Федеральную службу по тарифам упразднили, чтобы вернуть РЖД на землю

27 июля 2015

Это лишь первый шаг на пути ограничения сфер влияния естественной монополии

Федеральную службу по тарифам упразднили, чтобы вернуть РЖД на землю

Необходим регулятор, который смог бы остановить «потерявшего ощущение реальности монополиста». Так считает председатель Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава (НП ОЖдПС) Ольга Лукьянова

Указом президента от 21 июля «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования» Федеральная служба по тарифам (ФСТ) упраздняется, а ее функции переходят к Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Правительству поручено обеспечить проведение ликвидационных процедур и непрерывность осуществления передаваемых антимонопольной службе функций, а также предусмотреть сохранение кадрового потенциала упраздняемой службы для дальнейшей работы ФАС.

По мнению председателя НП ОЖдПС Ольги Лукьяновой, поглощение антимонопольной службой ФСТ не является желанием оптимизировать госрасходы за счет сокращения числа сотрудников. «Ни в коем случае нельзя рассматривать такое решение как стратегическое, задающее определенное направление развития на многие годы вперед, – пишет Лукьянова с своем блоге. – Напротив, по нашему глубокому убеждению через 3–4 года, после неизбежного прихода к руководству в РЖД менее влиятельных личностей, ФСТ будет вновь воссоздана».

В НП ОЖдПС считают, что объединение двух служб под эгидой ФАС носит конъюнктурный характер, поскольку в данном случае создается полноценный противовес «набирающему силу субъекту». Ранее, когда министром транспорта РФ был Игорь Левитин, «здоровое противостояние» глав министерства и монополии позволяло уравновешивать интересы РЖД и других не менее важных участников перевозочного процесса».

– После ухода Левитина в 2012 году из Минтранса, этот орган перестал играть роль балансира, – сетует Лукьянова. – Мы видим, что РЖД одерживает победу за победой над грузовладельцами и операторами – тут и принятие новой редакции Устава ж/д транспорта, и двойное повышение тарифов в самом начале и в конце января 2015 года, и экстренное принятие Тарифного руководства, вводящего дополнительную финансовую нагрузку на грузополучателей и операторов за пользование инфраструктурой ж/д транспорта. <…> Уже вовсю пробивается вопрос о максимальном увеличении тарифов в 2016 году.

Руководитель партнерства полагает, что в такой ситуации «нужно ведомство, останавливающее потерявшего ощущение реальности монополиста». «Очевидно, что только современный ФАС сможет сдерживать РЖД в их перманентном порыве увеличивать цены за право перевозки грузов по построенным советским народом магистралям. Наделение ФАС дополнительными полномочиями свидетельствует о высоком авторитете этого учреждения, о хорошей репутации сотрудников ФАС», – продолжает Лукьянова.

По словам руководителя партнерства, после слияния ФАС и ФСТ монополия окажется в сложной ситуации, поскольку «договариваться теперь придется с организацией, с которой ранее не принято было считаться». Между ФАС и РЖД ведутся судебные споры, приказы и предупреждения ФАС «стараются не выполнять до последнего или просто не замечают», отмечается в комментарии. Теперь отношение монополии к ФАС изменится, поскольку появится необходимость «сотрудничать квалифицированно и уважительно».

– Тарифы будут повышаться, но не произвольно, и в рамках разумного, – прогнозируют в партнерстве. – А вот тарифный коридор, в части скидок, применяться перестанет, ибо практика последних лет показала, что скидки, предоставляемые в рамках тарифного коридора, направлены на экономию в перевозках крупнейших грузоотправителей. Очень хочется надеяться, что у обновленного регулятора хватит мудрости и мужества увеличить тарифы на экспортные перевозки угля – это позволит увеличить доходы РЖД без ущемления грузовой базы.

Участники партнерства считают, что включение ФСТ в состав ФАС – первый шаг на пути ограничения сфер влияния РЖД, следующим шагом будет ужесточение регулирующей функции Минтранса в отношении монополии.

– Наверное, стоит спрогнозировать приход в Минтранс представителей грузовладельцев и операторов, не испытывающих пиетета к РЖД и заинтересованных в снижении затрат на перевозку. Плохие показатели РЖД способствуют активизации давления со стороны государства. В ближайшее время за РЖД немного возьмутся, – подытожила Ольга Лукьянова. LR

Тэги: ФАС, ФСТ, РЖД, Минтранс, НП ОЖдПС







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх