Селфи-почта: из Зазеркалья в Реальность


Селфи-почта: из Зазеркалья в Реальность

О том, что такое «народная логистика» и когда селфи-почта сможет покорить сердца всех нас

Василий Коваль Василий Коваль
директор департамента ответственного хранения ООО «Байкал-Сервис ТК»


План, что и говорить, был превосходный: простой и ясный, лучше не придумать. Недостаток у него был только один: было совершенно неизвестно, как привести его в исполнение.

«Алиса в стране чудес»




Для начала напомню о том, что подтолкнуло меня к написанию этой серии статей. Сегодня разные источники (клиенты, интернет, конференции, конкуренты и т.д.) строят свои предположения по поводу того, какой будет логистика в недалеком будущем. Я решил отобрать некоторые из идей в области курьерской доставки, развить и дополнить на уровне своих ощущений.

Что касается меня, то хотелось бы видеть завтрашнюю логистику в формате самого широкого самообслуживания, где и исполнители, и потребители услуги коммуницируют с сервисом (некой «умной коробкой») напрямую. То есть клиенты самостоятельно получают услугу. О том, что будет представлять из себя такая селфи-почта, мы подробно разбирали в первых двух публикациях «Мало половин: "курьерку" ждет селфи-трамплин» и «Мне знать все время надо, что селфи-почта со мною рядом».

В предыдущей статье я рассказывал о том, как отправитель сможет запросто с помощью одного только смартфона отправить посылку. Для этого ему надо будет зайти в ближайшее отделение селфи-почты и с помощью приложения компании на своем смартфоне дать понять системе, в каком отделении он находится. Для этого он в приложении на смартфоне либо вводит номер отделения, либо сканирует штрихкод (QR-код). Тогда номер определится автоматически.  

Но графическая информация – это не антивандальная технология. Например, штрихкод может быть легко испорчен хулиганом при помощи обычного чёрного маркера. Быть может, лучшее решение – RF-идентификация? Как и штрихкод, это бесконтактный метод считывания, который позволит нам в случае необходимости менять номера (ID) отделений удалённо и массово.

Но вернемся к сути нашего вопроса и постараемся разобраться в том, как в недалеком будущем может быть выстроен весь этот процесс с тем, чтобы посылка стала быстрее доходить до адресата. Для этого нам придется разобраться:


  • • Что такое «народная логистика»?

  • • При чем тут агрессия, сарказм и копирование?

  • • Что может защитить посылку от вандалов лучше любого пистолета?

  • • Как мы можем использовать багажник клиента, чтобы превратить его в пункт выдачи заказов?

  • • Каким образом «умная логистика» может облегчить работу химчистки в два раза?


Где ум, там и коробка

«Умная коробка в логистике», – такое определение я услышал на форуме E-comspace от Арсена Давладзе, руководителя направления постаматов «МаксиПост». Это некое обобщение универсального селфи-сервиса, который позволяет выстроить взаимоотношения логиста и клиента через «умную коробку». Сама она может представлять собой как реальный короб, так и целый склад.

Курьер привозит на склад 100 посылок, подходит к приёмной камере склада и самостоятельно одна за другой закладывает посылки. Они автоматически попадают на сортировочную линию. После сортировки, например, в Казань, посылки располагаются у определённого окна выдачи. Там их получает водитель, который доставляет посылки в этот город. Получается, что для курьера и водителя грузовика склад – «умная коробка».

«Умная коробка» – это обобщённое определение некоего сервиса, в нашем случае – селфи-почты. Постамат, банкомат, приёмная камера селфи-почты – это всё «умная коробка». Автомобили без водителя – тоже «умная коробка».

«Сама «умная коробка» может представлять собой как реальный короб, так и целый склад»


Задача логистики – создать и развить сервис селфи-почты. Сделать его быстрым, удобным и недорогим для конечного потребителя. На первое место будет снова выходить техническая начинка – симбиоз механики, электроники и IT (например, сталкиватель – это датчики или камера с электронной платой и мобильное приложение, соответственно).


«На первое место будет снова выходить техническая начинка – симбиоз механики, электроники и IT»

Вот лишь несколько примеров того, как смогут взаимодействовать потребители и исполнители (транспортные компании, экспресс – перевозчики), работая через «умную коробку».

1. Клиент приехал в столицу транзитом. Его следующий поезд будет только через шесть часов. За это время он хочет воспользоваться ознакомительным туром и прокатиться на автобусе по туристическому маршруту. Чтобы не носить с собой багаж, он сдаёт его в «умную коробку» и даёт указание переместить поклажу с Ярославского на Павелецкий вокзал, откуда он будет в скором времени отправляться. Итак, багаж сдан и с сервисом начинает взаимодействовать исполнитель. Допустим, это сотрудник курьерской службы. Он получает на свой смартфон задание забрать багаж и доставить его в другое отделение (на Павелецком вокзале). Курьер сканирует ID «умной коробки» на Ярославском вокзале, ему открывается ячейка с заложенным в неё багажом. Он везёт его на Павелецкий вокзал. Снова сканирует ID (уже на Павелецком) и ему открывается пустая ячейка для закладки поклажи. После этого клиенту приходит информация, что его багаж уже находится в месте назначения. Когда он будет на Павелецком вокзале и захочет забрать свои вещи, ему достаточно будет отсканировать ID камеры выдачи. После этого ему откроется нужная ячейка с багажом.

2. Клиент хочет сдать свои вещи в химчистку. Он делает все те же шаги с «умной коробкой», выбирая услугу «Отправить» − «Прачечная». А вот исполнителю в данной ситуации придётся выполнить два задания. Сначала он заберет вещи и отвезет их в химчистку. А потом вещи из химчистки доставит в указанное клиентом место. Чистые вещи клиент сможет забрать по другому адресу «умной коробки». Также в роли исполнителей могут выступать сотрудники двух разных курьерских компаний: один отвозит в химчистку, другой − забирает.


«Народная» логистика в действии


Никто не отменял возможность исполнения заданий сервиса непосредственно таксистами, студентами и другими желающими. Это позволит использовать самого ближайшего и самого выгодного для клиента исполнителя, что обеспечит скорость и стоимость на нужном уровне, как сегодня в сервисе такси.

Инноваций нет, а хочется

Поговорим о нашей реакции на тему новаций. Большинство людей с трудом воспринимают всё новое. Должно пройти какое – то время, прежде чем человек «поверил в десяток невозможностей до завтрака».

Из собственных наблюдений: любое нововведение, предложенное в компании (или в обществе), прежде, чем будет принято, проходит (претерпевает) три этапа:

  • ·       агрессии
  • ·       сарказма,

  • ·       копирования.


Слово «претерпевает» я использовал неслучайно. Когда общественности предлагается какая – либо новация, то общество поначалу не воспринимает ее и всячески высказывает негодование, которое может даже перерастать в агрессию. В свою очередь «изобретатель», видя негатив, старается снизить градус накала и перестаёт навязывать свои идеи этому самому обществу.

Через некоторое время общество остыло и начинает вспоминать идеи своего изобретателя. И новация уже обсуждается с юмором и сарказмом: «Ну что? Полетела? Может монитор протереть или по колёсам постучать?», «Привет, Мегамозг! Когда ты уже приблизишь «светлое будущее»? Ты, главное, не забудь всё хорошенько запатентовать!». Изобретателю ничего не остаётся, как только оправдываться и натянуто улыбаться.

И коротко по третьему пункту: компания начинает копировать новшество у своих конкурентов, которые вовремя восприняли всерьёз новацию и внедрили.

Далее приведу анонсы новаций, которые, на мой взгляд, смогут поселиться в наших смартфонах в виде мобильных приложений в самое ближайшее время. Лишь бы изобретателям хватило сил и мужества довести их до ума!

Совместная логистика (sharing logistic)

Итак, первая инновация – «sharing logistic», что означает «совместное потребление»». Исходит из экономической модели, основанной на коллективном использовании в логистике товаров и услуг, бартере и аренде вместо владения. Ответственное хранение, каршеринг, услуга перевозки сборных грузов – все это можно в определённом смысле назвать «sharing logistic».

Нарастающий ажиотаж «совместной логистики» из большой темы «sharing economy». На данный момент набирает популярность среди физических лиц. «Шеринг» – это сервис. А то, что он предлагает – объект сервиса. Например, «Яндекс. Такси» – это сервис, через который вы вызываете такси, имея возможность выбрать адрес и время подачи, марку авто, можете заказать детские кресла и так далее.

Сегодня идея подхода совместного использования среди компаний находится на уровне обсуждений и исследований. Очень уж много неясностей и рисков.

Вопросы, которые могут возникнуть при переходе к «совместной логистике» на примере использования склада:

  • • Каким образом ограничить доступ сотрудников компании к товарам новоиспеченного клиента и наоборот, доступ сотрудников клиента к ТМЦ (товарно-материальным ценностям) компании? 

  • • Как контролировать реально занимаемую клиентом складскую площадь в случае ее изменения?

  • • Как контролировать отсутствие запрещённых к хранению товаров клиента на складе? (например, мы сдали лишнюю площадь клиенту, а он там будет хранить запрещённые товары. И это риск).

  • • Как решить вопрос доступа клиента в нерабочие часы компании?

  • • Что делать, если компании срочно понадобились сданные площади?

  • • Что делать, если клиенту срочно понадобились дополнительные площади, а компания не может их предоставить?

  • • Как решить вопрос нехватки других складских мощностей из-за непредсказуемых потребностей клиента: складские ворота, парковочные места, лифты, мощности по электричеству, каналы связи?


Очередь не простая, а электронная

Вторая инновационная идея – это лайфхак для доработки сервис «электронная очередь».

С вашего позволения назову существующую сегодня электронную очередь немного иначе – «электронно-механическая». И предлагаю от «электронно-механической» прийти всё-таки к «электронной» путём исполнения шагов «причешем» и «спрячем».

Для начала заменим наш терминал (монитор и термопринтер) на мобильное приложение. Необходимо убрать терминал и установить мобильное приложение.

Весь функционал (выбор в меню терминала необходимой услуги и печать талона с номером очереди) будет перенесён в телефон клиента, который хочет воспользоваться электронной очередью.

Вот как это может выглядеть:

  • У клиента на смартфоне установлено приложение.

  • Клиент сканирует ID офиса (штрих-код, QR-код или RF-метка), в котором он хочет встать в очередь.

  • Приложение присваивает номер очереди, передаёт его в систему управления табло и отображает номер очереди клиенту в приложении.

  • При подходе очереди номер отображается на табло окна приёма и дублируется сообщением клиенту.

  • Клиент подходит к назначенному окну и сканирует (подтверждает) номер окна. При этом оператору даже не нужно нажимать «кнопочку».



Багажник открыт – работа кипит

Ещё одна идея – использовать багажник авто клиента как " Пункт приема/ Выдачи заказов".

При этом багажник должен иметь электронный замок (с QR или с RF-кодом) и связь с некоторым сервисом, например, с селфи-почтой.

Возможная схема работы:

  • • Клиент заказывает доставку посылки в свой багажник.

  • • Курьер приезжает, например, ночью, и находит во дворе машину. Поиск может облегчить система «ЭРА-ГЛОНАСС», которая на телефон курьера скинет точное местоположения авто.

  • • Курьер сканирует код багажника (QR или RF). Багажник автоматически открывается.

  • • Курьер кладёт посылку в багажник и закрывает его.

  • • Клиенту приходит сообщение о доставке посылки.

«Обратная» логистика будет иметь тот же принцип: клиент оставляет в багажнике груз, предназначенный для отправки, откуда его забирает курьер.

Что же нужно сделать, чтобы все эти инновации вышли из разряда «невозможное»? Надо бежать, как минимум, вдвое быстрее! А пока «селфи-почта» остается в Зазеркалье...


Тэги: Байкал Сервис, курьерская доставка, селфи-почта, e-commerce, постаматы
08.04.2019

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх