 000 полувагонов, перенанимая парк, находящийся в лизинге у малых и средних операторов, либо выкупая вагоны у собственников. После этого парк планируется передать в сублизинг консолидированному оператору (ГТЛК условно называет его United Trans Leasing), который станет одним из пяти крупнейших операторов подвижного состава.

Напрямую объединенный оператор будет управлять не менее чем 50 000 вагонов, считают эксперты аналитического центра, еще около 150 000 передаст в управление ПГК, ФГК и другим операторам. Их агентское вознаграждение составит 1% от оборота, а коммерческая политика останется независимой.

Для повышения рыночных арендных ставок предлагается около 20 000 полувагонов в первый год не использовать. Их назначение – постепенно заменять выбывающие из строя.

Из-за сокращения со временем парка и роста грузооборота цена аренды вагона вырастет, по прогнозу аналитического центра, с нынешних 550–650 руб./сутки до 1100 руб./сутки к концу года (включая НДС). Это позволит консолидированному оператору без проблем взять на себя обслуживание задолженности перед лизинговыми компаниями за нанятые или купленные полувагоны – сейчас это 340 млрд руб. На этапе роста ставок объединенной компании нужно будет инвестировать в подвижной состав до 5 млрд руб., оценивают они. Если долг будет рефинансирован, объединенный оператор сможет вернуть эти 5 млрд руб. за семь лет, если нет – за 10 лет.

В первый год программы доходная ставка составит 875 руб./сутки за вагон, на второй – 1068 руб./сутки, на 10-й – 1694 руб./сутки, рассчитал аналитический центр. То есть доходы консолидированного оператора в первый год должны составить 52,7 млрд руб., во второй – 72,9 млрд руб., за 10 лет он заработает более 890,8 млрд руб. Его свободный денежный поток до лизинговых выплат за 10 лет – 651,8 млрд руб. Из этих денег оператору предстоит выплатить 629,5 млрд руб. лизингодателям (с учетом процентов). Если в первый год с начала проекта чистый долг объединенного оператора будет превышать годовой показатель EBITDA в 10,9 раза, то на пятый год – в 5 раз, а на десятый составит 0,2, говорится в отчете. Проект оздоровит балансы и лизинговых компаний, и операторов подвижного состава: повысит эффективность управления парком за счет снижения порожнего пробега, укрупнения диспетчеризации, восстановления равновесной стоимости аренды вагона.

Однако крупнейшие операторы могут замещать списываемый парк не через договоры найма с ГТЛК или консолидированным оператором, а приобретая или арендуя новые вагоны, доходность которых выше и преимущество которых по сравнению с обычным полувагоном будет расти по мере индексации тарифа. Тогда в долгосрочной перспективе полувагоны, консолидированные на балансе ГТЛК, окажутся вытеснены в низкий ценовой сегмент и финансовая модель не сработает, полагают эксперты.

По словам представителя компании-грузоотправителя, план консолидации нарушает закон о конкуренции. Кроме того, консолидировать такой большой парк вагонов за год вряд ли удастся из-за действующих контрактов аренды, расторгнуть которые можно, только если арендатор не платит в срок. Арендная ставка, на росте которой основана финансовая состоятельность проекта, ограничена уровнем 850 руб. за вагон в сутки, считает эксперт, если она будет выше, грузоотправителям будет выгоднее арендовать или покупать собственный парк. LR

Тэги: ПГК, ФГК, РЖД, Ураган







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх