Если групп риска станет больше, спрос с брокера порядком возрастет

1 сентября 2014

Чем ближе ФТС к стандартам Всемирной таможенной организации, тем выше ответственность таможенных представителей

Если групп риска станет больше, спрос с брокера порядком возрастет

Исключить клиента таможенного брокера из «зеленого коридора» ФТС может автоматически даже из-за случайной ошибки – так называемого человеческого фактора. Об этом «Логирусу» рассказал директор по таможенному оформлению ГК «САННА» Джамал Давиташвили.

Сейчас все участники ВЭД делятся только на две категории – с низким уровнем риска и все остальные, поскольку Федеральная таможенная служба при их категорировании использует субъектно-ориентированный подход. Однако субъектно-дифференцированный подход, который рекомендует Всемирная таможенная организация, предполагает градацию из четырех категорий – это участники ВЭД с низким, умеренным, высоким и очень высоким уровнями риска. Данная модель наиболее полно отражает ситуацию, сложившуюся на рынке. Она основана на рисках, которые формируются в самой товарной партии, но объем и способы применения по их минимизации определяются статусом участника рынка.

При переходе ФТС на эту модель возрастет роль автоматического категорирования, которое осуществляется и сейчас в отношении всех импортеров. 40 оценочных критериев учитывают, например, размер уставного капитала, период осуществления внешнеэкономической деятельности, наличие/отсутствие задолженности по уплате таможенных платежей, выявленных правонарушений, решений по классификации товаров, фактов отзыва или отказов в выпуске ДТ и другие сведения.

С целью выяснить, в какой степени работа таможенных представителей влияет на категорирование их клиентов таможней, а также проще ли им работать с импортерами с низкой степенью риска, «Логирус» обратился к директору по таможенному оформлению ГК «САННА» Джамалу Давиташвили.

– Мы работаем с клиентами из «зеленого коридора», – уточнил эксперт. – Непосредственно на нашей деятельности это никак не сказывается. Статус или категория участника ВЭД проявляется только в рисках: на кого-то система срабатывает, на кого-то – нет. В «зеленый коридор» ФТС включает компании либо автоматически, либо по заявлению участника ВЭД. В этом случае есть льготы конкретно для импортеров, и это ощущается при прохождении таможни именно по отсутствию досмотров. Когда клиент в «зеленом коридоре», можно сказать, практически не срабатывает досмотр.

Учет остальных факторов, полагает собеседник «Логируса», проходит в автоматическом режиме, и на практике участники ВЭД этого не чувствуют, если таможенники сами об этом не скажут. «Одна наша компания была в «зеленом коридоре», и таможня ничего не говорила. Мы об этом узнали спустя год после того, как ее отнесли к «низкорисковым». Когда сами поинтересовались, почему компания до сих пор не в «зеленом коридоре». Таможенники посмотрели и сказали, что она там уже с прошлого года!» – привел пример Джамал Давиташвили.

– Если компания-клиент в «зеленом коридоре», для таможенного брокера никаких преимуществ нет, ведь льготы на предоставление документов для таможенного оформления не распространяются. Всегда и у всех таможня проверяет декларации и таможенную стоимость, – констатирует эксперт. – 12 часов в среднем на выпуск товаров при импорте – то время, которое называет ФТС – вполне реальная цифра.

По словам собеседника «Логируса», качество работы таможенных представителей сказывается на том, в какую группу риска попадают импортеры. «Ошибки могут быть из-за человеческого фактора. Возьмут, валюты перепутают, что происходит иногда. Вместо евро доллары указывают или наоборот. И в результате или переплатили платежи, или, наоборот, недоплатили. Если случилась недоплата, это уже дело об административном правонарушении. Если на компанию дело об АП завели, она может быть из «зеленого коридора» исключена», – подытожил Джамал Давиташвили.

В случаях с «белыми» брокерами можно говорить только о роли человеческого фактора, случайной, непреднамеренной ошибке, считает эксперт. «С кодами оформители реже ошибаются, потому что все идет как бы по накатанной. Участник ВЭД ввозит, допустим, одну и ту же краску. Ее код просто копируют и вставляют. Тут ошибиться можно только в первый раз, когда новый участник, или когда завозится новый товар, – уточнил собеседник «Логируса». – Чаще всего бывают ошибки с валютой. В принципе, это же циферки, раз – и код валюты не тот указали. Случается, транспорт не правильно включили, или сложили инвойсы неверно – чисто такие технические ошибки. Или просто глупо нолик забыли или опечатались. Все же руками набивается».

– Таможенные представители несут солидарную ответственность с клиентами и при доначислении таможенных платежей, – продолжил Джамал Давиташвили. – Задержка уплаты таможенных платежей – это не административное правонарушение. Обычно для таможни важен такой параметр, как задолженность по их уплате. Допустим, таможенники контроль после выпуска провели, выявили какие-то ошибки и начислили какую-то сумму к оплате. Если клиент не платит, появляется задолженность. Если брокер «растворился», и получатель «растворился», включается судебный порядок.

Если ФТС начнет категорировать участников ВЭД по четырем группам риска, влияние таможенного брокера на то, в какую группу попадет импортер, возрастет, полагает эксперт. «Критерии учитывают наличие/отсутствие дел об АП, задолженность по уплате таможенных платежей – все это, безусловно, зависит от таможенного представителя. Брокер или декларант, если участник ВЭД грамотный, код неправильно определил, в декларацию забил – вот тебе дело об АП. Посмотрел, что сертификат соответствия не нужен, когда он необходим, таможня пропустила и выпустила, а потом всплыло – опять дело об АП. Там много нюансов. Или пришла машина с товаром, а там что-то не задекларировано – опять дело об АП. И сразу же фирма страдает: ее исключают из списка и так далее. Если будет, не дай бог, недостоверное декларирование, то компанию уже ни в какой «зеленый коридор» никогда не включат», – перечислил наиболее частые ошибки собеседник «Логируса».

Участникам ВЭД следует очень внимательно относиться к выбору таможенных представителей, полагает Джамал Давиташвили. «От брокера многое зависит как от таможенного специалиста. Случается и такое, что некоторые клиенты к нам приходят, показывают декларации, которые оформлялись у других брокеров с лицензией, а не самостоятельно, и мы находим там и коды неправильные, и забитые номера сертификатов, которые вообще не относятся к делу. Однозначно, это дело об АП. Не так часто, но такие ошибки встречаются, а рискует в итоге клиент. Брокер, конечно, тоже, но в первую очередь сам клиент рискует», – резюмирует собеседник «Логируса».

Однако, по мнению эксперта, на то, к какой группе риска относится импортер, влияет и работа самих таможенников. Когда участники ВЭД говорят об «удобных» и «неудобных» таможнях, в большинстве случаев речь идет о грамотности сотрудников таможни. «Здесь опять нельзя игнорировать человеческий фактор – один и тот же приказ все по-разному применяют. Это же не автоматизированная система. Инспектор берет и говорит: «У вас цена низкая». Всегда можно до чего-нибудь докопаться», – не исключает такого риска Джамал Давиташвили. LR

Тэги: Группа компаний «САННА», ФТС







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх