Всему свое время: зима – для зимнего «дизеля»

Как согреть свои грузы в морозы и не разориться на топливе

Как согреть свои грузы в морозы и не разориться на топливе

Неправильный выбор топлива не только вреден для двигателей и топливных систем – иногда он может угрожать жизни людей, как это произошло, например, год назад. Тогда на границе России и Грузии, в районе КПП «Верхний Ларс», около 800 дальнобойщиков застряли в горах из-за морозов: при температуре в –17 градусов баки у них оказались наполнены летним дизельным топливом. В итоге в борьбе за машины и жизни водители добавляли в солярку керосин и гели, разогревали их паяльной лампой – в общем, делали много того, что не пришлось бы делать, будь у них в баках качественное топливо, выбранное «по сезону». А как отличить качественный зимний дизель от опасной бурды, расскажут наши эксперты:


Сергей Антонов

Генеральный директор «Совтрансавто­экспедиции». Управляется с сотней фур.

Алексей Румянцев 

Директор по логистике завода «Дымов». Топливные вопросы доверяет партнерам, но проверять не забывает.

Дмитрий Гузеев 

Генеральный директор «Газпромнефть-Корпоративных продаж». Знает о бензине и дизельном топливе все.

Итак, начнем с главного:

Существует 4 вида дизельного топлива

Дизельное топливо имеет три характеристики низкотемпературных свойств. Это температура помутнения (при этой температуре появившиеся в топливе кристаллики делают его непрозрачным) – для летнего топлива не выше минус 5°С; температура предельной фильтруемости (при этой температуре топливо перестает проходить через фильтр, поскольку его забивают кристаллики) – для летнего топлива не выше минус 7°С, и температура застывания – для летнего топлива не выше минус 10°С.

Получить зимнее дизельное топливо можно несколькими способами, но сейчас широко используются два. Большинство производителей вводят в топливо присадки, которые препятствуют «слипанию» кристалликов углеводородов между собой, снижают температуру застывания и температуру предельной фильтруемости. Второй путь – изомеризация: на специальном катализаторе нормальные углеводороды превращаются в собственные изомеры, имеющие температуру застывания значительно ниже. Однако это процесс достаточно дорогой, и он доступен только некоторым компаниям.

Осенняя подготовка

Многие транспортные компании начинают переходить на зимнее топливо уже в ноябре. В их числе и один из старейших перевозчиков страны «Совтрансавто». Автопарк компании состоит из 96 автофур, каждая из которых в среднем потребляет почти 3 тонны топлива в месяц.

«На зимнее топливо переходим в зависимости от направления движения транспортного средства», − отмечает генеральный директор «Совтрансавтоэкспедиция» Сергей Антонов.

Дополнительно в компании встраивают в баки грузовиков устройства для подогрева топлива, фуры перемещаются по зиме группами, а в кабине каждого грузовика находятся по два водителя.

Завод мясных изделий «Дымов» во многих топливных вопросах положился на своего поставщика топлива. Для «Дымова», в автопарке которого 50 автомашин, основной фактор перехода на зимнее топливо – прогноз погоды. Чтобы обеспечить грузовой парк, требуется 70 тонн горючего в месяц.

«Мы в основном представлены в центральных регионах России, поэтому вопрос температуры при переходе на зимнее топливо решается проще», − рассказывает директор по логистике компании Алексей Румянцев.

Эксперт констатирует, что, если осенью критических морозов нет, некоторые автозаправочные комплексы стараются реализовать остатки летнего дизеля: «Мы на это соглашаемся, пока температура не падает до −20°С. Из моего опыта, до этого момента проблемы с топливной системой не дают о себе знать».

В России на данный момент нет законодательных регламентов по переходу с одного «сезона» на другой, однако на международном уровне соответствующие документы существуют. Дмитрий Гузеев уверен, что именно на них и стоит ориентироваться. В частности, он приводит в пример Технический регламент Таможенного союза 013/2011 – этот документ содержит рекомендации по срокам перехода, устанавливает все температурные и климатические зоны, при которых применяется тот или иной нефтепродукт, а также гармонизирует требования к топливу.

«Наша компания принципиально работает по Техническому регламенту, определяющему четкие сроки начала и завершения реализации зимнего дизеля во всех регионах, − говорит Гузеев. – при этом наше новое зимнее дизельное топливо обладает дополнительными морозоустойчивыми характеристиками»

Заправляйтесь проверенным топливом

Зимой о качестве топлива задумываются даже те водители и предприниматели, которые летом спокойно заливали в баки контрафакт. Однако, когда от качества «дизеля» зависит не только сохранность груза, но уже и жизнь шофера, экономия прекращается. Об этом свидетельствуют цифры – зимой на станциях крупных нефтяных компаний спрос на дизельное топливо увеличивается почти на треть. Однако экономить не стоит и летом, уверены эксперт. Дело в том, что под видом автомобильного дизельного топлива продавать могут контрафактный продукт с высоким содержанием серы.

Проверить химические характеристики топлива, к сожалению, можно лишь на заводе или в сертифицированной лаборатории. На трассе же плохое качество горючего можно определить, только если в топливе есть какие-то микропримеси, вода или песок – их видно невооруженным взглядом.

Долой парафины?

Чтобы обезопасить себя от суррогата, эксперты рекомендуют заправляться на крупных сетевых АЗС. Конкуренция среди ведущих компаний крайне велика, поэтому они не экономят на своих лабораториях и стремятся продавать максимально качественный продукт с собственных нефтеперерабатывающих заводов. Именно там закладываются базовые низкотемпературные свойства топлива.

Кроме того, на каждой АЗС должны находиться паспорта качества топлива. В них указаны производитель и физико-химические показатели нефтепродукта. Эксперты советуют изучать паспорт каждый раз при посещении новой заправки. Согласно закону «О правах потребителей» водитель может потребовать этот паспорт у оператора заправочной станции в любой момент и на любой заправке.

Ну и конечно, перед тем как начать работать с новым топливным партнером, надо ознакомиться с его технологией производства. Это особенно важно, если автопарк большой и объем потребления дизеля соответственно тоже. Например, чтобы получить топливо экологического стандарта «Евро-5», крупные компании вкладывают миллиарды долларов в переоборудование своих заводов. Та же «Газпром нефть» после модернизации производства выпускает топливо с минимальным содержанием серы – 10 ppm. Усовершенствован процесс изготовления дизеля на НПЗ в Ярославле, Омске и Москве.

Внимание к деталям

В большинстве случаев перевозчики и владельцы автопарка сами не являются специалистами в сфере нефтепереработки и выбирают поставщика, исходя из предоставляемых им документов о качестве топлива и технологических процессах, применяемых в ходе производства топлива. После этого встает вопрос цены, тем более что зимний «дизель» по объективным причинам дороже летнего. Доводами также являются наличие у поставщика программ лояльности и, конечно, география его деятельности.

В «Совтрансавто», например, обращают внимание на качество и стоимость топлива, а также период отсрочки платежа. А вот завод «Дымов» в основном исходит из характеристик качества топлива. Причем здесь не ограничиваются изучением документов.

«Ездим на новом топливе какое-то время и проверяем, как это отражается на эксплуатационных характеристиках автомашин», − отмечает Румянцев.

Для расширения географии, а это крайне необходимо для работы с крупными транспортными структурами, нефтяные компании заключают соглашения с независимыми партнерами.

«Кроме собственной сети АЗС «Газпром нефть» имеет большую сеть партнерских заправочных станций. Все они регулярно проверяются лабораторией, это избавляет водителей от риска наткнуться там на некачественное топливо. А в рамках программы «Лидер качества» независимая лаборатория «Газпром нефти» периодически внепланово проверяет эти заправки. Происходит это так: специалист приезжает, отбирает пробы и делает заключение. Если качество несоответствующее – с партнером прощаемся», – рассказывает Дмитрий Гузеев.

Деньги любят счет

Делая выбор в пользу качества, сэкономить тоже можно, и перевозчики придумывают свои схемы оптимизации расходов. Зимой этот вопрос особенно важен из-за уже упоминавшейся разницы в цене между летним и зимним топливом. В «Совтрансавто», например, мониторят цены и водителю указывают, на каких заправках он может заправиться. Кроме того, и сам шофер должен следить за расходом топлива – при агрессивной манере вождения ему придется доплачивать за перерасход «из своих».

Ради привлечения клиентов и повышения их лояльности у крупных сетей АЗС, как правило, разработаны программы оптимизации топливных расходов покупателей. Например, активно используется межсезонное дизельное топлив, сорта E и F. Оно выдерживает температуру до −20°С. Разница в стоимости зимнего и межсезонного топлива составляет 5-6 тыс. рублей за тонну.

Генеральный директор «Газпромнефть-Корпоративных продаж» Дмитрий Гузеев рекомендует при маршрутах по центральным регионам России использовать межсезонное топливо осенью до середины ноября, а весной – с начала апреля. На юге же, например, в Краснодарском крае, им можно пользоваться без перерыва.

При этом на АЗС стремятся не отставать от требований рынка, и зачастую готовы предложить сразу и зимнее, и межсезонное дизельное топливо. У «Газпром нефти» на 19 заправках компании есть как сорта E и F, так и классическое зимнее дизтопливо 2 класса с температурой помутнения −32°. «Это позволяет водителю выбрать топливо, исходя из того, в какой регион он едет, и маршрута», − отмечает Дмитрий Гузеев.

Что делать, когда все же «промахнулся» с топливом

Можно сколько угодно обсуждать оптимизацию зимнего дизельного топлива, но какой в этом толк, если грузовик застрял в 50 км от заправки в снежную вьюгу?

Если водитель попал с форс-мажорную ситуацию и топливо начало «парафиниться», необходимо:

  1. Остановиться. Когда машина едет, топливо замерзает быстрее.
  2. Залить специальную присадку в топливный бак, разбавить дизельное топливо авиационным керосином или, в крайнем случае, тормозной жидкостью.
  3. Заменить топливный фильтр, если он забился.
  4. Доложить руководству о случившемся.
  5. Проанализировать погодные условия по маршруту и оценить возможность дальнейшего движения в заданном направлении.
  6. Принять совместное с руководством решение о замене топлива, если это требуется и согласовать дальнейшее движение по маршруту.
Таковы рекомендации «Совтрансавто» для своих водителей.

«Если топливо начинает замерзать где-нибудь в Сибири и вокруг ни одной заправки, остается только разогревать бак паяльной лампой», − рекомендует опытный водитель Валерий Клеймёнов. Антигель также можно заливать керосин, но, когда «солярка» уже в баке, а температура все ниже и ниже, это бесполезно, уверен дальнобойщик, который две недели простоял в мороз на летнем дизельном топливе.

Традиционная система контроля качества топлива в крупных компаниях

Опасней парафинов только снежные лавины

Итак, отличить качественное дизельное топливо от опасной для бака «жижи» можно только в лабораторных условиях. Поэтому единственно верный вариант в зимнюю стужу – обезопасить себя заранее, выбрав надежного партнера.

При этом, как показывает опыт перевозчиков, качество топлива – не единственный критерий профессионального поставщика. Перед тем, как подписать контракт, важно также изучить технологию производства ДТ и географию заправочных станций. Важны сильные информационные сервисы партнера. Идеальным будет тот поставщик, который в режиме онлайн сообщает, на каких заправках водителю найти заветный дизель.

Летний дизель не зря называется летним. Поэтому не забывайте кормить грузовик зимним топливом вовремя!

Благодарим компании «Газпром нефть», «Совтрансавтоэкспедиция», «Дымов» за предоставленные материалы и помощь в подготовке к публикации.


26.12.2017

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости


Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Личные трудности Лучшие люди Раскопки Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх