Сезон продаж провалился, не успев начаться. Начинается сезон банкротств

5 февраля 2015

В ближайшие три месяца среди импортеров алкоголя может появиться много банкротов

Сезон продаж провалился, не успев начаться. Начинается сезон банкротств

Предновогодний сезон у импортеров алкоголя провалился, не успев начаться. О причинах произошедшего, ситуации на рынке сейчас и в ближайшей перспективе «Логирусу» рассказал эксперт алкогольного рынка, пожелавший остаться анонимным.

Отвечающие за импорт структуры «Русьимпорта» – крупного поставщика элитного алкоголя и табака в России – подали в Арбитражный суд Москвы заявления о банкротстве, пишет ТАСС. По словам экспертов, это первый крупный поставщик алкоголя, заявивший о несостоятельности с начала кризиса, но далеко не последний.

– На самом деле это не первая ласточка. Далеко не первая, – комментирует собеседник «Логируса». – Просто-напросто о «Русьимпорте» написали. По большому счету, в ближайшие три месяца количество таких компаний будет очень большим.

По словам эксперта, Росалкогольрегулирование стало более щепетильно относиться к исполнению приказа №59 (приказ РАР от 26.10.2010 г. № 59н «Об утверждении Технических условий в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару» – LR), и с конца прошлого года участились внеплановые проверки. «В основном, в отношении импортеров. Это касается накрытия лицензий склада и алкогольной отчетности – вскрылись факты недостоверного декларирования», – уточнил собеседник «Логируса».

– По факту сейчас происходит следующее: с декабря прошлого года все импортеры приостановили импорт, потому что весь алкогольный бизнес, как известно, строится на кредитных деньгах, – комментирует эксперт. – Эти кредиты в основном валютные. А при разнице курса переплата за конвертацию и дополнительные расходы на логистику делают этот бизнес на практике не то чтобы с нулевой прибыльностью, он становится убыточным.

В основном ситуация затронула сегменты «эконом» и, частично, «премиум». В ситуации с элитным алкоголем дорогостоящие позиции как стоили дорого, так и будут стоить дорого. В этом случае у дистрибьютора просто-напросто поменяется наценка, но в любом случае он останется «в плюсе». В случае с «эконом»-классом ситуация более сложная, поскольку рынок перенасыщен продукцией разных производителей, и конкуренция на этом рынке очень велика. Битва за «полку» ведется очень серьезная, вдобавок в конце прошлого года «Ашан», «Метро», «О’Kей», «Лента» – практически все серьезные игроки розницы были категорически против повышения стоимости поставляемой продукции до необходимого уровня, чтобы не «убить» новогодний спрос, а дистрибьюторы не готовы были поставлять по старым ценам,.что очень сильно пошатнуло продажи.

– Сезон провалился, не успев начаться, – констатирует собеседник «Логируса». – Например, в позапрошлом году количество заказов в сезон у одного из лидирующих импортеров на российском рынке было почти 2000 в день. В этом сезоне показатель эпизодически переваливал за 1300. Причем, это были пиковые нагрузки – всего лишь два раза в месяц. Все остальное время количество заказов в день было 700–900 максимум.

С таким оборотом алкоголя содержать штат продавцов, учитывая разные каналы сбыта, включая розницу, ЧКО (частный корпоративный отдел), HoReCa, в дополнение с неимоверно высокими затратами на логистику не только импортную, но и внутрироссийскую, весьма накладно. Все это делает бизнес не очень стабильным, поэтому большинство импортеров сейчас прекратили поставку товаров сроком на полгода.

– Последние 8 месяцев я занимался поставкой частных марок для клиентов и партнеров рынка, которые не готовы инвестировать и развивать некоторые направления. Например, импортер, у которого хорошо развито направление в сегменте крепкого алкоголя «Виски определенный регион», волею судеб нашел клиента, заинтересованного в игристом вине и поставка эта сезонная. Перед ним стоит задача найти поставщика, договориться о цене, разработать маршрут доставки и привезти готовый продукт в соответствии с требованиями заказчика. Зачем все строить, если есть компании на рынке, для которых это профильный бизнес?! Этих игроков было немного, а стало еще меньше. То есть компании, которые до этого не занимались импортной логистикой и поставки у них были эпизодическими, сейчас отказались от них вообще, – поясняет эксперт. – Все следят за тем, что будет дальше с курсом, но, скорее всего, поставки возобновятся не раньше марта. Сейчас они есть, но очень и очень маленькие. Только лишь для того, чтобы остаться на полке в сетевых магазинах. Только для того, чтобы исполнять, скажем так, свои обязательства. Хотя бы частично исполнять. В любом случае, все такие компании тоже попали под серьезные штрафы.

Отдельно стоит сказать о «кассовом разрыве». Продажа была в прошлом году, у многих поставщиков в контрактах присутствует отсрочка от 30 до 60 дней, то есть деньги поступят на счета только в середине-конце февраля, а обязательства по кредитам – ежемесячные, впрочем, как и расходы на аренду склада и зарплату сотрудников. А кроме этого, есть еще план импортных поставок, адаптированный к текущей ситуации. На все это нужны средства, которые есть далеко не у всех.

– Что будет дальше, покажет время. Исключительно время, – полагает собеседник «Логируса». – Даже всевозможные колебания на нефтяном рынке, изменения курсов доллара и евро по отношению к рублю совершенно ни о чем не скажут, потому что даже в Прибалтике, где происходит 80% обработки импортного груза (преимущественно в Прибалтике происходит оклейка акцизными марками и дополнительная оклейка стикерами, поскольку это значительно дешевле, чем у производителя) – даже там – подсуетились и благополучно тоже повысили тарифы и на обработку, и на хранение соответственно.

Эксперт считает, что сейчас все очень хорошо только у российских водочных компаний. Поскольку с белорусской водкой совсем сложно стало еще в прошлом году. «Ее можно продавать, пожалуйста, только никто не покупает. Во-первых, она была вне ценового сегмента, интересного для покупателей, так как была чуть-чуть дороже, чем массовый рынок. Плюс ко всему, ее никто не знает, – уточняет собеседник «Логируса».

Кроме того, после присоединения Крыма к России прекратились поставки украинской водки, которые были весьма значительными. «Мне довелось оказывать ряд сервисных услуг компании – поставщику водки «Хортица», но как только все случилось, они прекратили все поставки, – привел пример эксперт. – Это произошло буквально в два дня. Что будет дальше, они пока не знают, как, впрочем, и мы, а с импортом ситуация довольно сложная».

– Сейчас очень активно будут освобождаться склады, потому что многие технические импортеры уже «порезали» свои площади. Многие отказываются вообще. Так, у компании «Приват мастер» склад был площадью почти 5 тыс. кв. м, из которых 3,5 тыс. они уже отдали и оставили себе только полторы. У виноторговой компании «Форт» было два склада по 4 тыс. кв. м. Сейчас они уменьшают площади вполовину, но и это не последние изменения, – продолжает собеседник «Логируса». – У компании «ЛК Вайн Импорт» приостановили лицензию прямо перед Новым годом. Это тоже довольно-таки серьезно, потому что компания – мелкий импортер, при этом много места занимает на «полке». Или занимала до определенного момента.

По словам эксперта, импортеры алкоголя сами доставкой продукции не занимаются, привлекая исключительно сторонних перевозчиков. Сейчас эти компании потеряли большой объем перевозок. «Количество машин, проходящих таможенную очистку на терминале «Селятино», в период с октября по декабрь сократилось более чем на 40%. Это примерно минус 20–25 машин в день», – не сомневается собеседник «Логируса».

– Вполне вероятно, эти перевозчики уйдут на какое-то время на другие рынки, так как основной тип составов – это реффургоны с температурным режимом для вина от 13° до 17°, и они будут, однозначно, востребованы. Вот только выбрать вид продукции, не запрещенной к ввозу в нашу страну, будет достаточно сложно, – подытоживает эксперт.LR

Тэги: Росалкогольрегулирование, ввоз алкоголя







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх