Наша экономика оттолкнулась от дна. 56 сетей этого не дождались
24 ноября 2015В 2014–2015 гг. российский рынок покинуло в полтора раза больше торговых сетей, чем во время предыдущего кризиса
Аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank проанализировали влияние кризисов 2009 г. и 2014 г. на российский рынок ритейла и сравнили количество торговых операторов, прекративших свою работу в России в эти периоды. В лидерах антирейтинга – продуктовые сети и игроки fashion- ритейла.
Крупные игроки рынка ритейла кризис переживают легче, несмотря на введение ограничительных санкций и законодательные инициативы правительства. Так считает директор департамента аналитики Knight Frank Russia & CIS Ольга Ясько.
56 торговых сетей, согласно основным выводам исследования, в 2014–2015 гг. покинули российский рынок, что вполовину больше, чем в кризис 2008–2009 гг., когда с рынка ушли 37 операторов.
Большинство «ушедших» сетей занимались продовольственным ритейлом – 18 (32%) из 56 покинувших рынок. В прошлый кризис большинство прекративших свое существование торговых сетей также были продуктовыми – 14 из 37, или 38% от общего числа.
Торговые операторы профиля «одежда» на втором месте после продуктовых ритейлеров по количеству игроков, ушедших с рынка. В 2014–2015 гг. прекратили свое существование 16 брендов (29%), в кризис 2008–2009 гг. – 9 из 37 (24%).
На третьем месте с большим отрывом от лидеров антирейтинга следуют операторы общепита: за полтора года – острая фаза текущего кризиса – с рынка ушло 6 сетевых игроков (11% от общего числа). В прошлый кризис операторы общепита не покидали рынок, а третье место по количеству ушедших марок занимала продавцы бытовой техники и электроники (4 оператора).
Текущий кризис в большей степени затронул иностранных торговых операторов: 34 из 56 брендов имеют иностранное происхождение, 8 из них – американские. Для сравнения: в кризис 2008–2009 гг. российский рынок покинуло 10 иностранных торговых марок.
С начала текущего кризиса практически все торговые сети, присутствующие на российском рынке, сократили количество торговых точек или скорректировали программу развития. Некоторые сетевые операторы закрыли 40 магазинов и более («Перекресток-Экспресс», Centro, Adidas, Vis-a-Vis). Однако, отмечается в исследовании, зачастую розничные компании закрывали убыточные точки, пользуясь возможностью открыть новый магазин в более привлекательной локации.
По словам директора департамента аналитики Knight Frank Russia & CIS Ольги Ясько, несмотря на ожидавшееся преобладание fashion-сетей в списке уходящих с рынка торговых операторов, таковыми стали продуктовые сети, причем преимущественно небольшие. «Думаю, что основная причина – невозможность выдержать конкуренцию со стороны сильных федеральных игроков, – полагает Ясько. – Кризис приводит к тому, что потребители начинают оптимизировать потребление, причем товаров даже такой устойчивой группы, как продукты питания. Поэтому важной становится ценовая конкуренция. И здесь крупным игрокам легче, поскольку они имеют более низкий уровень закупочных цен у производителей (эффект масштаба)».
– А в текущей ситуации (в отличие от прошлого кризиса), – отметила директор департамента, – ситуация отягощается еще затягиванием периода стагнации, ограничительными санкциями, а также различными законодательными инициативами – такой, например, как положения «Закона о торговле», ограничивающие присутствие сети в определенном регионе (порог доминирования).
В такой ситуации проблемы с оплатой поставщикам могут появиться у всех игроков, но менее крупным их решать гораздо сложнее, подытожила Ольга Ясько. LR
Крупные игроки рынка ритейла кризис переживают легче, несмотря на введение ограничительных санкций и законодательные инициативы правительства. Так считает директор департамента аналитики Knight Frank Russia & CIS Ольга Ясько.
56 торговых сетей, согласно основным выводам исследования, в 2014–2015 гг. покинули российский рынок, что вполовину больше, чем в кризис 2008–2009 гг., когда с рынка ушли 37 операторов.
Большинство «ушедших» сетей занимались продовольственным ритейлом – 18 (32%) из 56 покинувших рынок. В прошлый кризис большинство прекративших свое существование торговых сетей также были продуктовыми – 14 из 37, или 38% от общего числа.
Торговые операторы профиля «одежда» на втором месте после продуктовых ритейлеров по количеству игроков, ушедших с рынка. В 2014–2015 гг. прекратили свое существование 16 брендов (29%), в кризис 2008–2009 гг. – 9 из 37 (24%).
На третьем месте с большим отрывом от лидеров антирейтинга следуют операторы общепита: за полтора года – острая фаза текущего кризиса – с рынка ушло 6 сетевых игроков (11% от общего числа). В прошлый кризис операторы общепита не покидали рынок, а третье место по количеству ушедших марок занимала продавцы бытовой техники и электроники (4 оператора).
Текущий кризис в большей степени затронул иностранных торговых операторов: 34 из 56 брендов имеют иностранное происхождение, 8 из них – американские. Для сравнения: в кризис 2008–2009 гг. российский рынок покинуло 10 иностранных торговых марок.
С начала текущего кризиса практически все торговые сети, присутствующие на российском рынке, сократили количество торговых точек или скорректировали программу развития. Некоторые сетевые операторы закрыли 40 магазинов и более («Перекресток-Экспресс», Centro, Adidas, Vis-a-Vis). Однако, отмечается в исследовании, зачастую розничные компании закрывали убыточные точки, пользуясь возможностью открыть новый магазин в более привлекательной локации.
По словам директора департамента аналитики Knight Frank Russia & CIS Ольги Ясько, несмотря на ожидавшееся преобладание fashion-сетей в списке уходящих с рынка торговых операторов, таковыми стали продуктовые сети, причем преимущественно небольшие. «Думаю, что основная причина – невозможность выдержать конкуренцию со стороны сильных федеральных игроков, – полагает Ясько. – Кризис приводит к тому, что потребители начинают оптимизировать потребление, причем товаров даже такой устойчивой группы, как продукты питания. Поэтому важной становится ценовая конкуренция. И здесь крупным игрокам легче, поскольку они имеют более низкий уровень закупочных цен у производителей (эффект масштаба)».
– А в текущей ситуации (в отличие от прошлого кризиса), – отметила директор департамента, – ситуация отягощается еще затягиванием периода стагнации, ограничительными санкциями, а также различными законодательными инициативами – такой, например, как положения «Закона о торговле», ограничивающие присутствие сети в определенном регионе (порог доминирования).
В такой ситуации проблемы с оплатой поставщикам могут появиться у всех игроков, но менее крупным их решать гораздо сложнее, подытожила Ольга Ясько. LR
Тэги: кризис, Knight Frank, статистика
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости