Консолидация большого парка вагонов у одного оператора еще не означает рост ставок

11 марта 2016

Опасения ФАС в отношении плана «Ураган» могут оказаться напрасными – все зависит от эффективности управления парком

Консолидация большого парка вагонов у одного оператора еще не означает рост ставок

Операторы в рамках плана «Ураган» могут резко и необоснованно поднять цены на свои услуги, опасается ФАС. Поэтому служба запросила крупнейших операторов предоставить ей данные за 2014 и 2015 годы о парке вагонов, перевозке грузов, средних ставках предоставления грузового вагона и раскрыть принципы ценообразования на свои услуги, пишут «Ведомости».

Планом консолидации парка, который обсуждается операторами и лизинговыми компаниями, подразумевается сосредоточить у одной структуры около 200 000–250 000 полувагонов, принадлежащих лизинговым компаниям, подконтрольным государству, а затем передать в аренду крупному игроку – ФГК, ПГК, «Нефтетранссервису» или иному оператору. Тот, в свою очередь, должен будет списать около 100 000 единиц старого парка и поднять ставку за предоставление вагона до 830 руб.

При возникновении риска нарушения антимонопольного законодательства из-за злоупотребления доминирующим положением, в том числе коллективным, могут быть приняты меры антимонопольного регулирования вплоть до введения регулирования вагонной составляющей на уровне текущей доходности плюс 7,5% (уровень индексирования тарифной составляющей), подчеркивает представитель ФАС.

Текущий уровень доходности большей части парка, по словам операторов, не позволяет им приобретать подвижной состав в лизинг и в полном объеме обслуживать привлеченные ранее для пополнения парка кредиты.

По подсчетам ФАС, из-за увеличения вагонной составляющей до 800–900 руб. за полувагон в сутки перевозка угля может подорожать на 19%, руды – на 17%, цемента – на 18%, щебня – на 22%. Дополнительная прибыль, опасается ФАС, пойдет при этом не на пополнение парка, а на погашение существующих долгов операторов или дивидендные выплаты.

По словам исполнительного директора Ассоциации «Карьеры Евразии» Ирины Викуловой, производители нерудных строительных материалов тоже против повышения тарифов. «Компании-грузоотправители беспокоятся за своих контрагентов, конечных получателей щебня. Это, как правило, подрядные строительные и дорожно-строительные организации, имеющие государственные заказы  на строительство. Цены из-за повышения тарифов возрастут и у производителей, могут упасть и без того небольшие объемы отгрузки. И возможна ситуация, когда более дорогой и качественный материал будут заменять более дешевым и менее качественным. В любом случае, пострадают строительные организации, которым придется выкручиваться в этой сложной ситуации», – подытожила собеседница «Логируса».

Член совета Уральской логистической ассоциации, генеральный директор компании «Транком-Сервис» Андрей Тайгин считает, что в данном случае повышение или понижение ставки будет в основном зависеть от эффективности управления консолидированным парком. «Будет ли это ФГК, или какая-то другая операторская компания, эффективность будет складываться из эффективности менеджеров компании и эффективности грузовой базы у данного оператора», – полагает собеседник «Логируса».

– Насколько известно, ФГК в свое время, где-то около года назад, сократила свои филиалы и оставила только агентства, и в большинстве случаев переместила в московский офис работу с контрагентами, клиентами-грузоотправителями. Полагаю, что при этом эффективность работы филиала по управлению данным парком снизилась, – уточнил Тайгин.

Изменение ставок зависит, в том числе, и от сезонности, напомнил эксперт: «Если у предприятий карьеров Урала, например, появится большая потребность в перевозках, и им будет не хватать вагонов, то ставка в любом случае пойдет вверх».

– План «Ураган» запускается с целью поднять финансовую эффективность подвижного состава, чтобы получать от его эксплуатации большую отдачу в денежном выражении. В случае консолидации ставки подрастут, но это будет уже больше зависеть от потребности в грузоперевозках. На какой процент они возрастут? Если будет резкий всплеск потребности в перевозках (щебень, металл, уголь, и другие), то ставки могут вырасти значительно, если будет нерезкий всплеск, то ставки могут остаться на том же уровне или подрасти буквально на чуть-чуть. Это будет зависеть от экономической ситуации в РФ и эффективности работы менеджеров оператора, – подчеркивает собеседник «Логируса».

Компании-грузовладельцы в любом случае будут брать вагоны, но кто сказал, что ФГК спишет 100 тыс. полувагонов в 2016 году, задается вопросом Тайгин. «Они не будут списывать столько. Максимально за этот год все операторы спишут около 50 тыс. И ФГК, и ПГК, и другие операторы. И списать – это же не быстро так взять и вычеркнуть. Эти вагоны должны где-то стоять в ожидании исключения из парка АБД ПВ, эти вагоны должны ехать в отстой, в места резки п/с, занимать сортировочные и промежуточные станции», – пояснил эксперт.

– Консолидация данного парка должна привести к эффективности работы с ним, а не просто скинуть в одни руки все вагоны, чтобы они там находились, и все говорили о том, что вот это самый крупный оператор Российской Федерации. Поэтому поднимется резко ставка после реализации плана «Ураган», или поднимется плавно, или вообще останется на том же уровне, будет зависеть от эффективности предприятия, которое управляет данным подвижным составом, и от эффективности его грузовой базы. На данный момент диктует цены грузовладелец: у кого груз, тот и выбирает, с кем он поедет, – продолжает собеседник «Логируса».

Сейчас те же 250 тыс. полувагонов где-то ездят, а не просто стоят и ждут своего часа, когда их передадут ФГК или другому оператору. По словам эксперта, на сегодняшний момент средняя ставка предоставления составляет порядка 500–600 руб. в сутки. «Придет ФГК или другой оператор, будет управлять этими вагонами, но это не значит, что ставка сразу вырастет до 800, до 1000 руб. в сутки резко, – уточняет Тайгин. – Это будет зависеть от эффективности, куда и как будет использовать ФГК данный подвижной состав, оставит ли оператор их на прежних маршрутах, или выведет на маршруты под своих клиентов. Где-то убыло, значит, где-то должно прибыть, и наоборот. И здесь большую роль играет именно эффективность менеджеров, работающих с клиентской грузовой базой».

– Если, например, ФГК угонит все вагоны, которые получит, под угли, и на подходах и выходах вагоны с Западно-Сибирской железной дороги будут стоять в брошенных поездах, понятно, что карельским карьерам таких вагонов хватать не будет. Карелия будет задыхаться от отсутствия подвижного состава. И тогда все, кто туда будет ехать, кто будет давать туда вагоны, будут повышать ставки, – полагает собеседник «Логируса».

Если оператор «не загонит все вагоны под угли», а распределит по всей сети равномерно, либо в зависимости от своей грузовой базы, это и будет эффективность. «Карелия не останется без вагонов. Пусть где-то их не хватит, но она будет свою логистику вырабатывать, а ЗапСиб – свою для того, чтобы предприятия не остались без углей. Вот и все. Рост ставок зависит в большей степени от эффективности оператора, который будет управлять данным парком. Таково мое мнение», – подытожил Андрей Тайгин. LR

Тэги: ФАС, ФГК, ПГК, тарифы, Ураган







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх