Параллельный импорт бурового оборудования разрешат, но не обеспечат

17 июля 2015

Ввоз нефтедобывающих платформ через третьи страны вряд ли возможен, даже если его узаконить

Параллельный импорт бурового оборудования разрешат, но не обеспечат

В качестве антисанкционной меры оборудование для буровых работ, в том числе инструменты для бурения скальных пород, машины для бурения грунта, плавучие краны и буровые платформы, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) включила в направленный в правительство список товаров, для ввоза которых не понадобится согласие владельца бренда, сообщают «Ведомости».

Список расширен по предложению Минэнерго, поскольку иностранным компаниям сейчас запрещен экспорт в Россию морских нефтедобывающих платформ и электроники для них, бурового оборудования, электрических насосов. По данным министерства, под запрет подпало 68% импортируемого нефтегазовыми компаниями оборудования. Запрет на поставку технологий для российских нефтегазовых компаний может осложнить поддержание текущих темпов добычи ресурсов на истощающихся месторождениях в Западной Сибири, предупреждали ранее аналитики Fitch.

При этом в Минэнерго сомневаются, что параллельный импорт поможет обойти санкции. Это высокотехнологичная отрасль, все зависит от качества и не факт, что оборудование из Китая будет на должном уровне. Все зависит от конкретных наименований, попавших в список, а он с министерством не согласовывался.

Эксперты, опрошенные «Ведомостями», сомневаются в том, что предложенная схема будет работоспособной: некоторые буровые платформы уникальны, получить их через китайцев не получится, потому что они собираются под конкретные добычные проекты. Кроме того, вместе с буровыми платформами на месторождение обычно приглашают и специалистов – так поступила, например, «Роснефть», когда бурила в Карском море. Поэтому есть риск ареста оборудования, когда оно покинет подсанкционный проект.

По словам одного из экспертов, лучшие буровые платформы производит Южная Корея, не вводившая санкций против России. Однако корейцы могут отказаться поставлять оборудование в Россию, чтобы не ссориться с США. Более того, часть оборудования, параллельный импорт которого предлагается разрешить, вообще не под санкциями и даже производится в России. Но для шельфа нужны вспомогательные суда, плавучие краны, плавучие или работающие под водой буровые и эксплуатационные платформы, поставки которых под запретом.

По мнению юристов, обойти санкции путем легализации параллельного импорта не получится. Купить такое оборудование у дочернего предприятия – например, в Индии – нельзя, поскольку в технологических контрактах обычно описывается, для чего закупается оборудование. Если перепродать его в Россию, то правительство США предъявит претензии производителю, который допустил, что санкционная технология была продана без разрешения, за этим могут последовать штрафы и уголовная ответственность. Производители требуют заверений от контрагентов, что оборудование закупается не для ввоза в Россию и не для использования для запрещенных видов деятельности, поэтому параллельный импорт не решит эту проблему – санкционные запреты и риски никуда не денутся.

Напомним, в апреле премьер-министр Дмитрий Медведев одобрил легализацию параллельного импорта для некоторых групп товаров в качестве антикризисной меры и поручил ФАС и Минэкономразвития до 16 июля провести консультации по данному вопросу с Евразийской экономической комиссией.

В начале июня ФАС предложила дополнить список товаров, в отношении которых может быть разрешен параллельный импорт, косметикой и парфюмерией, безалкогольными напитками (кроме пива) и средствами гигиены, тогда как ранее обсуждалась возможность ввоза без разрешения правообладателей таких товаров, как автозапчасти, медицинские изделия и фармацевтическая продукция. Однако против легализации параллельного импорта запчастей выступил Минпромторг. Параллельный импорт нанесет удар по компаниям, локализовавшим производство, беспокоилось министерство, и автопром продолжит падение. После этого ФАС исключила запчасти из перечня.

Затянуть введение легализации параллельного импорта может Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Ее председатель Виктор Христенко выступил против данной меры. LR

Тэги: санкции, параллельный импорт, ФАС







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх