«Высокоскоростные планы» РЖД начинают сбываться. Частями

22 января 2019

Правительство все-таки разглядело экономическую целесообразность проекта, а вот эксперты все еще в сомнениях

«Высокоскоростные планы» РЖД начинают сбываться. Частями

17 января на совещании у вице-премьера Максима Акимова было одобрено строительство первого участка высокоскоростной магистрали «Москва-Казань»: от Железнодорожного в Московской области до Гороховца во Владимирской, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на собственные источники.


По итогам совещания было предложено предусмотреть выделение средств и актуализировать законопроект, устанавливающую нулевую ставку налога на имущество в отношении объектов ВСМ. По предварительным подсчетам, проект выйдет на плановую операционную безубыточность концессионера и РЖД с третьего года эксплуатации даже при консервативной оценке пассажиропотока.  


Общая стоимость участка «Москва-Гороховец» предварительно оценивается в 621,5 млрд рублей. Из них 200 млрд – это капитальный гранд федерального бюджета, 200 млрд – средства РЖД и более 200 млрд – частные инвестиции. Дополнительно потребуется еще порядка 148 млрд на строительство железнодорожных путей и модернизацию депо, а также станций «Москва-Техническая» и «Москва-Курская».


Согласно финансовой модели, операционная рентабельность для концессионера лишь в 2025 году уходит в минус, в остальные годы она положительная, а операционная безубыточность перевозчика достигается в 2026 году. Модель выдерживает рост капзатрат на инфраструктуру до 10%, а также падение прогнозного спроса до 30%, но «на плановую операционную безубыточность могут оказать влияние иные, не контролируемые концессионером факторы».


Прогнозный пассажиропоток для участка «Железнодорожный-Гороховец» уже прочитан. С учетом базового сценария, по данным «Центра экономики инфраструктуры», он будет расти: к 2025 году – до 7,8 млн человек, к 2030-му – 8,35 млн, к 2035-му – до 8,9 млн.


Оценивая потенциальную окупаемость проекта ВСМ «Москва-Казань», директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов называет срок в 20 лет. Добавляя, что для «железнодорожных магистралей это не так уж и плохо». Но это при условии, что по данному направлению ежедневно будет проходить до 10 составов с контейнерами. Помогут «отбить» вложения и пассажирские перевозки. Хотя эксперт полагает, что их объем будет ниже «заложенных в проект цифр». 


Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров добавляет, что участок ВСМ «Москва-Нижний Новгород» несамостоятелен и требуется реализация всего проекта. Кроме того, текущая этапность, скорее всего, создаст проблемы с техникой: перспективы локализации поездов невысоки – не более 10% для первого участка. Для достижения требуемых коммерческих показателей, считает эксперт, РЖД придется стимулировать пассажиропоток в ущерб автомобильному и авиатранспорту.


По словам главы Союза пассажиров Кирилла Янкова, ВСМ может проиграть более дешевому автотранспорту. Помимо этого, до Нижнего Новгорода курсируют «Ласточки». Время в пути составляет 4 часа 5 минут. «Стриж» едет еще быстрее – 3 часа 40 минут. Кроме того, высокоскоростная магистраль будет неудобна для пассажиров промежуточных станций, в том числе таких крупных, как Владимир. Ведь вокзал планируется строить за городом. В связи с чем Кирилл Янков также уверен, что продолжение трассы до Казани стоит строить не откладывая. Так как на этом маршруте сокращение времени окажется гораздо более существенным и дозагрузит участок до Нижнего Новгорода в силу увеличения количества поездов.


Напомним,ранее стало известно о том, что компании Evraz Романа Абрамовича и его партнеров, «Кузбассразрезуголь» и «Трансмашхолдинг» Андрея Бокарева, а также группа «Синара» Дмитрия Пумпянского обсуждают возможное участие в финансировании проекта по строительству высокоскоростной магистрали от Москвы до Казани. LR

Фото: news.sputnik.ru

Тэги: ВСМ, инвестиционные проекты, РЖД, инфраструктура







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх