55 тысяч вагонов у 30 крупнейших операторов подвижного состава как рейтингом сдуло

2 марта 2016

Причины сокращения парка – работа в условиях усиления конкуренции и низкая доходность от оперирования

55 тысяч вагонов у 30 крупнейших операторов подвижного состава как рейтингом сдуло

На рынке железнодорожных перевозок более востребованы операторские компании с конкурентными преимуществами в виде собственных локомотивов, интеграции с портами и терминалами, либо имеющие возможность привлекать инновационный подвижной состав, пишет «Коммерсантъ».

В прошлом году безусловным лидером среди российских железнодорожных операторов по объему собственного парка и парка в управлении, погрузке и грузообороту, как и в 2014 году, остался холдинг UCL Rail, в который входит Первая грузовая компания (ПГК), следует из рейтинга операторов подвижного состава за 2015 год Infoline Rail Russia Top агентства «Infoline-Аналитика». На втором месте по всем показателям продолжает оставаться входящая в ОАО «РЖД» Федеральная грузовая компания (ФГК).

Из рейтинга выходит, что в общей сложности парк в управлении 30 крупнейших операторов сократился за прошлый год на 55,6 тыс. вагонов. Причиной сокращения парка в аренде многих крупных игроков и вынужденного увеличения парка в управлении компаний, специализирующихся на сдаче вагонов в аренду, стала работ в условиях усиления конкуренции и низкой доходности от оперирования.

Причинами сокращения парка в собственности стали списание вагонов и расторжение договоров финансового лизинга. Например, «ВТБ-Лизинг» передал 5 тыс. вагонов «Запсиб-Транссервиса» ПГК, а «ВЭБ-Лизинг» забрал у «Спецэнерготранса» и передал «Рэйлтрансхолдингу» (РТХ) 14,5 тыс. вагонов. При этом ПГК в 2015 году списала 38,1 тыс. вагонов, ФГК – 35,9 тыс., «Нефтетранссервис» – 2,3 тыс., «ТрансКонтейнер» – 1,7 тыс.

30 крупнейших операторов обеспечили в прошлом году 82% общего объема перевозок против 79% годом ранее, росла и доля первой десятки – на 2 процентных пункта, до 59% в общем объеме, что свидетельствует о консолидации объемов у более крупных компаний. ПГК сократила объемы на 12,2%, но продолжает укреплять отношения с крупнейшими грузовладельцами, ФГК увеличила перевозки на 2,2%. Более чем вдвое выросли объемы перевозок у «РТХ-Логистик» и в полтора раза у «Спецэнерготранса», однако, по мнению экспертов, рост примерно соответствует увеличению парка в управлении. Тем не менее, есть и исключения. Так, у «Трансойла» на фоне падения объемов перевозки нефтеналивных грузов перевозки выросли на 14%, а грузооборот – на 25% за счет перехвата ряда перспективных направлений.

В прошлом году существенное падение ставки доходности коснулось не только коммерческих, но и кэптивных операторов, которым оно не позволяло в полном объеме выплачивать лизинговые платежи, несмотря на приобретение подвижного состава при господдержке. При этом, все операторы старались отложить лизинговые и кредитные платежи.

Ключевой тенденцией 2015 года, по мнению экспертов, стало усиление конкуренции во всех сегментах рынка перевозок: грузовладельцы предъявляют все более жесткие требования к техническим характеристикам подвижного состава и качеству сервиса, который оказывают операторы. В связи с этим приоритет получают операторские компании, которые имеют либо конкурентные преимущества в виде собственных локомотивов, интеграции с портами и терминалами, либо возможности привлекать инновационный подвижной состав. LR

Тэги: ПГК, ФГК, РЖД, Трансконтейнер







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх