Каким ключом открыть нам двери дрона

О том, какие умения нужны рынку от логистов будущего и как отыскать самых умелых

Виктория Чуланова Виктория Чуланова
корреспондент

Первый в мире беспилотный грузовик Tesla запустят в продажу через каких-то три года, буквально пару дней назад завершилось создание консорциума для контроля за полетами дронов, а значит пора задуматься и о тех, кто будет управлять беспилотной, летающей и новомодной логистикой.

Заглянуть в будущее решили эксперты проекта WorldSkills Russia (LogisticSkills), обучающей программы, которая предполагает ежегодные логистические соревнования для повышения отраслевых навыков. Руководство крупнейших логистических компаний и грузовладельцы устали сетовать на устаревшие обучающие программы в университетах и ждут гениальных логистов-практиков. Они надеются, что помогут в этом отраслевые чемпионаты.

Эксперты проекта WorldSkills Russia (Logistic Skills)

Чего не хватает выпускникам транспортных вузов, чтобы покорить сердце логистического топ-менеджера? Каких навыков ждет рынок от логиста будущего? И помогут ли их обрести отраслевые соревнования? «Логирус» выяснял у топ-менеджеров грузовладельцев и тех, кто возглавил чемпионский поход за транспортными знаниями.

Попрощайтесь с пыльными книжками

Первое, что нам говорят на любой работе – забудьте, чему Вас учили в университете. А если этот университет транспортный, и забывать-то нечего. Устаревшая образовательная программа охватывает не все блоки транспортной и складской логистики, уверен руководитель департамента логистики «Ростелеком» Александр Машков.

Александр Машков, руководитель департамента логистики «Ростелеком»
«Лично я, например, вижу, что не у всех специалистов нашей компании хватит компетенций, чтобы выйти в лидеры этого соревнования»

По его мнению, у студентов нет комплексного представления об управлении цепями поставок, так как знаний в некоторых направлениях не хватает. В университете, например, могут пропустить блоки из финансовой области или из сферы управления контрагентами. «Де-факто, высшие учебные заведения выпускают логистов, но официально такой специализации в университетах нет до сих пор. Еще четыре года назад в Высшей школе экономики официально "выпускали" логистов, но потом почему-то убрали эту специальность», − сетует эксперт.

Также Александр уверен, что образовательные программы в вузах устарели c точки зрения IT-решений и цифровой экономики.

Ну и конечно, никуда не делась проблема отсутствия практических бизнес-навыков. «Например, управление цепями поставок телекоммуникационного оборудования, которым занимается "Ростелеком", в ближайшем будущем, должно двигаться в сторону наиболее эффективной организации материальных потоков», − поясняет Александр Машков.

Эксперт проводит аналогию с логистикой ретейла, в которой очень высокие показатели по оборачиваемости. В то время как в «телекоме» эти показатели исчисляются месяцами. «Денежный поток, который теряем и вкладываем в запас у нас намного больше. Развитие тормозят условия контрагентов. Если ретейлер позвонил и завтра ему привезли все необходимое, то, в нашем случае, приходится ждать 90 дней». Именно поэтому руководитель департамента логистики «Ростелеком» называет главной задачей специалистов в логистике на ближайшие 10 лет – научиться эффективнее управлять цепями поставок между контрагентами, ресурсами компании и клиентами.

Для того, чтобы оценить навыки действующих логистов компании и понять, чего ждать от новых сотрудников, Александр и его команда подписались на авантюру в виде логистического чемпионата. Участвовать в WorldSkills Russia уже согласились представители региональных филиалов компании и специалисты по управлению закупками. В качестве дополнительного бонуса, логисты из «Ростелекома» рассчитывают обучиться и развить недостающие навыки.

Требования к специалистам по управлению цепочками поставок:

  1. Выстраивать эффективное кросс-функциональное взаимодействие.
  2. Владеть навыками проектного управления.
  3. Готовить презентационные материалы.
  4. Продуктивно работать в режиме многозадачности.
  5. Уметь систематизировать большие объемы информации.
  6. Принимать оперативные решения в условиях переизбытка/недостатка информации.
  7. Применять математический аппарат для решения логистических и бизнес-задач.
  8. Выставлять корреляции между данными.
  9. Применять информационно-аналитические инструменты.
  10. Выстраивать финансово-экономические и математические модели.
  11. Управлять материальными потоками и запасами в цепи поставок.
  12. Проектировать логистическую инфраструктуру.
  13. Управлять транспортной и складской логистикой в цепи поставок.
  14. Эффективное распределять запасы в складской сети.
  15. Управлять контрагентами.
  16. Оперативно и системно оценивать новые технологии складской и транспортной логистики в цепи поставок.
  17. Выявлять тренды развития рынка.
  18. Оперативно осваивать новые технологичные инструменты.
  19. Владеть инструментами имитационного моделирования.
  20. Применять специализированные программы по обработке данных и проведению анализа.
(Сформулированы Экспертным советом профессионалов LogisticSkills)


На старт, внимание, кейс!

«Ростелеком» − не единственный лидер рынка, которому пришлась по душе идея логистического чемпионата, к коллегам из телекоммуникационной отрасли присоединился также МТС. А транспортная компания FKKGroup и вовсе замахнулась не только на соревнования, но и на разработку требований и навыков для идеального логиста на Экспертом совете LogisticSkills. «Когда мы только начали формировать навыки, первое, что услышали от коллег: "Так это не один специалист, а целых пять". Лично я, например, вижу, что не у всех специалистов нашей компании хватит компетенций, чтобы выйти в лидеры этого соревнования»,− отмечает директор департамента логистики «Ростелеком» Александр Машков.

Конкурсные задания WorldSkills созданы на основе требований, навыков и компетенции по трем направлениям логистики: управление цепями поставок, управление транспортом и управление складской логистикой.

В чемпионате могут принять участие как текущие специалисты, так и студенты старших курсов. Каждый участник должен решить логистическую бизнес-задачу, которая и проверит наличие у него компетенций «идеального специалиста». Главное отличие от обучающих программ в вузах – четкая «заточка» под бизнес и прикладное применение знаний. «Мы не спрашиваем, знают ли специалисты транспортное законодательство. Нам интересны только практические нюансы», − уточняет член организационного комитета LogisticSkills Анастасия Ищенко.

Также программа может «зеленым логистам» и матерым профессионалам понять, какой навык недостаточно проработан и куда двигаться дальше.

Анастасия Ищенко склонна рассматривать преимущества соревнований более глобально. Она отмечает, что чемпионат поможет понять логистическим компаниям и грузовладельцам, как грамотно выстраивать обучение своих сотрудников.

Анастасия Ищенко
«Мы не спрашиваем, знают ли специалисты транспортное законодательство. Нам интересны только практические нюансы»

«Многие компании тратят немаленькие суммы на обучение своих сотрудников. Например, у компании Major, которая признана кузницей логистических кадров, даже есть собственный университет практической логистики. Они опасаются брать специалистов с открытого рынка», − поясняет Анастасия.

Еще одна особенность проекта – спорная. Задания WorldSkills для начинающего логиста и текущего специалиста ничем не отличаются, ровным счетом, как и список навыков, которые от них требуются.

Директор по маркетингу WorldSkills Russia Елена Бурякова убеждена, что нет существенной разницы, кто будет выполнять задания, это не зависит ни от пола, ни от возраста. Логистические соревнования она сравнила с чемпионатом сварщиков от WorldSkills Russia, в котором победила девушка. По ее мнению, уровень квалификации действующего сотрудника логистической компании может быть гораздо ниже знаний и умений выпускника вуза, который приходит на чемпионат «с чистого листа».

Елена Бурякова, директор по маркетингу WorldSkills Russia
«Нет существенной разницы, кто будет выполнять задания – студент или специалист. Это не зависит ни от пола, ни от возраста»

«Например, у нас есть задача сформировать маршрут из Китая в Санкт-Петербург, чтобы добиться оптимального соотношения цена − качество. Оценивать решение этого кейса будем в зависимости от того, как участники обеспечат безопасность груза, оптимизируют транспортные потоки, где запланируют таможенное оформление», − объясняет член организационного комитета LogisticSkills Анастасия Ищенко.

И все же, как можно поставить на одну ступень «зеленого выпускника» и специалиста, который уже 10 лет управляет транспортными потоками, остается загадкой. Разгадку увидим скоро, уже 29 марта будущего года.

Требования к специалистам по управлению транспортом:

  1. Сформулировать требования к условиям перевозки на основе данных о грузе.
  2. Сформировать требования клиента, при необходимости выявить недостающую информацию.
  3. Разрабатывать оптимальный маршрут для реализации поставки, в том числе с применением нескольких видов транспорта.
  4. Прогнозировать и рассчитывать стоимость перевозки.
  5. Проверять расчеты на основе фактических расходов и готовить калькуляцию для выставления счета клиенту, а также обоснования проведения оплаты перевозчику.
  6. Выбирать оптимального перевозчика и других контрагентов, предварительно проверив благонадежность каждого участника по первичным признакам.
  7. Уметь пользоваться агрегаторами (АТИ и т.д.).
  8. Уметь работать с TMS-программами.
  9. Оценивать риски и формулировать условия договора, касающиеся операционного выполнения перевозки, согласовывать договор с перевозчиком внутри компании, защищать интересы компании на уровне договора, аргументировать позицию компании перевозчику и другим контрагентам.
  10. Оформлять заявку перевозчику и другим контрагентам для оказания услуг, при необходимости проверять все транспортные и другие сопроводительные документы для доставки грузов.
  11. Проверять правильность оформления счетов для клиента, вести контроль оплаты счетов для перевозчика с помощью учетной системы.
  12. Проверять качество и своевременность выполнения необходимых действий, предусмотренных на каждом этапе доставки грузов.
  13. Оценивать необходимость страхования на базе знаний о том, какие существуют группы рисков и какие грузы требуют страхования.
  14. Составлять заявления о выплате страхового возмещения на основе убытков или ущерба.
  15. Владеть навыками деловой переписки.
(Сформулированы Экспертным советом профессионалов LogisticSkills)

Строгий способ научит «ездить»

Студенту победа в соревнованиях сулит популярность и в будущем работу мечты, уверяют организаторы. Развитие более глобальных преимуществ пока в перспективе.

Подготовительные курсы будут доступны только после проведения первого соревнования, ориентировочно с мая 2018-ого, отмечает Анастасия Ищенко. Их задача − готовить соискателей для участия в чемпионате как дистанционно, так и в столичных аудиториях.

Еще более туманная, но приятная перспектива – влияние LogisticSkills на обучающие программы в транспортных вузах. «Мы планируем прорабатывать вопрос появления специальности "логист" в колледжах и вузах, и как можно быстрее», − подчеркнула Анастасия Ищенко. В Экспертом совете логистов-практиков, есть несколько опытных теоретиков из крупнейших вузов страны. МАДИ представляет заведующий кафедрой «Логистика» Франк Вэнде. От Высшей школы экономики в WorldSkills участвуют заведующая кафедрой «Логистика» Валентина Дыбская и заведующий кафедрой «Управление цепями поставок» Виктор Сергеев. РЭУ им. Плеханова представляет Дмитрий Завьялов, заведующий кафедрой «Логистика и предпринимательство».

Требования к специалистам по управлению складом:

  1. Решать Location Problem по размещению склада в рамках сети.
  2. Проектировать бизнес-процессы на складе с учетом требований, при этом обеспечив максимальный грузооборот склада с минимальными затратами.
  3. Регулярно повышать коммерциализацию склада.
  4. Разрабатывать топологию склада.
  5. Подбирать оснащение для склада, стеллажное и погрузочно-разгрузочное оборудование, предварительно рассчитав и обосновав использование конкретной техники.
  6. Проектировать склад, бизнес-процессы и размещать груз с учетом правил безопасности труда.
  7. Рассчитывать запас прочности склада и закладывать риски в работу склада.
  8. Определять риски и расставлять точки контроля за ними, в том числе на уровне программного обеспечения.
  9. Эффективно размещать груз на стеллажной системе на базе аналитики входящего и исходящего потоков.
  10. Рассчитывать потребности в трудовых ресурсах.
  11. Эффективно распределять трудовые ресурсы с учетом квалификации.
  12. Составлять производственный график работы.
  13. Декомпозировать сложные операции на простейшие процессы.
  14. Рассчитывать стоимость складской обработки груза, в том числе с учетом стоимости функционирования оборудования.
  15. Использовать различные имитационные программы по моделированию складских бизнес-процессов.
  16. Оперативно и системно оценивать модернизированные складские технологии.
(Сформулированы Экспертным советом профессионалов LogisticSkills)


Итак, эксперты сошлись во мнении, что действующим специалистам отрасли больше всего не хватает комплексного подхода к управлению транспортными потоками, организации цепей поставок или обеспечению складской логистики. Пробелы чаще всего появляются в практических бизнес-навыках и, как правило, происходит это с университетской скамьи. К сожалению, книжки не учат управлять большегрузами. Также на страницах учебников не научиться работать с новыми IT-технологиями и использовать инструменты цифровой экономики. Пока проблема «книжной логистики» остается подвешенной в воздухе, и сможет ли спустить ее на землю отраслевой бизнес-чемпионат, большой вопрос.


13.12.2017

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх