Пока не изменятся законы, порт Владивостока не сможет выйти на свободу

8 мая 2015

Директор Центра исследований постиндустриального общества указал на недостатки проекта закона «О свободном порте Владивостока»

Пока не изменятся законы, порт Владивостока не сможет выйти на свободу

Чтобы проект создания свободного порта Владивостока удался, необходим «совершенно другой закон, основанный на принципиально отличных идеях». Так считает директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев.


Подготовленный Минвостокразвития во исполнение поручения президента проект закона «О свободном порте Владивостока» не сможет ускорить темпы развития Приморского края, пишет директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев в «Ведомостях». Среди ключевых недостатков проекта эксперт называет возможность его досрочного прекращения при необходимости «охраны жизни или здоровья граждан, объектов культурного наследия, окружающей среды, обеспечения обороны страны и безопасности государства», а также распространение режима свободной таможенной зоны только на часть территории СПВ (морские порты, часть аэропорта и часть территории, прилегающей к пункту пропуска через госграницу).


Кроме того, отмечает Иноземцев, все преимущества для инвесторов имеют финансовый и налоговый характер, тогда как в России основное препятствие для предпринимателей – «бюрократические препоны, проверки, получение разрешительной документации». Также, по мнению эксперта, управление наблюдательным советом нежизнеспособно в отличие от управления АО.


– Чтобы проект удался, необходим совершенно другой закон, основанный на принципиально отличных идеях, – полагает Иноземцев. – Главное – подойти к идее создания СПВ на более реалистических «вводных».


По словам эксперта, СПВ необходимо сместить на юг Приморского края, «в сторону от Владивостока, где городская агломерация и использование портовой инфраструктуры Тихоокеанским флотом выхолостят все экономические свободы». При этом развивать Приморье нужно не за счет конкуренции за капитал с другими российскими регионами, а с азиатскими странами. «В этом случае СПВ должен быть встроен не столько в российскую экономику, сколько в экономику Азиатского региона», – уточняет Иноземцев.


– Российское Приморье важно не столько как ворота в Россию, сколько как территория, отделяющая от моря значительную часть Китая: три провинции (Хэйлунцзян, Цзилин и Внутренняя Монголия) с населением 90 млн человек и ВРП в $750 млрд. Товары, производимые в них, приходится доставлять в порты Дальяня или Инкоу и грузить на суда в 1100–2300 км от мест производства. Порт в южной части Приморья, соединенный с КНР экстерриториальной железной дорогой и автострадой, мог бы стать крайне привлекательным для китайских компаний. Отгрузив товар на заводе-изготовителе, его можно было бы доставить к судну за несколько часов и отправить на экспорт без таможенных формальностей. Спрос на такую перевалку составил бы 150–200 млн т в год, или более ¼ всей мощности российских портов. Расширение зоны за счет индустриальных парков привело бы к локализации производства и созданию десятков тысяч рабочих мест. Но первое условие успешности этого проекта – его включенность в азиатскую экономическую структуру, – резюмирует эксперт.


Заметим, сейчас в Приморье реализуются два проекта, ориентированные на китайские грузы и иностранные суда. Это проект Группы «Сумма» в порту Зарубино, который считают «правильным местом» для перевалки контейнеров из Китая в Китай, и проект логистического центра Группы компаний «Транзит-ДВ», организовавшей работу рейдово-перегрузочных комплексов и бункеровку крупнотоннажных транспортных судов на рейде Славянского залива. В продвижении данных проектов активно заинтересованы китайские компании, среди которых удалось легко найти инвесторов. LR


Тэги: свободный порт Владивосток, Минвостокразвития







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх