Перекресток из 3 дорог или как не упасть в «долговую яму»


Перекресток из 3 дорог или как не упасть в «долговую яму»

Эксперт «Транссертико» о том, как участникам ВЭД получать займы на логистику и при этом не пораниться о подводные камни

Юлия Янелис, Юлия Янелис
коммерческий директор «Транссертико»




«Приветствую, коллеги. Меня зовут Юлия Янелис. В области логистики и ВЭД я работаю уже более 15 лет. Могу сказать, что потребности участников ВЭД научилась понимать, еще будучи рядовым специалистом в Московской южной таможне. И сейчас, все мои инициативы как коммерческого директора холдинга «Транссертико» направлены на то, чтобы упростить и ускорить бизнес-процессы учВЭДов.

Ежедневно среднестатистическая логистическая компания выстраивает десятки маршрутов и оформляет десятки ДТ. Это основные запросы и потребности клиентов. Но есть и сопутствующие сервисы, которые участник ВЭД хочет получить от своего логистического партнера.

Так, например, 16 февраля 2016 года вышел Приказ ФТС №280 «Об усилении контроля за таможенной стоимостью». Это укрепило:

1. Контроль в области мониторинга результатов таможенных операций.

2. Контроль полноты и достаточности принимаемых мер по минимизации рисков.

3. Контроль качества принимаемых решений по таможенной стоимости.

Теперь клиенты все чаще начали обращаться в логистические компании с просьбой обеспечить «Авансирование таможенных платежей». Почему? Ответ очевиден: не всегда есть под рукой свободные деньги на уплату таможенных платежей, либо на внесение обеспечительного взноса по КТС.

Суть услуги проста: логистическая компания оплачивает за клиента всю сумму таможенных платежей или часть, в зависимости от потребности клиента. А после того, как товар выпущен и деньги от конечного клиента получены, участник ВЭД возвращает логистической компании сумму за уплаченные таможенные платежи в полном объеме. И плюс процент по займу. С этого момента в логистике начался путь «Финансового авансирования». Услуга становилась все более и более популярной. Клиенты уже не хотели ограничиваться лишь уплатой таможенных платежей. Им было интересно получать «авансирование» или «займы» под все бизнес-задачи: начиная с закупки товара, заканчивая перевозкой.

Спрос, как говорится, рождает предложение. Но вслед за предложением идет и большое количество «подводных камней», которые не всегда учитывались банками и логистическими компаниями, которые предлагают такие услуги.

Перед тем, как внедрять услугу «Финансового займа» для всех бизнес-задач клиентов в своей компании, мы проанализировали потребности клиентов в этой услуге и варианты их решения. Мы изучили предложения, которые существуют на рынке ВЭД и готовы поделиться своими знаниями с Вами.

Так что устраивайтесь поудобнее. Сегодня расскажу:

• Почему «проавансировать» − не значит занять?

• Как процентная ставка на кредиты вырастает «по экспедиторскому велению»?

• Каким образом «год собаки» чуть не стал для импортера последним?

• И главное, где искать оптимальный для Вас способ займа?


Направо пойдете – в банк попадете

У экспортера есть три пути получить займ для своих бизнес-целей. Можно обратиться в Российский экспортный центр, можно прийти в банк, а можно воспользоваться дополнительным продуктом логистической компании. У импортера, как вы знаете, выбор не так велик: дороги ведут в банк или к логистической компании.

Сейчас объясню, в чем преимущества и недостатки каждого пути. Начнем, с того, что сразу приходит на ум – путь банковский. Как известно, в банках есть самые разные кредитные линии, есть также такой интересный продукт как «овердрафт» − кредитование расчетного счета компании для оплаты расчетных документов при недостаточности или отсутствии на счете денежных средств.

Мы, например, как крупная холдинговая компания находимся с банком в партнерстве и используем большую сумму по «овердрафту». Но, надо понимать, условия у нас «вкусные», потому что мы интересны банку своими оборотами, и тем, что являемся зарплатным клиентом.

Итак, для того чтобы получить наилучший процент и условия, желательно быть зарплатным клиентом этого банка. Кроме того, юрлицу необходимо регулярно подтверждать свои обороты и поддерживать их. Если Вы «нагоните» оборотов, а потом «сдуетесь», банк выдаст кредит, но будут последствия в виде штрафов за неисполнение долговых обязательств.

Если обороты приличные и с банком вы работаете, вполне можно подавать заявку на кредит. Далее банк отправляет ее на согласование.

Перед вами примерный пакет документов для рассмотрения сделки и мониторинга деятельности юрлица, который необходимо предоставить для клиента:

 (Список составлен на основе данных одного из крупнейших банков страны)

1. Расшифровка кредитов и займов.

2. Расшифровка кредиторской задолженности.

3. Расшифровка полученных обеспечений.

4. Расшифровка требований и обязательств по договорам производных финансовых инструментов (ПФИ) на отчетную дату.

5. Расшифровка прочих доходов и расходов.

6. Справка о договорах лизинга.

7. Справка о прочих показателях.

8. Справка по оборотам в других банках.

9. Структура выручки и прочих поступлений.

10. График погашения основного долга по договорам.

11. Бухгалтерский баланс за запрашиваемый период.

12. Справки ИФНС о задолженности.

В среднем, согласование заявки длится около 1 недели. За это время банк должен принять решение о выдаче кредита. Если займ нужен для оплаты таможенных платежей, вопрос становится наиболее проблематичным. Потому что все это время, пока идет согласование, товар будет лежать на Складе временного хранения. И провести его по «последней миле» до конечного получателя не удастся.

Из профессионального опыта могу сказать, что средняя процентная ставка на долгосрочный кредит равна 13-15% годовых. Обычно заявляется 10%, но на деле все дополняется различными комиссиями.

«Получается, вы рискуете всем, что есть, в случае неисполнения обязательств в указанный срок»


Если участнику ВЭД не хватает оборотных средств для получения займа – в ход идет имущество юридического лица или предпринимателя: помещения, автомобили (если есть в собственности). Получается, вы рискуете всем, что есть, на случае неисполнения обязательств в указанный срок. А долгая процедура согласования мешает взять краткосрочный займ, например, чтобы закупить товар, через 10 дней получить выручку и вернуть все на круги своя. При этом, конечно, банкам нет равных при получении долгосрочного кредита на масштабные бизнес-задачи, такие как открытие нового филиала/нового юрлица или покупка автопарка из беспилотников Tesla .

Однако помните: никогда нельзя быть на 100% уверенным, что банк подтвердит кредит или продлит его на следующий год на тех же условиях!

Налево пойдете – в РЭЦ забредете

Еще один путь получить займ, обратиться в Российский экспортный центр. Как Вы понимаете, импортером туда дорожка закрыта. Но эта тропинка интересна и не для всех экспортеров. Почему? Дело в том, что при реализации мер поддержки РЭЦ отдает предпочтение экспортерам-производителям. Именно для них, в первую очередь, представлены варианты из различных преференций: начиная с поддержки экспортных поставок, заканчивая кредитно-гарантийной поддержкой.

Вот основные кредитные продукты, которые предлагает РЭЦ:

1. Финансирование расходов по экспортному контракту.
(Если нужны средства для покупки сырья или оплаты услуг субподрядчиков)

2. Финансирование текущих расходов по экспортным поставкам.
(Если нужны оборотные средства для поддержания и увеличения объемов производства)

3. Финансирование коммерческого кредита экспортера.
(Кредит предоставляется на период ожидания выручки)

4. Прямой кредит иностранному покупателю.

5. Гарантия возврата авансового платежа.

6. Гарантия в пользу налоговых органов.
(Связано с обеспечением надлежащего исполнения экспортером своих обязательств по возврату сумм налога, излишне зачтенных ему из бюджета)

7. Тендерная гарантия.
(Для поддержки экспортеров на тендерах, торгах и аукционах)

8. Гарантия надлежащего исполнения обязательств.
(Предложение связано с обеспечением конкурентных преимуществ национального экспортера в части возможности предоставления иностранным покупателям банковских гарантий)

9. Гарантия платежа.
(Предложение связано с обеспечением платежных обязательств экспортера перед контрагентом)

Но при этом, даже если Вы – экспортер-производитель, надо понимать, что РЭЦ дает кредит строго на 85% от требуемой суммы. Кредит выдается в рублях или в валюте экспортного контракта. Срок – до 5 лет. Разумеется, для кредитования используется партнерский банк – АО «Росэксимбанк».

Для получения кредита также требуется залог прав на получение экспортной выручки по экспортному контракту. Кроме того, необходим залог имущества/акций/долей заемщика. Нужен также договор страхования, страхователем является сам экспортер. Кроме того, требуется поручительство собственника, а также страхование движимого и недвижимого имущества.

Ну и, конечно, чтобы стать участником этой программы займа необходимо пройти весь путь экспортера – от аудита РЭЦом Вашего бизнеса плана до кредитно-гарантийной поддержки. В итоге, вы поймете, что процедура похожа на механизм получения кредита в банке. По сути, это он и есть.

Помимо займа, РЭЦ также сопровождает экспортеров по всем сделкам. То есть экспортеру оказывают финансовую поддержку, юридическую поддержку, а также сопровождение процессов логистики и таможенного оформления. К этим вопросам подключаются также партнеры РЭЦ.

Холдинг «Транссертико» также заявлен на партнерскую программу в РЭЦ. И, как только с их стороны будет согласовано и представлено соглашение, мы станем участниками делового партнерство. И также будем оказывать компаниям-клиентам комплексную поддержку в сфере развития экспорта.

Мы в «Транссертико» убеждены, что, если текущая ситуация с санкциями продолжится, одним из основных путей стратегического развития экономики будет выход на международные рынки с помощью экспорта.

Прямо пойдете – логистов найдете

Различные виды финансового авансирования для участников ВЭД предлагают и логистические компании. Как я уже говорила, все начиналось с авансирования таможенных платежей. Стоит отметить, что таких предложений на рынке немного и их формат не всегда интересен учВЭДу.

Здесь есть подводные камни и самый главный из них в том, что займ могут не дать. Но иногда бывает, что именно такой краткосрочный займ играет решающую роль в бизнесе.


Приведу пример.

В канун Нового года, года собаки, к нам пришел озадаченный клиент. У него срывались все сроки крупной поставки сувениров с собаками. Вез сувениры для крупного ретейлера. И, как вы понимаете, если товар не попал бы на полки до Нового года, он ушел бы под списание. Поставка была настолько крупная, что клиент рисковал потерять весь свой бизнес из-за неустоек и потери репутации – она часто дороже денег.

В компании, куда обратился клиент за полгода до поставки, ему рассчитали, самые недорогие и длительный вид доставки: контейнером из Китая в порт Санкт-Петербург, а потом на авто в Сибирь! В итоге как это часто случается, изготовление товара в Китае затянулось, и отгрузка произошла уже в высокий сезон. В общем, прибытие груза ожидалось в канун Нового года.

Можно было бы повезти через Владивосток или через Забайкальск по жд – так было бы гораздо быстрее! Но на этом неприятности не закончились. Когда груз прибыл, выяснилось, что товар ниже риска, курс доллара вырос и требуется внести обеспечение. Кроме того, сумма таможенных платежей значительно выросла. Данные риски также учВЭД не учел, как и дополнительные расходы на удорожание логистики в преддверии Нового года.

В итоге все закончилось тем, что импортер узнал о нашем сервисе «Финансовое авансирование» и поспешил как можно быстрее обратиться за займом в размере 3 млн под 10% (Это максимальная процентная ставка в нашем предложении). Деньги он потратил на уплату обеспечения на таможне и на расходы за логистику по России, которая оказалась гораздо дороже, чем рассчитывал изначально. Зимой цена доставки из Центральной части России в Сибирь значительно выросла, еще и доставить нужно было как можно быстрее. В итоге собачки по цене логистики оказались не такими «простыми», как изначально рассчитывал клиент. Но обязательство он исполнил, штрафных санкций избежал и, главное, репутация не была испорчена.

В финале клиент сдал товар крупному ритейлеру. А после новогодних праздников он с нами расплатился и остался очень доволен. В общем, успешно встретили Год собаки!

Позволю себе также рассказать о дополнительных подводных камнях. Если учВЭДу требуется именно займ, а не авансирование на таможенные платежи, то многие логистические компании потребуют оформить залоговые обязательства. Еще очень важно обращать внимание на возможные пени, индексации процента через какой-то период. Процент может быть привязан к курсу валют или каким-либо форсмажорным обстоятельства.

И наконец, упомяну про грабли, на которые может наступить сам участник ВЭД и часто наступает. Бывает, что клиенты хотят взять гораздо большую сумму, чем та, которая им нужна в данный момент. Мы, например, всегда начинаем включать клиента в сервис «Финансовое авансирование» с небольших сумм. Иначе все может закончится «долговой ямой», а это нам, как компании-партнеру, также очень невыгодно. Нам интересно развивать клиента, давать ему возможность наращивать свои обороты в ВЭД.

Например, если клиент сразу просит у нас занять 1 млн рублей, мы все равно сначала проведем аудит его бизнес-задач. Может так оказаться, что выгоднее сделать несколько небольших займов на текущие расходы, например, размером 200 – 500 тыс. рублей. Пусть сначала один займ возьмут и выплатят, потом второй, потом третий, если необходимо. Если участник ВЭД берет у «Транссертико» займ в размере 200 тыс. рублей на 10 дней, то 1,5% увеличит сумму займа всего лишь на 3000 рублей. Это вполне посильная комиссия и вполне комфортный практический пример, который поможет понять – насколько Вам подходит данная услуга.

«Воздушный путь» «Транссертико»

Удобство нашей услуги по займу денежных средств для участников ВЭД заключается в ее простоте и прозрачности. Есть всего 3 основных вида тарифов:



Мы выбрали эти тарифы, после того как провели аналитику, выяснили: что нужно клиентам, какие сроки и какой процент мы можем им предложить, а также, как это будет отражено на стоимости.

Самый популярный тариф – «То, что нужно». Это золотая середина: сумма до 500 тыс. рублей, минимальный процент (1,5%) и оптимальный срок – 10 дней. За это время в 90% случаем клиент успевает получить груз у себя на складе отгрузить конечному покупателю, получить оплату и расплатиться с нами.

Как видите, в каждом тарифе четко прописаны процентная ставка и срок, на которых выдается займ. При этом процент не индексируется в зависимости от роста курса валют, и никаких залогов имущества предоставлять также не надо.

Чтобы получить займ от «Транссертико», нужно пройти 4 основных шага:

1. Направить заявку.

2. Пройти проверку службы безопасности.

3. Подписать соглашение.

4. Использовать денежные средства в любых целях: начиная с закупки товара и заканчивая расходами на логистику и таможенное оформление.

Подчеркну, мы воспринимаем клиента как партнера, и, поэтому, рассматривая заявку на займ, всегда делаем аудит конкретного кейса: смотрим, насколько именно этот размер займа актуален под данную задачу. Нам важно обеспечить клиенту предоставление качественной логистической услуги и продолжить плодотворное сотрудничество.

Отсюда также и относительно небольшой размер комиссии для краткосрочных займов. Для нас это не основной источник дохода. «Транссертико» стремится оказать участнику ВЭД сервис в режиме «единого окна»: логистика, таможенное оформление, юридическое и финансовое сопровождение.

Небольшой размер комиссии также связан с тем, что у нас партнерские отношения с банком. Мы подтверждаем свою деятельность большими оборотами, пользуемся их зарплатными проектами и овердрафтами. Поэтому продукты и даются нам на столь выгодных условиях.

Подробнее о сервисе вы можете узнать у наших менеджеров на сайте компании.

Перекресток долговых дорог

Резюмируя, мы подготовили для Вас инструкцию из топ-5 рекомендаций, которые помогут Вам получить займ и эффективно его использовать:

1. Рассчитайте логистику грамотно

Если Вы начинающий предприниматель, нужно обязательно получить экспертную оценку своего бизнес-плана перед тем, как запрашивать сумму займа. Например, «Транссертико» предлагает вам провести таможенный аудит. В итоге Вы сможете получить подтверждение либо опровержение тех затрат, которые заложили. Мы, как логистическая компания и таможенный представитель, можем объективнее рассчитать, какие именно затраты потребуются.

2. Внимательно определите затраты на займ

Получая предложение по авансированию или займу логистической компании, важно понимать, какие затраты ложатся на вас. Нужно рассчитывать все проценты, сроки и обязательно учитывать пени. Не забыть нужно и об индексации процентов, которая может быть прописана в договоре. Не стоит рассчитывать на то, что все пройдет гладко и вы уложитесь точно в срок. Нужно всегда прогнозировать то, что вы можете сбиться по срокам, потому что мы имеем дело с логистикой, в которой много переменных.

3. Всегда управляйте бизнесом «в белую»

Работать в правовом поле очень важно. В первую очередь, для участников ВЭД. Это помогает получать преференции у банков и компаний-партнеров, а также использовать такие продукты как «VED-Money». Если бизнес ведется непрозрачно, это все видно и служба безопасности может отказать в займе.

4. Подписать выгодное соглашение с банком/логистической компанией

Важно бережно относиться к тем залоговым обязательствам, которые прописаны в соглашении. Сразу исключаем все неприятные сюрпризы.

5. Рационально используйте заемные средства

Нужно чтобы в логистической компании пояснили, какой объем заемных средств подходит именно под ваш кейс. Также необходимо, чтобы в соглашении была прописана возможность быстрее вернуть заемные средства. Если партнер дает вам займ на долгосрочный период, должно быть прописано, что вы можете его вернуть досрочно. Потому что тогда можно сделать перерасчет и сэкономить на процентах. Очень часто прописывается срок без возможности досрочного погашения. Это тоже большой минус, который может негативно сказаться на бизнесе.

Благодарим компанию «Транссертико» за активное участие в подготовке статьи

Тэги: Финансовое авансирование, Транссертико, экспорт, импорт, ВЭД, кредитование, закупка товаров, РЭЦ, банк
24.04.2019

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх