Где угодно фура разгрузиться не может. Даже если ее не хотят обижать

13 августа 2014

Без допсоглашения или переоформления документов это невозможно

Где угодно фура разгрузиться не может. Даже если ее не хотят обижать

Если Белоруссия не введет свое эмбарго на поставку запрещенной указом президента РФ продукции из ЕС или не присоединится к России в этом вопросе, фуры с такими товарами белорусские таможенники могут пропускать беспрепятственно, а заворачивать их – только по соглашению с Россией. Таково мнение директора по таможенному оформлению Группы компаний «САННА» Джамала Давиташвили.

С 7 августа Россия ввела полный запрет на поставки мясо-молочной и плодоовощной продукции и рыбы из стран ЕС, США, Австралии, Канады и Норвегии, которые ранее ввели санкции против РФ. Казахстан и Белоруссия – партнеры России по Таможенному союзу – не намерены ограничивать поставки такой продукции в свои страны. Так, Комитет таможенного контроля министерства финансов Казахстана не планирует принимать каких-либо мер, направленных на ограничение поставок в Россию через территорию республики запрещенных товаров, сообщили ИА «Новости-Казахстан» в ведомстве. Какие-либо консультации по данному вопросу с российской стороной не ведутся.

КТК ссылается на отсутствие технической возможности ограничивать провоз на территорию России каких-либо товаров ввиду отсутствия между странами таможенных границ, а также напоминает, что с 1 июля 2010 года таможенное оформление товаров, происходящих из Белоруссии, Казахстана и России и перемещаемых между территориями государств-участников ТС, отменено. Кроме того, с 1 июля 2011 года отменено таможенное оформление в отношении товаров, происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение на территории стран-партнеров, перемещаемых в пределах их таможенных территорий.

В свою очередь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, руководствуясь обещанием главы государства обеспечить на границе полную прозрачность в духе партнерских отношений, совместно с ФТС выработал подходы, применяемые при таможенном администрировании товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, при их перемещении через белорусский участок границы Таможенного союза, сообщает пресс-служба ведомства.

Однако, партнерские отношения не должны повлиять на насыщение импортными товарами внутреннего рынка: «Нужны нам польские яблоки – мы покупаем, но не для России, а для внутреннего рынка. Нужны какие-то немецкие деликатесы – также приобретаем для внутреннего потребления. Надо нам что-то перерабатывать – мы покупаем и перерабатываем», – приводит слова Александра Лукашенко пресс-служба президента Беларуси. В связи с этим он отдал распоряжение таможенному комитету «действовать вплоть до того, что, если поставщик направлял в Россию товар и его там сегодня не принимают, надо предложить ему продать на нашей территории или же забрать товар для переработки».

Как это можно легально осуществить, «Логирус» спросил у директора по таможенному оформлению Группы компаний «САННА» Джамала Давиташвили.

– В принципе фуру просто не пускают и все, в отличие от портов, где возврат товара оформляется более месяца, – пояснил собеседник «Логируса». – Куда угодно она не может поехать – только обратно, в место отгрузки. В документах указывается, куда фура следует. Если груз не может быть туда доставлен, то перевозчик связывается с отправителем, и фура возвращается назад для переоформления документов.

Границы России с ЕСГраницы у России с ЕС только в Калининградской области и на северо-западе, и, в рамках Таможенного союза, через Беларусь. Вдобавок в Белоруссии до сих пор принимаются книжки МДП. Поэтому основной поток запрещенных постановлением правительства товаров оформлялся белорусскими таможенниками. «В соответствии с ранее подписанными документами, Белоруссия может беспрепятственно пропускать товары как в адрес белорусских получателей, так и российских, а вот заворачивать фуры – только по договору с Россией, – уточнил эксперт. – Без такого соглашения белорусская таможня и не должна препятствовать ввозу запрещенных к импорту в Россию товаров, если Белоруссия не введет свое эмбарго или не присоединится к России в этом вопросе».

По словам Джамала Давиташвили, если Белоруссия будет пропускать такие грузы, российским таможенникам придется на границе в Смоленске «их отлавливать и возвращать». Загруженные после введения запрета фуры, несмотря на предварительно произведенную оплату, не могут произвести отгрузку в Белоруссии в отсутствие допсоглашения или договора с грузоотправителем.

– С белорусской компанией должен быть заключен договор. В одностороннем порядке между Россией и Белоруссией этот вопрос решить не удастся, – говорит собеседник «Логируса». – Получателем должна быть белорусская компания. Чтобы быть грузополучателем, у нее должен быть контракт либо с европейской компанией, либо с российской. У России контракт с Европой заключен, но можно сделать допсоглашение, что получателем по данному контракту будет являться такая-то белорусская компания. И тогда европейский товар будет отгружаться в Белоруссии. А дальше уже российская и белорусская компании заключают свой договор, например, купли-продажи, и все. 

Однако, заметил эксперт, в этом случае в качестве страны происхождения по-прежнему будет указываться одна из стран ЕС. Замена маркировки, чтобы «сделать» товар белорусским, это уже подлог. Напомним, по данным Белстата, в текущем году в Россию поставлялись белорусские лимоны, бананы, ананасы, кокосовые орехи и даже мидии с осьминогами.

– Легально стать белорусским такой товар может после глубокой переработки. При этом изменится код ТН ВЭД, – поясняет Джамал Давиташвили. – Тогда белорусы должны и сертификат происхождения оформить. Таможенной границы между Россией и Белоруссией сейчас нет, поэтому СТ-1 на внутренней границе никто не проверяет. И если российская компания завезет такой товар, сертификат может понадобиться только при проведении какой-то дополнительной проверки, поскольку сертификаты происхождения требуются только для таможенного оформления, по большому счету.

Таможенные посты на российско-белорусской границе не занимаются таможенным оформлением. «В принципе, можно спокойно ехать, и никто фуру не остановит», – констатирует собеседник «Логируса». Однако, чтобы российский рынок действительно закрыть и выполнять указ президента силами российской таможни, необходимо для реорганизации этих постов выпустить какие-то документы, установить дополнительные процедуры. «Конечно, – подытоживает Джамал Давиташвили. – Если мы говорим о границе с Белоруссией, то да, нужно дополнительный какой-то контроль осуществлять».

Тэги: ФТС, Таможенный союз, таможенное оформление, международные перевозки, автоперевозки, Группа компаний «САННА»







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх