Не нужно помнить все трещинки

Как сети бытовой электроники внедряли единые стандарты логистики

oleg_tuzikov.jpg Олег Тузиков
шеф-редактор



10 сентября на конференции «Оптимизация цепи поставок от производителя до ритейлера», организованной Советом профессионалов по цепям поставок, выступил, в частности, руководитель департамента управления данными компании «М.Видео» Игорь Татаренко. Он рассказал аудитории о своем опыте внедрения единых стандартов в логистике и работе с упаковкой. «Логирус» предлагает вам наиболее интересные фрагменты этого яркого рассказа.

«В 2012 году на рынке бытовой электроники произошло революционное событие, которое повлияло на все дальнейшие процессы в этом бизнесе. Причем само событие можно называть экспериментом, который сам по себе не удался, но оказал влияние на очень многое.

Вместе с компанией ECR Russia шесть торговых сетей решили создать так называемый электронный каталог – некий облачный сервис, где все торговые сети получали бы информацию о товарах от поставщиков путем простого нажатия кнопки. Проект не получился, он до сих пор не запущен, но работа над ним привела к тому, что крупнейшие торговые сети сели за один стол и стали разговаривать о едином стандарте данных.

Начали мы с самого простого, с области, в которой нет никакой конкуренции – с логистических мастер-данных: штрих-коды, размеры, вес и т.д. Здесь у всех приблизительно одинаковые требования. Мы договорились о едином формате логистических данных, который сейчас активно используется на всем рынке бытовой электроники, и это стало первым шагом в направлении унификации.



Так как с ESR Russia ничего не получилось, мы обратились к самой большой российской ассоциации, объединяющей всех игроков бытовой электроники – РАТЭК. Обратились с инициативой о создании единого центра по стандартизации и унификации требований к товарам. Было принято решение создать рабочую группы, а я стал ее руководителем. Задача была простой: поставщикам и торговым сетям надо начать договариваться и внедрять дешевые, простые и удобные для всех правила.

Начали мы с того, что прописали и внедрили стандарты управления так называемыми потребительскими документами. Это инструкции по эксплуатации, сертификация, гарантийные талоны и многое другое. Договорились сначала торговые сети, и сейчас у всех торговых сетей в договорах с поставщиками прописаны единые требования по документации: как товар должен приходить, где он должен лежать, что должно быть наклеено на нем и так далее.



Вторым документом стали единые требования по упаковке и ее маркировке. Когда мы только начали работать с этим, выяснилось, что у сетей существует множество всевозможных, порой совершенно необъяснимых требований: условно говоря, в «Эльдорадо» надо с одной стороны штрих-код клеить, в «М.Видео» – с другой, и тому подобное. Договорившись о едином подходе к этому вопросу, мы объявили о нем рынку и освободили поставщиков от бесконечных перемаркировок, наклеек и адаптации продукта для каждой торговой сети в отдельности.



В процессе обсуждения именно логистических требований к поставкам все торговые сети обратили внимание на то, что каждая из них тратит очень много времени и средств, в том числе вместе с поставщиками, на обработку товаров на своих складах: борьбу с нарушениями, опозданиями, отбраковку и так далее. Поэтому следующей задачей стала договоренность о том, что понимать под качеством поставок. Рассуждения о том, кто хороший, а кто плохой, не имеющие под собой какой-то статистики и критериев, эмоциональны и беспредметны. На базе рабочей группы мы создали простейшую таблицу с шестью видами нарушений: опоздания, проблемы с документами, вопросы с мастер-данными, количественные расхождения, брак и ошибки в паллетировании. Этот формат лег в основу KPI всех поставщиков и всех крупнейших торговых сетей. Теперь все общаются между собой на одном языке и не оперируют терминами «хороший-плохой». Все измеряется в проценте нарушений и в проценте заказов, выполненных на «отлично».



В 2013 году все торговые сети, и это тоже стало, по сути, революцией, определили, какой товар считать бракованным, а какой нет. До внедрения единого документа у части сетей были какие-то собственные документы и нормативы, а у части не было вообще никаких документов, и каждый кладовщик самостоятельно решал, что хорошо, а что плохо. Это вносило неопределенность в отношения при приемке товара. Поставщики, отправляя товар в ту или иную сеть и даже на тот или иной склад, не понимали, примут его или не примут, придерутся или нет. Я уже не говорю о том, что это большое поле для коррупции.

Так вот, в 2013 году был принят единый документ для всего рынка бытовой электроники, разбитый по логистическим категориям. В этом документе были прописаны все допуски. На данный момент он размещен в зоне приемки каждой торговой сети, а у «М.Видео» на каждых воротах. Этот документ сквозной: прописанные в нем правила действуют для логистического оператора, для сервиса по установлению претензий и при приемке в магазин.

Почему я говорю, что этот документ революционный? Он оказал на рынок очень большое влияние. Так как раньше не было единых правил, можно было отбраковывать товар на складе поставщика: в сеть с не очень строгими требованиями можно было возить чуть порванное, а кому-то, кто злее всех, нужно было возить, что получше. Когда все стали работать по единым требованиям, мы смогли добиться того, что товар сортировался уже на складе поставщика – стало понятно, что можно везти, а что уже нельзя, независимо от названия торговой сети и конкретного склада.

Простые и понятные правила, отсутствие двойных стандартов, естественно, оказали влияние в целом на качество поставок, потому что нельзя на каком-то конкретном складе говорить: вот здесь смотри, а здесь не смотри, если везешь в «М.Видео», то обращай внимание на трещины, а если в другую сеть, то не обращай.

О формате паллетирования: все торговые сети договорились использовать формат, который используют сети, имеющие центральные склады и не использующие кросс-докинг – это шестиярусное хранение с обычными европаллетами. Таким образом, за исключением Меdia Markt и DNS, которые используют кросс-докинг, это формат удовлетворяет требованиям всех сетей.



На основе всего вышеперечисленного родился формат, который позволял снизить количество ошибок и приводил к снижению затрат. Мы назвали его «Чистый сток». Эта система относительно проста, но пока что используют ее далеко не все. Товар на входе поставщика сразу проверяется по единым мастер-данным, по требованиям маркировки, укладывается и паллетируется в соответствии с едиными правилами, а также еще на входе по единым правилам отбраковывается. В итоге мы на стоке получаем полностью готовые к отгрузке кубики. С ними больше ничего не нужно делать – ни переклеивать, ни наклеивать стикеры, ни докладывать инструкции, ни перепаллетизировать, ни вспоминать, кому надо стрелочками вверх, а кому – стрелочками вниз. Куда бы мы ни собирались отгрузить тот или иной кубик, он всем и везде подойдет.



Таким образом, те, кто стал использовать «Чистый сток», значительно сократили время на подбор товара и количество ошибок. Известно, что перед отгрузкой, особенно в высокий сезон, начинать быстро что-то сортировать, вспоминать о требованиях той или иной торговой сети тяжело. Я уже не говорю про недогрузы товара. С этим сталкивались многие: когда на склад падает задание на отгрузку в ту или иную торговую сеть, начинается сборка заказа, и тут выясняется, что этого нет, того нет, это разбито, а то не соответствует. Для того, чтобы понять масштаб проблемы, приведу цифры: у всех поставщиков, которые пока не используют систему «Чистый сток», имеется десять процентов недогруза – заказы сетей выполняются не до конца, склады загрузки не могут собрать заказы полностью.

На данные момент девять торговых сетей поддерживают те или иные стандарты, разработанные рабочей группой. В этом году к нам присоединился Holodilnik.ru, «Юлмарт» и DNS.

В 2014 году мы задали вопрос всем нашим единым поставщикам, какие из стандартов рабочей группы они используют в своей работе. Видно, что данные по документации используют все поставщики, а дальше цифры идут по убыванию.



Ну, и напоследок обещанное про изменение упаковки. В этом вопросе рабочая группа тоже очень активно работает с поставщиками. Первое, что мы слышим в течение многих лет, когда предлагаем что-то поменять, сделать лучше, это слово «невозможно». Так вот, все возможно.



Мы выезжаем на заводы, встречаемся с технологами, приглашаем к себе на склады, и это дает результат. Например, завод, производящий всем известные утюги «Тефаль», так же, как и все остальные производства, экономил на упаковке – любое производство экономит, их вообще не очень интересует, что нужно ритейлу. Их мастер-боксы из термоусадочной пленки были очень дешевы, не выдерживали никакого штабелирования и никакой нагрузки вообще. Десять лет из российского представительства Группы СЕВ шли письма во Францию, что терпеть это уже невозможно, приходит много брака и дальше так нельзя – не помогало. Мы съездили во Францию, встретились с директором завода, все рассказали, объяснили – через полгода уже были результаты. Появился более плотный картон и, самое главное, картонный мастер-бокс, и количество брака сократилось в несколько раз. Другие примеры, которые вы видите на фото, тоже потребовали посещения заводов, потому что через представительство очень тяжело что-то передавать.





У Liebherr мы не изобрели ничего нового, просто уменьшили упаковку на полтора сантиметра, после чего она перестала волочиться по полу и рваться. И, так как у них нет верхних клапанов, попросили укрепить пенопласт. На калужских заводах Samsung и LG просто стали проклеивать углы скотчем, в результате стрейп-ленты перестали прорывать упаковку и царапать продукцию. Согласитесь, простое решение, а количество брака сократилось в разы, потому что за стрейп-ленту хватались и будут хвататься всегда.





Я хочу сказать, что все возможно, просто надо с проблемами работать, и эта работа обязательно благотворно повлияет на рынок». LR


17.09.2015

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости


Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Личные трудности Лучшие люди Раскопки Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх