«МаксиПост»: «На рынке нас либо ненавидят, либо любят. А это хорошо...»

Исполнительный директор «МаксиПост» Алексей Прыгин о том, как компания начала новую жизнь и решила «покорить» весь мир

Виктория Чуланова Виктория Чуланова
шеф-редактор
Анастасия Жадаева Анастасия Жадаева
специальный корреспондент



Еще в далеком 2016 году в России курьерскую компанию «МаксиПост» выкупил фулфилмент-оператор Itella, российская «дочка» финского почтового оператора Posti Group. Спустя еще два года курьерская служба сменила владельца и вышла из состава финской компании.

Новым владельцем «МаксиПост» стал Денис Иванников – экс-глава логистической компании IML, основатель и CEO ApiShip.

И уже начиная с 2018 года в компанию вдохнули новую жизнь. Во-первых, появился совет директоров. Каждый его участник сразу же получил в подарок новенькую BMW. Во-вторых, «Максипост» начала агрессивную экспансию внутри России за счет покупок профильных компаний. Далее служба курьерская доставки вышла на международный рынок, сначала нацелились на Поднебесную, купив китайскую компанию. И, наконец, сейчас «Максипост» открывает офисы в Африке, планирует покорить Нигерию и ЮАР.

Денис Гиниятов, генеральный директор GTE Logistics

Все эти годы «у руля» компании стоял Алексей Прыгин, опытный эксперт по курьерской доставке и рынку e-commerce. Во времена сотрудничества с Itella он был генеральным директором. Теперь он член Совета директоров и вице-президент по коммерции. Он и рассказал «Логирусу», как ему новенькая BMW X6, новый офис и сумасшедшие ритмы доставки для e-commerce, в которых живет компания сегодня. А также, каким образом «МаксиПост» планирует организовывать курьерскую доставку в Африке, насколько здесь увеличили объем заказов в день и какие еще наполеоновские планы у компании.

Алексей, с марта 2016 года компания Itella являлась собственником компании «МаксиПост», а уже в июне ваша курьерская служба снова сменила владельца. Расскажите, как получилось, что «МаксиПост» дважды сменила владельца за такой короткий промежуток времени?

Компания «МаксиПост» вошла в составPosti Group в марте 2016 года. В свою очередь, Itella как представитель Posti Group осуществляла контроль за деятельностью нашей курьерской службы. А спустя год Николай Воинов (LR: на тот момент генеральный директор Itella в России) ушел в DPD и на его место пришел Юсси Куутса.

И пока новый руководитель «входил в бизнес», у Itella полностью поменялась политика. Изначально, согласно ее стратегии развития, планировалось создать полный спектр услуг по всей России, в том числе «последнюю милю». Но в итоге компания решила сфокусироваться на профильном для нее направлении – транспортной логистике.

Договор между бывшим владельцем и по совместительству генеральным директором «МаксиПост» Натальей Капацинской и Itella заканчивался летом 2018 года, под этим сроки мы и «подгадали» продажу.
За месяц до окончания договора руководство Posti Group попросило нас найти покупателя для «МаксиПост». У меня было три кандидата. Однако я уже давно знал Дениса Иванникова и решил сначала обратиться к нему. За один вечер было принято решение, что он купит компанию, а на следующий день мы начали оформлять сделку. Все сделали за два месяца.

Покупка состоялась летом прошлого года. В итоге, я считаю, всем очень повезло: «МаксиПост» нашел нового идейного лидера, а Денис – крепкого игрока рынка, которого он может развивать с учетом своего опыта (LR: Денис Иванников – экс-глава курьерской службы IML).


«За один вечер было принято решение, что он купит компанию, а на следующий день начали оформлять сделку. Все сделали за два месяца»


Что изменилось в компании со времен прихода нового владельца?

Когда Денис только пришел, он, как здравый руководитель, ничего не трогал. Потом он постепенно начал делать какие-то преобразования, в том числе на уровне отношения людей к своей работе. В компании появился мощный драйв, Денис сумел зарядить людей позитивом, нам всем стало веселей работать, все пошло быстрее. Люди начали привыкать к тому, что происходят изменения.

Денис постоянно придумывает и довольно быстро воплощает в реальность всякие маркетинговые «штуки», которые и сотрудников мотивируют, и компанию отлично продвигают. Как-то он сказал: «Леха, давай мы всему совету директоров купим X6». Я ответил, что он ненормальный, ведь это большие деньги. Денис в ответ: «Ты не понимаешь». А я действительно не понимал.

А оказалось очень действенно – теперь все руководство ездит на брендированных автомобилях, и узнаваемость на рынке благодаря множеству фотографий в соцсетях и «сарафанному радио» резко повысилась. Кто-то восхищается («крутая компания»!), а кто-то кончено и завидует. На рынке нас либо ненавидят, либо любят. А это хорошо, когда людям небезразлично. Мы та успешная компания, куда люди приходят и хотят работать, получать удовольствие от этого.

«Как-то он сказал: «Леха, давай мы всему совету директоров купим X6, кто захочет»


Как менялась стратегия, что конкретно вы изменили в доставке по России за это время?

Например, уже в ноябре купили новый парк машин: 30 Lada Largus и 10 «ГАЗелей», стали доставлять крупногабаритные грузы. Основные действия были направлены на то, чтобы укрепить инфраструктуру и расширить зону доставки.

Многие курьерские службы России всегда плохо доставляли в Московскую область. Проще и дешевле было доставить в Новосибирск, чем туда просто потому, что в Новосибирске концентрация покупателей низкая. Чтобы настроить этот сервис, мы купили компании Logsis и «Шустрый заяц», которые как раз умели быстро и качественно доставлять посылки в Московскую и Ленинградскую области.

Благодаря им за полгода увеличили объем заказов только в Подмосковье с 50 до 1500 в день, это отличный рост.
Также мы объединили курьеров, склады с нашими новыми приобретениями, благодаря чему существенно усилили команду доставки и по Москве, и по другим городам-миллионникам.

«Благодаря им за полгода увеличили с 50 заказов до 1500, это отличный рост»


Как «МаксиПост» будет покорять международный рынок?

Россия – достаточно небольшой по меркам e-commerce рынок. Чтобы расти принципиально другими темпами, чем раньше, надо выходить на глобальный уровень. Сначала мы купили компанию в Китае – это платформа, которая специализируется на консолидации и отправке посылок из Китая по всему миру (у нас контрольный пакет).

Параллельно занимаемся Казахстаном, Белоруссией и Украиной – прощупываем возможности для экспансии на рынки СНГ. Уже какие-то тесты отправляем туда – сюда, в том числе из Китая.

В мае открыли компанию в Нигерии, юридически она почти готова. Сначала мы туда съездили пообщались с представителями онлайн-ритейла и воодушевились идеей. Там все хорошо с точки зрения e-commerce – у рынка большой потенциал (Нигерия и ЮАР входят в пятерку самых развивающихся рынков e-commerce Африки), но все плохо с точки зрения логистики. Нормальных операторов нет, госпочте никто не доверяет, посылки доходят до адресата редко. У нас, когда «Почтой России» отправляешь, понимаешь: посылка опоздает, но доедет. А в ЮАР ты сидишь и думаешь: приедет или не приедет. Так что им интересны другие, альтернативные каналы доставки. Мы решили, что сейчас самое время занимать этот рынок.

«У нас, когда «Почтой России» отправляешь, понимаешь: посылка опоздает, но доедет. А в ЮАР ты сидишь и думаешь: приедет или не приедет»



Какими будут представительства «МаксиПост» в Африке?

Первый офис появился в портовом городе на юго-западе Нигерии – Лагосе, который также является самым густонаселенным на материке.

Это будет классическая курьерская служба. Мы постараемся завоевать доверие к интернет-магазинам благодаря тому, что будем довозить посылки до адресатов. Делать это будем через внедрение тех технологий, бизнес-процессов и сервисов, которые мы годами отрабатывали здесь, в России: складирование, хранение, сортировку, комплектацию, а также наложенные платежи, частичный выкуп/возврат, примерку и так далее. Даже систему работы с персоналом туда «повезем» – все, что касается подбора, обучения, мотивации, контроля за персоналом.

Мы уверены, что рынок постепенно потянется, появится конкуренция. В Нигерии находятся 40% интернет-магазинов, там их площадки. За счет своих компетенций и знаний будем завоевывать позиции и долю рынка на африканском континенте.

Какие вызовы и тренды ждет российский e-commerce в ближайшие 5-7 лет?


Мы живем в прикольное время, когда за трендами можно не только наблюдать со стороны или ожидать их появления, – мы можем в них участвовать: беспилотные автомобили, роботы, автоматизация и так далее.

Уже постепенно уходит в прошлое куча профессий, так как их автоматизировали: диспетчер, продавец, официант, бармен и так далее. С одной стороны, безработица – это плохо, а с другой – нам предстоят качественно новые автоматизированные процессы, где есть умный робот, у которого продуктивность как у 10-20 человек.

В Китае, например, я видел круглый сортер (ездит по кругу). Работает он так: в середине сортера стоят два человека, и они по очереди кладут на него посылочки. Представьте, какими мелкими и насколько разногабаритными они могут быть в китайских интернет-магазинах. У этого сортера производительность – 80 тысяч посылок в час! А если машина будет класть посылки на ленту, а не человек, то производительность станет еще больше!


«С одной стороны, безработица – это плохо, а с другой – нам предстоят качественно новые автоматизированные процессы».


Кто перестанет быть нужен в курьерской доставке?

Водители. Беспилотники – это уже почти настоящее, еще чуть-чуть, и мы с вами станем свидетелями новой эпохи доставки без водителей и курьеров. Да, с точки зрения законодательства, это пока не урегулировано. Но у нас в России есть биткоины, которые тоже существуют вне четких законодательных границ. Если эволюция идет вперед, «законодатели» ничего не могут сделать.

В Россию много из того, что уже тестируется в других странах пока не пришло. Но нам есть чему поучиться у коллег. В том числе, и поэтому «МаксиПост» вступает на тропу международной логистики.

Тэги: МаксиПост, курьерская доставка, e-commerce, интернет-магазины, Африка, Китай, Алексей Прыгин
10.06.2019

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх