Наша экономика оттолкнулась от дна. 56 сетей этого не дождались

24 ноября 2015

В 2014–2015 гг. российский рынок покинуло в полтора раза больше торговых сетей, чем во время предыдущего кризиса

Наша экономика оттолкнулась от дна. 56 сетей этого не дождались

Аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank проанализировали влияние кризисов 2009 г. и 2014 г. на российский рынок ритейла и сравнили количество торговых операторов, прекративших свою работу в России в эти периоды. В лидерах антирейтинга – продуктовые сети и игроки fashion- ритейла.

Крупные игроки рынка ритейла кризис переживают легче, несмотря на введение ограничительных санкций и законодательные инициативы правительства. Так считает директор департамента аналитики Knight Frank Russia & CIS Ольга Ясько.

56 торговых сетей, согласно основным выводам исследования, в 2014–2015 гг. покинули российский рынок, что вполовину больше, чем в кризис 2008–2009 гг., когда с рынка ушли 37 операторов.

Большинство «ушедших» сетей занимались продовольственным ритейлом – 18 (32%) из 56 покинувших рынок. В прошлый кризис большинство прекративших свое существование торговых сетей также были продуктовыми – 14 из 37, или 38% от общего числа.

Торговые операторы профиля «одежда» на втором месте после продуктовых ритейлеров по количеству игроков, ушедших с рынка. В 2014–2015 гг. прекратили свое существование 16 брендов (29%), в кризис 2008–2009 гг. – 9 из 37 (24%).

На третьем месте с большим отрывом от лидеров антирейтинга следуют операторы общепита: за полтора года – острая фаза текущего кризиса – с рынка ушло 6 сетевых игроков (11% от общего числа). В прошлый кризис операторы общепита не покидали рынок, а третье место по количеству ушедших марок занимала продавцы бытовой техники и электроники (4 оператора).

Текущий кризис в большей степени затронул иностранных торговых операторов: 34 из 56 брендов имеют иностранное происхождение, 8 из них – американские. Для сравнения: в кризис 2008–2009 гг. российский рынок покинуло 10 иностранных торговых марок.

С начала текущего кризиса практически все торговые сети, присутствующие на российском рынке, сократили количество торговых точек или скорректировали программу развития. Некоторые сетевые операторы закрыли 40 магазинов и более («Перекресток-Экспресс», Centro, Adidas, Vis-a-Vis). Однако, отмечается в исследовании, зачастую розничные компании закрывали убыточные точки, пользуясь возможностью открыть новый магазин в более привлекательной локации.

По словам директора департамента аналитики Knight Frank Russia & CIS Ольги Ясько, несмотря на ожидавшееся преобладание fashion-сетей в списке уходящих с рынка торговых операторов, таковыми стали продуктовые сети, причем преимущественно небольшие. «Думаю, что основная причина – невозможность выдержать конкуренцию со стороны сильных федеральных игроков, – полагает Ясько. – Кризис приводит к тому, что потребители начинают оптимизировать потребление, причем товаров даже такой устойчивой группы, как продукты питания. Поэтому важной становится ценовая конкуренция. И здесь крупным игрокам легче, поскольку они имеют более низкий уровень закупочных цен у производителей (эффект масштаба)».

– А в текущей ситуации (в отличие от прошлого кризиса), – отметила директор департамента, – ситуация отягощается еще затягиванием периода стагнации, ограничительными санкциями, а также различными законодательными инициативами – такой, например, как положения «Закона о торговле», ограничивающие присутствие сети в определенном регионе (порог доминирования).

В такой ситуации проблемы с оплатой поставщикам могут появиться у всех игроков, но менее крупным их решать гораздо сложнее, подытожила Ольга Ясько. LR

Тэги: кризис, Knight Frank, статистика







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх