Рынок всех, кому не лень

Нужно ли сертифицировать наших экспедиторов

Виктория Чуланова Виктория Чуланова
корреспондент

В Белоруссии вот-вот введут обязательную сертификацию экспедиторско-логистических услуг. Правительство республики объясняет это так: с тех пор, как в транспортно-экспедиторской сфере отменили лицензирование, на рынок в буквальном смысле слова кинулись все, кому не лень. А что, если обязательную сертификацию для экспедиторов введут в России? «Логирус» решил узнать, как отнесутся лидеры отрасли к такому нововведению. Выяснилось, что в «Максилоге» поощряют острую конкуренцию, а в «Санне», напротив, устали от «всяких шаромыжников».

 


Сергей Шкарупа, генеральный директор ГК «Санна»

Сергей Шкарупа, генеральный директор ГК «Санна» – ЗА

 

«Знаете такую поговорку: «В России только ленивый не занимается экспедированием»?  Действительно, дело обстоит именно так. Сейчас человек с легкостью может немного поработать экспедитором в крупной компании, а потом просто-напросто открыть собственную частную фирму. И, скажите, пожалуйста, о каком профессионализме в этом случае может идти речь? Экспедиторской деятельностью сейчас может заниматься любое частное лицо. А получается это чаще всего очень безграмотно.

 

В большинстве стран этот вид деятельности сертифицируется. Например, в США для того, чтобы работать в сфере экспедиторско-логистических услуг, нужно иметь на банковском счете в виде депозита 80 тыс. долларов. Такой подход прекрасно отсекает всяких шаромыжников и любителей легкой наживы». 

 

 

Александр Соболев, генеральный директор «Транссертико» Александр Соболев, генеральный директор «Транссертико»  ЗА

 

«Если наши законодатели примут закон об обязательной сертификации транспортно-экспедиторских услуг, я буду только приветствовать это решение. Считаю, что самое время переходить к цивилизованному рынку, который будет работать в рамках определенных правил, ставить компании в равные условия и, главное, гарантировать заказчику оказание качественных услуг.


Давайте рассмотрим аналогичную ситуацию с лицензированием служб такси в Москве. Еще 3 года назад клиент выбирал между одной из компаний и частным «извозчиком», и этот выбор обычно был в пользу последнего (замечу, часто в ущерб  безопасности). Но стоило навести порядок с лицензированием, обязав выполнять необходимые условия, как московский рынок перевозки пассажиров стал цивилизованным. Теперь клиент может быть уверен в своей безопасности, в том, что стоимость поездки будет зафиксирована, что автомобиль будет подан в определенное время и т. д. При этом стоимость поездки стала вполне доступной! 

 

Что мешает нам потребовать соблюдения таких же определенных условий для экспедиторских и транспортных компаний? Многие компании – владельцы собственного грузового транспорта постоянно балансируют на грани выживания, пытаясь конкурировать с частными перевозчиками. Компаниям необходимы финансы, чтобы поддерживать автопарк в хорошем техническом состоянии, выплачивать постоянную зарплату водителям, содержать бухгалтерию… Не секрет, что работа ИП убивает рынок грузоперевозок низкими ставками. Но какие гарантии при этом получает клиент? Выполняет ли перевозчик все свои обязательства? Посмотрите статистику: в условиях сложной экономической ситуации опять возобновились кражи грузов. Бесследно пропадают даже целые машины! А в итоге весь негатив от действий некоторых недобросовестных экспедиторов и перевозчиков плохо сказывается на имидже всей нашей отрасли.


Конечно, можно ждать, что при введении сертификации стоимость услуг грузоперевозки сначала увеличится. Это нормально, затем, скорее всего, стоимость вернется в норму, но улучшится качество грузоперевозок. Поэтому от введения сертификации я вижу только плюсы – благодаря этому рынок логистики станет более цивилизованным, а клиент получит гарантии и сможет быть уверенным в качестве предлагаемых ему услуг». 



Алексей Иванов, генеральный директор Delivery Алексей Иванов, генеральный директор Delivery – ПРОТИВ


«Подобная сертификация попросту ограничит рынок. Достаточно вспомнить опыт Украины, которая в 2010 году пришла к пониманию того, что лицензию на транспортную деятельность стоит отменить. Ведь за время функционирования лицензии качественных изменений в области грузоперевозок не наблюдалось, как и прямых поступлений в бюджет. Такие системы регулирования автомобильных и авиаперевозок, как FIATA и IATA, давно зарекомендовали себя в мире. FIATA сегодня объединяет национальные экспедиторские ассоциации более чем 150 стран мира, а IATA включает в себя 231 авиакомпанию, которые осуществляют 94% всех международных рейсов. Не стоит изобретать велосипед дважды. Есть международные стандарты, на которые стоит равняться и стремиться к тому, чтобы стать их частью».



Максим Толстобров, операционный директор СДЭК – ПРОТИВ


«Любые ограничения доступа на рынок и дополнительные сборы усложняют вход на рынок мелкому бизнесу, который может предложить более выгодные условия сотрудничества на небольшие объемы перевозок. Дополнительные расходы на сертификацию приведут к росту стоимости данных услуг и будут переложены на плечи заказчиков.


Риски есть всегда, и сертификат от них не спасает.  Проверяйте репутацию экспедитора, читайте договор, оговаривайте ответственность, страхуйте груз – достаточно инструментов, которыми эти риски можно минимизировать.


А вот добровольная сертификация пусть будет. Это позволило бы экспедитору получить дополнительные преимущества».



Александр Сологубов, генеральный директор компании «МАКСИЛОГ»

Александр Сологубов, генеральный директор «МАКСИЛОГ» – ПРОТИВ

 

«В России существует добровольная сертификация транспортно-экспедиторских услуг на соответствие ГОСТ Р 52298-2004, разработанного Ассоциацией российских экспедиторов (АРЭ). Она же и выдает такие сертификаты.

 

По данным, указанным на сайте АРЭ, сертификат имеют 28 российских транспортно-экспедиционных компаний. Учитывая, что экспедиторов в России «много тысяч» (сколько именно, точно не скажет никто), такой сертификат не дает конкурентных и каких-либо других преимуществ.

 

Это связано с самой сутью деятельности экспедитора. Экспедитор служит лишь связующим звеном между грузоотправителем и грузополучателей. Компания берет на себя функции по поиску и отбору перевозчиков, организацию погрузочно-разгрузочных и складских работ, документальное обеспечение перевозок, маршрутизирование и диспетчеризацию движения груза. Кроме того, она занимается урегулированием убытков, связанных со страховыми событиями и, что важно, финансовыми услугами.

 

Эту деятельность способна осуществлять любая организация, имеющая в штате персонал с соответствующей квалификацией и обладающая достаточным капиталом, позволяющим хеджировать риски, возникающие в ходе экспедиторской деятельности.

 

Даст ли сертификат или лицензия, выданная в январе, гарантию, что в июле у экспедитора работают такие же толковые ребята, а сам он не банкрот? Очевидно, нет. Единственная цель попыток обязательной сертификации или лицензирования транспортно-экспедиционных услуг – это доход органа, выдающего сертификат, и бизнеса, который возникнет вокруг сертификации: учебных центров, штампующих «корочки», страховщиков, страхующих ответственность, банкиров, выдающие гарантии, и др.

 

Бизнес по оказанию транспортно-экспедиционных услуг в России, действительно, имеет низкий входной барьер, и заниматься им пытаются многие. Сегодня это абсолютная рыночная ниша в экономике, регулируемая в точности по Смиту невидимой рукой, и острая конкуренция внутри нее идет на пользу как самим экспедиторам, так и грузовладельцам».


Тэги: Группа компаний «САННА», Сергей Шкарупа, Транссертико, Александр Соболев, Delivery, Алексей Иванов, СДЭК, Максим Толстобров, Максилог, Александр Сологубов, сертификация, экспедиторские услуги
27.08.2015

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости


Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Личные трудности Лучшие люди Раскопки Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх