Речники забыли о преимуществах – лишь бы не остаться на мели

15 октября 2015

Убытки судоходных компаний из-за мелководья к концу года достигнут 20 млрд рублей

Речники забыли о преимуществах – лишь бы не остаться на мели

В навигацию 2015 года суда работают с недогрузом в 30–50%, а эксплуатационные расходы увеличились примерно на 20%. В результате себестоимость перевозки внутренним водным транспортом в европейской части России почти удвоилась, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на президента Российской палаты судоходства Алексея Клявина.

– Из-за недостаточных глубин суда не проходят с осадкой, которая позволила бы провезти максимально возможное количество груза, – рассказал Клявин. – Поэтому судовладелец не может поддерживать адекватный конкурентоспособный уровень фрахтовых ставок. В результате груз начал уходить с реки – на железную дорогу, на автотранспорт.

Предварительная оценка потерь членов палаты, включая упущенную выгоду, составляет 8 млрд руб. с начала навигации. Согласно докладу комиссии по транспорту и транспортной инфраструктуре РСПП, общие убытки судоходных компаний по итогам года могут достичь 20 млрд руб.

По словам Алексея Клявина, раньше, в том числе в 2014 году, основной проблемой был Городецкий шлюз в районе Нижнего Новгорода, где глубины не позволяют нормально работать флоту. В нынешнем году добавилась критическая ситуация на Нижнем Дону, где уровень Цимлянского водохранилища снизился из-за малоснежных зим. Из-за этого падают экспортный грузопоток и перевозки крупногабаритного тяжеловесного оборудования, которое можно доставить только по реке, отмечается в докладе РСПП. Некоторые судоходные компании в этом сезоне вообще отказались от прохода по Нижнему Дону.

Обширное обмеление на Оке, где в этом году на участке от Калуги до Коломны сквозного судоходства нет, стало новой проблемой. За Уралом ситуация не столь критическая, но «Газпром» смог завезти в эту навигацию только половину из запланированных 800 тыс. тонн труб для газопровода «Сила Сибири», так как из-за обмеления верховьев Лены суда шли с 40–50-процентной загрузкой.

По данным Росстата, в январе-июне грузооборот речников снизился на 19,1%, то есть падает не только тоннаж, но и дальность перевозок. Из-за этого «утрачиваются значимые преимущества внутреннего водного транспорта по перевозке значительных объемов грузов на большие расстояния», подчеркивает Алексей Клявин.

Участник рынка перевозки грузов внутренним водным транспортом подтвердил «Логирусу», что суда компании ходят с неполной загрузкой. «Да, это так. Глубины на Нижнем Дону колеблются с 260 до 290 см уже с середины лета. Выбран многолетний запас Цимлянского водохранилища», – прокомментировал ситуацию собеседник «Логируса». Однако малоснежную зиму он считает только на 30% причиной мелководья на Нижнем Дону.

– Больше, чем необходимо, сбрасывают в течение четырех месяцев зимы, хотя за это время можно накопить достаточно, – полагает эксперт. – На эту зиму оставят сброс 150 кубометров в секунду и будут накапливать, а в предыдущие годы зимой сбрасывали по 250 кубометров в секунду.

Решением проблемы собеседник «Логируса» считает рациональный сброс. «На следующий год сказать всем: «Вот вам 3 м осадки, остальное накапливаем на следующий год». И нужно держать слово, не нужно для кого-то сбрасывать из Цимлянского лишние кубометры. Тогда уже через год можно выйти на нормальные глубины», – делится своим мнением участник рынка.

– Выходом из ситуации станет и возведение низконапорной плотины в районе станицы Багаевской, а также водонаполнение Цимлянского водохранилища с Волги, – подытожил собеседник «Логируса».LR

Тэги: Российская палата судоходства, речные грузоперевозки







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх