Эксперт: параметр количества оплаченных километров может сделать «Платон» эффективнее

26 апреля 2019

Его появление, в частности, позволит изменить принцип тарификации

Эксперт: параметр количества оплаченных километров может сделать «Платон» эффективнее

Показатель «количества проплаченных километров за месяц» может стать существенным толчком для развития эффективности работы системы «Платон», уверен член Межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли Тарас Коваль. Впервые данный показатель, который является одним из основных в немецкой системе Toll Collect, появился в официальной статистике «Платона» еще в октябре 2018 года, добавляет эксперт. Однако вскоре исчез. И вот в апреле был снова обнародован.

– До апреля 2019-го основным показателем статистики системы «Платон» был объем собранных денежных средств в Дорожный Фонд России с нарастающим итогом. Это косвенный брутто-параметр. Он не учитывает расходов оператора на содержание системы. Если тарифицируется километр пройденного пробега по федеральной трассе, то и в статистике хочется видеть параметр количества оплаченных километров или «оплаченного пробега», – рассуждает собеседник «Логируса».

Появление такого показателя в будущем даст возможность ранжировать транспортные средства в зависимости от количества осей, экологического класса, шумности и иных показателей. А это в свою очередь позволит изменить принцип тарификации. Такой подход более справедлив и является инструментом стимулирования обновления автопарка перевозчиками, уверен господин Коваль.

В Германии статистика системы оплаты Toll Collect отвечает на ряд очень важных вопросов. Например, она отражает динамику изменения оплаченного пробега немецкими и иностранными водителями. Для России же важна динамика оплаченного пробега в каждом субъекте Федерации, а также и выделение из нее доли местных перевозчиков и перевозчиков из других регионов, подчеркивает эксперт. Кроме того, по аналогии с Toll Collect в РФ было бы логичным отслеживать количество въезжающих и выезжающих транспортных средств, подлежащих оплате, в каждой области.

– С другой стороны, показатель «оплаченного пробега» позволяет проконтролировать работу системы «Платон» через технико-экономические показатели эксплуатации автомобиля примерно так, как это делают в продвинутых автотранспортных предприятиях и кредитных организациях, – полагает член Межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли.

Согласно статистике, в России около 280 000 автомобилей категории N3 (полной массой более 12 тонн) возрастом до четырех лет включительно. Из этого числа господин Коваль предлагает вычесть примерно половину. В числе исключенных автомобили военных, специальных и коммунальных служб, не попадающие под оплату; международных перевозчиков, основная часть работы которых приграничные или перевозки за территорией России; а также машины, работающие на региональных трассах, в карьерах и на технологических дорогах. Таким образом, для расчета остается порядка 140 000 автомобилей категории N3 моложе четырех лет.

Абсолютное большинство этой группы подвижного состава находится в лизинге, кредите или аренде, подчеркивает собеседник «Логируса». Чтобы отрабатывать ежемесячные платежи по финансовым обязательствам при российском ценообразовании на автомобильные перевозки, средний ежемесячный пробег ниже 12000-13000 км в месяц (145000-150000 км в год) может быть, но в редких случаях. Эту цифру используют также автопроизводители при расчете сервисного обслуживания. Согласно статистике междугородних перевозок многих автотранспортных компаний, не менее 70% от общего пробега автомобилей приходится на федеральные трассы.

При выбранных параметрах оплаченный пробег в месяц в системе «Платон» должен быть в пределах 1,18-1,46 млрд километров, – резюмирует Тарас Коваль. – Только в конце 2018 года и феврале-апреле 2019-го были достигнуты показатели, попадающие в этот интервал. Но ведь это результат работы на межгороде всего 140 000 автомобилей категории N3, то есть девятой части от общего парка автомобилей категории N3 в России. Где вклад в «копилку» оплаченного пробега остальных автомобилей? Пока этот вопрос остается открытым.

По расчетам господина Коваля среднее минимальное количество оплаченных километров в системе «Платон» при ее эффективной работе должно быть не менее 1,8 млрд км в месяц. Согласно данным за апрель, этот показатель составил 1,4 млрд км.

В Германии сейчас вводят новый индекс деловой активности, который в ближайшее время должен стать основным, добавляет собеседник «Логируса». Параметр получил предварительное название – «индекс деловой активности оплаты проезда грузовиков». По мнению эксперта, его главное преимущество – в возможности быстро показать изменение интенсивности потока и на ранней стадии выдать показатели изменения деловой активности.

Аналогичный показатель можно было бы ввести и в России, поэтому вопрос эффективности работы системы «Платон» является стратегически важным. РТИТС безусловно прикладывает значительные усилия, направленные на улучшение эффективности работы системы. Но не все зависит от оператора, – подытожил член Межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли Тарас Коваль.

Напомним, в марте этого года «РТ-Инвест Транспортные системы» выразила желание стать оператором пилотной зоны системы навигационно-информационного обеспечения перевозок между Россией и Китаем. Причем в эксперимент компания была готова войти на безвозмездной основе. LR

Фото: business.ru

Тэги: аналитика, Платон, информационные системы, статистика, автомобильные грузоперевозки







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх