Ящики с торчащими ушами

Рассказ главного логиста Московского зоопарка

Владислав Павлов Владислав Павлов
специальный корреспондент

Пять лет назад в Сочинском аэропорту разгорелся грандиозный скандал – погибло 18 тонн экзотических рыб. Живой груз, прибывший из Китая для нового сочинского океанариума, состоящий из 5000 экзотических рыб более чем сотни видов (среди которых были уникальные экземпляры, например, трехметровая акула-нянька), погиб, так как целый день простоял под палящим солнцем на таможенном контроле в аэропорту, – его не выпускали из-за отсутствия ряда документов.

А в мае этого года в Мурманске произошел курьезный случай – женщина-бухгалтер упала на крокодила. Инцидент произошел в цирковом автобусе. Труппу пригласили на выступление в Североморск. Туда выехали несколько артистов на микроавтобусе, и с ними бухгалтер, которая должна была заниматься оформлением документов в командировке. Из животных труппа взяла с собой двухметрового крокодила Федю – его просто положили на пол в микроавтобусе. Клетка или вольера в автобус не поместилась, поэтому на всякий случай рептилии просто замотали пасть. На выезде из города автобус подпрыгнул на кочке, и бухгалтер, вес которой приближался к 120 килограммам, упала на крокодила. Оба отделались легким испугом.

«Логирус» решил узнать, а как вообще перевозят животных? Ведь логистика живого груза должна иметь свою специфику. Крупнейший отправитель и получатель животных в России – Московский зоопарк. Туда мы и отправились.

Что живая, что мороженая

– При международных перевозках живые животные идут как скоропортящийся груз, т.е. мы перевозим и растаможиваем их как «скоропорт», наравне с овощами, цветами и т.д. – говорит начальник отдела логистики Московского зоопарка Татьяна Котова. – Платим как за перевозку груза. Если это грузовой самолет, то платим за одну паллету, либо за вес. Есть определенные тарифы, у каждой компании они свои. Что касается самой перевозки, брони рейса, оформления документации и процесса растаможки – тут все одинаково. Хоть рыбу свежемороженую везут – скоропорт, хоть живое животное. Что касается перевозок по России и внутри Таможенного союза, то здесь все предельно просто, нет никаких сложностей, все правила едины, мы понимаем друг друга – и отправители, и получатели. При зарубежных перевозках все гораздо сложнее, потому что у каждой страны свои требования, и главную сложность представляют требования ветеринарные». Именно ветеринарные сертификаты – самая проблемная точка при отправке животных. Если принимающая страна не подписывает форму сертификата, либо отправитель предоставляет в его внестандартизированном виде, то животное ввезти на территорию страны невозможно. Были случаи, когда животные приезжали и уезжали обратно: «Мы получали уникальных животных – фосс. Нам привезли в прошлом году три особи: пару из Чехии и «мальчика» из Франции. И вот, когда самолет в 4 часа утра приземлился, коллеги не смогли найти документы. Они звонили в Россельхознадзор, спрашивали разрешение на ввоз животных, слава богу, там все разрешилось нормально».


Эта мадагаскарская фосса имела чешское гражданство. Или французское? Уже не важно, теперь она россиянка
Эта мадагаскарская фосса имела чешское гражданство. Или французское? Уже не важно, теперь она россиянка


Без бумажки никуда

Зоопарк не может перевезти животное просто потому, что ему так захотелось. Например, нельзя отправить из Москвы в Парижский зоопарк самца викуньи при том, что там его готовы принять, а зоопарк хотел бы отдать. Есть программы по сохранению редких видов животных, племенные книги по всем зоопаркам мира, есть кураторы по каждому виду животных. Они следят, чтобы не было инбриндинга (близкородственного скрещивания), когда нужно создать пару в одном зоопарке, смотрят и дают рекомендации. Например, в московском зоопарке много самцов викуний, а в ростовском мало. Рекомендуется одну особь викуньи передать в Ростов. Или зебр рекомендуют передать в Париж, потому что в московском зоопарке есть родственные особи, а там самцы не родственные нашим самочкам.

Все зоопарки четко следуют рекомендациям кураторов природоохранных программ. Хотя случаются накладки. «Был случай с отправкой зебр в Парижский зоопарк в прошлом году осенью. У французов на транспортировку зебр особый вид сертификата – мы должны провести ряд исследований строго на 21-й и 7-й день до отправки. Я сначала бронирую рейс, потом говорю нашим ветеринарам, что рейс забронирован на такую-то дату, они рассчитывают и отправляют кровь на исследование в определенные дни. Погрузить зебр на машину в транспортной клетке – это большая морока: они дикие животные, в клетку никак не загонишь, поэтому животное нужно обездвижить. Клетка весит полторы тонны, мы вызвали кран, готовимся грузить клетки в машину. И вдруг мне приходит смс-сообщение: «Стоп!» Французы не готовы сегодня принять зебр, потому что вдруг выяснилось, что у них не хватает одного разрешения местных ветеринарных служб на ввоз животных именно в парижский аэропорт. Почему-то это всплыло поздно. Соответственно, отменили бронь рейса, обошлось, правда, без штрафных санкций, спасибо агентам. Ближайшее разрешение можно получить через месяц. Это значит, опять бронировать и опять пересдавать анализы строго на 21-й и 7-й день. Потом мы нашли выход, отправили их не в Париж, а до Франкфурта, там легче получить разрешение, а дальше автомобилем. С третьей попытки наши зебры добрались до места назначения».

Зебра греви вообще-то пустынная, но некоторым повезло больше: «Ах, милый Ваня! Я гуляю по Парижу!»
Зебра греви вообще-то пустынная, но некоторым повезло больше: «Ах, милый Ваня! Я гуляю по Парижу!»


Агент ZOO

Процесс ввоза и вывоза животных состоит из ряда этапов. Первый – это процесс переговоров о транспортировке. Стороны договариваются: кто везет, на каких условиях. Как правило, прописывается инкотермс. Второй – получение разрешения Россельхознадзора, т.к. это основной курирующий орган. «Дальше мы работаем через транспортного агента, – говорит Татьяна Котова. – Мы пытались отправлять сами, но большинство авиакомпаний не хотят работать напрямую с отправителем груза, а предпочитают работать с агентом. Как мы выбираем агента? В начале года мы проводим тендер. Компаний, которые перевозят животных, очень мало. Никто не хочет брать на себя ответственность – ведь это риски. У нас было 4 транспортных компании, которые предоставили коммерческие предложения. Мы проверяли надежность компании, скорость реакции, т.е. за какое минимальное количество дней я могу отправить заявку. Представьте: у меня животное сегодня не готово, а завтра пришли результаты исследований, и они действительны всего 5 дней. За это время я должна забронировать рейс, получить все согласования. Не все агенты соглашаются на такие условия».

– Ответственность колоссальная, – говорит заместитель генерального директора компании «Астра Карго» – партнера московского зоопарка Елизавета Серова. – Гораздо проще перевезти чугунную чушку весом 500 кг, чем, допустим, лисицу. Но нам это интересно. Ведь, чтобы перевезти то или иное животное, нужно задействовать весь свой профессионализм и опыт, слишком много нюансов. Техзадание от отправителя очень простое: нужно, чтобы животное переместилось из пункта А в пункт Б, а у нас в этом деле большой опыт – «Астра Карго» возит живых животных уже 11 лет. 

«В принципе, дорогу животные переносят более-менее нормально, – говорит начальник отдела логистики московского зоопарка. – Еженедельно у меня идет, в среднем, три транспортировки на получение и отправку. С 1 июля прошлого года по 30 декабря у нас было 56 перевозок».

Азиатский лев прибыл в Московский зоопарк из Швеции, а его подружка – из Нидерландов
Азиатский лев прибыл в Московский зоопарк из Швеции, а его подружка – из Нидерландов


Только самолетом можно долететь?

Перемещаются животные по миру, как правило, в самолетах или на автомобилях. И тот, и другой способ для любого из братьев наших меньших – колоссальный стресс. По воздуху все же предпочтительней – чем короче путешествие, тем животному с этим проще смириться. Хотя бывают и исключения. «Мы отправляли орангутанга в новосибирский зоопарк. Сопровождающий провожает животное до борта. Довозит его до самолета, машет ему ручкой, – рассказывает Елизавета Серова. – Так вот, орангутанг, он же умный, он понял, что его отправляют в холодную Сибирь, и очень сильно расстроился. И в конце перед погрузкой закидал сопровождающего… ну, вы понимаете, чем».

«Мы ведь перевозим животных не каким-нибудь специальным рейсом, а вполне обычным, в багажном отделении, где лежат чемоданы. Мы туда докладываем живой груз, в клетках, если животные небольшие. А если большие, то работают только «бриджи», которые летают из России за рубеж. Нам надо было отправить викунью, очень высокое красивое животное. Высота клетки минимум 110 см должна быть, такую не в каждый самолет загрузишь. Викунья, в конечном итоге, поехала автомобилем, но, конечно, тяжело для животного 2–3 суток быть в дороге. На дальние расстояния мы отгружаем животных только в сопровождении, это либо наш работник, либо от принимающей стороны. Совсем недавно у нас была очень сложная транспортировка – отвозили лошадь Пржевальского и двух киангов в Оренбург. Двое с половиной суток они ехали на машине, авиа не рассматривалось из-за высоты, кианг – дикий осел, очень крупное и сильное животное, которое может копытом разбить транспортную клетку. Доехали они благополучно, но сам процесс был сложным, потому что нужен специальный проветриваемый автомобиль, специальные транспортные клетки, чтобы можно было кормить, долить воды в емкость, поливать животных водой, если жара».

– Мы любим животных и не хотим, чтобы они страдали, – говорит представитель «Астра Карго». – Хотя история знает разные случаи. Специализируются на перевозке живых животных AirBridge, Lufthansa, BritishAirWays, Emirates и Аэрофлот. «Ни разу ни одна авиакомпания не отказала, наоборот, соглашаются и нас ждут, понимают, что это живые животные, – рассказывает Татьяна Котова. –  Недавно был уникальный случай – мы отправляли такина в Германию. Сычуаньский такин-огромное животное. Мы отправляли пару в Берлин, общий вес груза – три тонны. Так получилось, что животные долго отходили от наркоза с утра, а мы не имеем права отправлять до тех пор, пока ветеринары не убедятся, что животное в порядке и готово к транспортировке. Животные дольше выходили из наркоза, чем обычно, потом автомобиль с ними застрял в пробке - это кошмар был! AirBridge приняла у нас груз за 2 часа до вылета. При самом-самом минимуме 6 часов. Они нас ждали, понимали, что это животные, к ним нужен особый подход. То же самое, когда мы отправляли зебр в Париж. Две большие зебры, взрослые уже особи, для них место в грузовом отсеке самолета выбирали самое лучшее, т.е. не грузили остальной груз, пока не разместили наших зебр, потому что обязательно нужно лицом по ходу движения, боком нельзя».

Перевозят животных в специальных транспортных контейнерах. Для копытных, например, это узкие ящики с отверстиями для вентиляции, которые не дают копытным двигаться, в отличие от собачек, которым двигаться надо. Снаружи даже не совсем понятно, что там находится, кроме торчащих ушей. Это гуманный и безопасный для животных способ перевозки. Не потому что кто-то экономит место в самолете, а потому что если им дать возможность двигаться, они и себя покалечат, и самолет повредить могут.

Сычуаньский такин – такой красавец! И пускай он из Расеи уплывает в Амстердам. Ну, или в Берлин.
Сычуаньский такин – такой «красавец»! И пускай он из Расеи уплывает в Амстердам. Ну, или в Берлин.


Крылышками бяк-бяк

Однако не все так безоблачно. Проблемы у московского зоопарка возникли, как ни странно отнюдь не с большими животными. «У меня проблема с доставкой куколок бабочек была. И сегодня она для нас очень актуальна, – жалуется Татьяна Котова. – Их нужно ввозить из Англии. Англичане, в свою очередь получали их с Филиппин, Америки и Австралии. Они консолидировали у себя разные виды куколок бабочек, и мы закупали у них те виды, которые нам нужны. Затем они все это складывали в коробку и отправляли нам. И почему-то за полгода ни разу не отправляли нам прямым рейсом. Эти куколки летели к нам из Лондона через Париж. Причем поставки у нас ежемесячные, и при этом через раз нашу коробку забывали положить в Париже на рейс в Москву. Она могла там пролежать лишних 5–6 часов. Один раз пролежала целый день. То ли не успевали, то ли забывали, я не понимаю, как это в принципе возможно. И это все одна авиакомпания, не хочу ее называть, но мы стараемся больше не работать с ней. Нужно было найти какой-то способ доставлять кукол бабочек напрямую из Лондона, по сути это три часа полета. Я обращалась в DHL, FedEx, другие службы доставки. Куколки бабочек – они ведь не ползают, (были случаи, когда из-за плохой упаковки на борту самолета расползлись змеи), единственное, что нужно - определенные температурные условия соблюдать, а никто не хочет. Потому что живой груз. Мне предлагали задекларировать их как биоматериал, но я не могу, потому что вся документация должна быть прозрачной. А куколки бабочек могут провести определенное время в дороге, но дальше просто начинают вылупляться и гибнуть в коробках. Если эта коробка проваляется лишние три часа в Париже, мы получим, к примеру, минус сто куколок».

Вариативная таможня

Как любой груз, животные должны пройти «таможенную очистку». Как правило, с этим проблем не возникает. «На таможне выпускать живой груз нужно очень быстро, это все понимают, – говорит Елизавета Серова. – Поэтому наши декларанты работают и ночью, если это нужно. Прилетает рейс, если документы все правильно заполнены, что бывает крайне редко, несмотря на 48 проверок, декларант сидит до того момента, когда груз будет выпущен. Его отправляют на СВХ, но это же животное, к тому же после мощнейшего стресса, и мы все прекрасно понимаем, что его нужно срочно оттуда вытаскивать». Таможенники непреклонны, даже при всем понимании серьезности перевозки животных. «У нас была неприятная ситуация, когда из новосибирского зоопарка транзитом в США прилетели лисички. Американцы неправильно оформили документы на их ввоз. У нас эти бедные лисы просидели на складе дня три. Когда они все-таки долетели, выяснилось, что получатель – частное лицо – все-таки не в состоянии их растаможить. Таможня в Нью-Йорке предложила два варианта: или животных усыпляют, или бесплатно передают в зоопарк. Отдали в зоопарк».

А эту красавицу мы, наоборот, с удовольствием забрали к себе из Германии. Ягуарунди вообще-то живет в обеих Америках, но, надеемся, в Москве ей понравится
А эту красотку мы, наоборот, с удовольствием забрали к себе из Германии. Ягуарунди вообще-то живет в обеих Америках, но, надеемся, в Москве ей понравится


Бесценный груз

Случай в Сочинской таможне в 2009-м, конечно, дикий. Кстати, стоимость погибших экзотических рыб – почти полмиллиона долларов. Получатель груза понес ущерб. Это потому, что, как правило, животные перемещаются по миру не застрахованными. Не хотят страховые компании с ним связываться. «Есть, допустим, одна особь с определенным генофондом, она в принципе бесценна, – говорит Татьяна Котова. – Какова ее страховая стоимость? Возьмем туже зебру. Оцени мы ее в 10 тысяч рублей, и не дай бог с ней что-то случись, за эти деньги мы другую зебру не купим. А оцени в миллион, страховая компания с нами работать не будет, так как они понимают, что риск того, что с этой зеброй может что-то случится, а значит и риск выплаты страховой суммы, достаточно велик. Деньгами не компенсируется потеря животного. К тому же мы увеличиваем таможенные пошлины, если мы увеличиваем стоимость животного». Хотя «Астра Карго» сумела убедить страховщиков, и их грузы летают застрахованными. Кто же рискнул? «Коммерческая тайна», – хитро улыбается Елизавета Серова.

– А вообще, работа логиста сродни профессии шпиона. Если ты попал в таблоиды, значит, провалился, значит, ты плохой агент, – считает генеральный директор «Астра Карго» Сергей Лоза. – Так и у нас. Идеальная логистика – это когда все скучно: все уехало, все приехало. Тем более, если это груз живой. LR


27.06.2014

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх