Импортерам нужна «продленка», а таможенным постам урезают штаты

9 февраля 2015

Десятипроцентное сокращение таможенного персонала отразится на участниках ВЭД

Импортерам нужна «продленка», а таможенным постам урезают штаты

Изменение режима работы таможенных постов будет способствовать уменьшению расходов участников внешнеэкономической деятельности на таможенное оформление импортируемых товаров. Так считает директор по таможенному оформлению Группы компаний «САННА» Джамал Давиташвили.

Глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов объявил о сокращении 10% персонала с 1 мая 2015 года с целью сохранить размер оплаты труда оставшихся таможенников на уровне прошлого года. Об этом говорится в письме ФТС № 02-103\02076 от 22.01.2015 года, направленном начальникам структурных подразделений таможенного ведомства.

В итоге работу потеряют более 6 тыс. таможенников. В равных пропорциях будут сокращены три группы сотрудников, в том числе инспекторы по оформлению товаров и специалисты по борьбе с контрабандой и контрафактом. Одновременно ФТС претендует на выполнение функций сотрудников Россельхознадзора на границе, а также намерена получить право останавливать фуры с товарами без участия инспекторов ГИБДД по всей территории страны.

Справится ли ФТС с дополнительной работой и как это отразится на участниках ВЭД, «Логирус» выяснял у директора по таможенному оформлению Группы компаний «САННА» Джамала Давиташвили.

– У каждого направления сейчас очень узкая специализация: таможенное дело – это одна сфера деятельности, ветеринарный и фитосанитарный контроль – совсем другая «кухня», и таможенники ее, однозначно, не знают, – пояснил собеседник «Логируса». – Разве только объединить две службы, но тогда получится то же самое, что и сейчас, только станет не два ведомства, а одно. Однако об этом речь не идет. И как таможенники будут контролировать? Они все равно без врачей не разберутся. Вдобавок, у каждого ведомства свои программные продукты, достаточно сложная документация, которую нужно знать, изучать, обновлять.

По словам эксперта, на практике происходит очень много нестандартных ситуаций, каких-то частных случаев. У таможни и сейчас хватает своих нормативных документов, которые «невозможно даже за год изучить». Чтобы стать хорошим специалистом, выпускающему инспектору необходимо в среднем два года. Для такой работы нужны большой опыт и постоянная практика. «Плохо себе представляю, как может работать это «одно окно». Скорее всего, импортерам проще не будет, и я сомневаюсь, что время оформления сократится», – полагает Джамал Давиташвили.

Предоставление таможне права останавливать фуры с товарами по всей территории России, а не только в таможенных зонах вблизи границ, чревато ростом коррупции. Так уже было в 90-е. «Сейчас оперативные службы работают с ГИБДД, однако эта процедура достаточно формализована в плане согласования с вышестоящим руководством, а иногда – и с другими ведомствами, например, с ФСБ и прокуратурой, – комментирует собеседник «Логируса». – Если штат сократят, нагрузка на оперативные службы возрастет, но, я думаю, сокращение будет не за счет оперативников».

– Как правило, под сокращение попадают сотрудники таможенных постов, – уточняет эксперт. – а не специалисты функциональных отделов или управления. Если брать в целом по таможням, то в каждой из них есть, обычно, склад, где работы нет, и таможенники там простаивают. Причины этому разные. Может быть невостребованным пост, либо высокой плата за услуги СВХ. Там, где склады хорошо работают, быстро все оформляют, расценки разумные, то есть все в комплексе – там работы достаточно даже сейчас в кризис, даже при спаде.

Спад минимум вдвое: где-то – меньше, где-то – больше. «Это так, но на практике иногда не хватает людей. На мой взгляд, посты должны работать каждый день и не до 18.00, как они сейчас работают, а до 24.00. Хотя бы с девяти до девяти они должны работать, – считает Джамал Давиташвили. – Для этого не нужно много людей. Просто сделать двухсменный график работы: одни приходят к 9.00, а другие – к 12.00. Может быть, на одного-двух человек понадобится больше, но, наверное, лучше меньше постов, но чтобы у них длиннее рабочий день был. Лучше так».

– В связи с сокращениями неудобства для импортеров, скорее всего, будут, – предполагает собеседник «Логируса».– Есть посты, которые даже при загруженности работой подпадают под сокращения достаточно большого количества людей. Сокращение происходит не всегда объективно, часто примешивается субъективный фактор. А с бизнесом эти вопросы не согласовываются. Учитываются статистика, количество оформляемых грузов, количество людей. Например, на одном из постов сокращают 12 человек. А пост и так оформлять не успевает! 12 – это половина штата. У них 6 выпускающих, они «зашиваются», не успевают, а что дальше будет? По каким причинам сокращают, трудно сказать. Однозначно, день в день никто выпускаться не будет, и даже не знаю, как они работать будут. Естественно, если брокеры оттуда уйдут, пост умрет. Сотрудники будут без работы сидеть. Может быть, цель в том, чтобы пост закрыть…

В соответствии с законом «О таможенном регулировании» ликвидация постов производится через правкомиссию. Без нее ФТС не может пост ликвидировать. «ФТС сейчас поступает по-другому. Пост просто перемещают в другое место, и «автоматом» СВХ умирает. Все равно инструменты такие есть, – приводит пример эксперт. – По-хорошему должна бы быть организация таможенных представителей, которая имела бы вес, через которую можно было бы какие-то вопросы решать. На сегодняшний день, по крайней мере, в Москве нет таких брокерских объединений», – подытожил Джамал Давиташвили. LR

Тэги: ФТС, Группа компаний «САННА»







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх