Как интернет-магазины в сказку попали

Глава «МаксиПост» Алексей Прыгин о больном рынке экспресс-доставки

oleg_tuzikov.jpg Олег Тузиков
шеф-редактор

Алексей Прыгин Казалось бы, еще совсем недавно Алексей Прыгин регулярно радовал читателей «Логируса» невероятно смешными байками из рубрики «будни работника курьерской службы». Однако прошло немного времени, и веселые истории от Прыгина, которые мы по-прежнему хотим услышать, сменились не то чтобы душераздирающими, но располагающими к глубоким вздохам. Мы уверены, что это скоро пройдет.

Алексей, в каком состоянии, на ваш взгляд, сейчас находится рынок курьерской службы?
– Для рынка наступили тяжелые времена. Он болеет, и кризис – скорее катализатор, чем причина недомогания.

И что за симптомы у этой болезни?
– Чем здоровый рынок отличается от больного? Нормальной, здоровой конкуренцией, когда все игроки находятся в равных условиях, платят одинаковые налоги и конкурируют между собой за счет качества продуктов и услуг. Так вот, рынок курьерской доставки перестал быть местом здоровой конкуренции. Качество сервиса ушло на второй план. Сегодня больше шансов победить имеет не тот, у кого сервис лучше, а тот, у кого цена ниже. Это нездоровая ситуация, на рынке много «серых» компаний, работающих по другим правилам.

Еще недавно вы говорили о том, что, несмотря на кризис, удалось сдержать массовый демпинг, и рынок не упал катастрофически…
– Все так и есть. Многие и вправду пытались демпинговать, и стоимость курьерских услуг в целом по рынку подешевела. Но в силу определенного запаса прочности (оборот, репутация, качество услуг) большинству крупных компаний удалось в прошлом году поддержать объем на стабильном уровне, остаться в рыночной цене и не уйти в убыток. Сегодня ситуация изменилась. Всех клиентов интересует только одно – тариф на услуги и возможность опустить его до беспредельно низких величин. Многие клиенты говорят: вы лучшие, мы хотим работать только с вами, дайте нам еще более низкую цену.

Знаете, как проходят сегодня многие тендеры на доставку? Участники (курьерские службы) дают цену, потом интернет-магазин – организатор тендера – показывает список без имен, но с ценами конкурентов, и предлагает опустить цену ниже их уровня. Ты опускаешь, а потом тебе снова высылают список – уже с новыми, еще раз упавшими ценами. И так до абсурда. Никого не волнует, что нельзя работать в убыток, что есть себестоимость, и ниже нее падать невозможно.

И как компании на это реагируют? Идут навстречу клиентам?
– Кто как. Есть компании, которые могут себе это позволить – это те, кто нарушает кассовую дисциплину или работает в «серую», то есть просто не платит налоги или платит, но не все, а значит, у них другая себестоимость и другие тарифы, они могут падать по цене гораздо ниже любого нормального легитимного бизнеса. Таких компаний достаточно много, и с ними иногда работают даже достаточно крупные интернет-магазины.

Но ведь это определенный риск для бизнеса интернет-магазина?
– И не один. Самый меньший – это провал по качеству. Снижение процента выкупа, например, даже на несколько пунктов не компенсирует низкие тарифы на доставку. Еще один риск, уже более ощутимый – в один прекрасный день проснуться без партнера, посылок и денег. Предел возможностей есть и у «нелегалов». Уже сейчас небольшие курьерки, особенно в регионах, начинают разоряться, и часто они уходят в небытие вместе с клиентскими деньгами. Но риски не только в этом. Не меньшая угроза – это элементарная проверка. Рано или поздно весь нерыночный бизнес попадает в поле зрения контролирующих органов. А сейчас, когда государство нуждается в свободных средствах, его действия по выведению на чистую воду такого рода структур становятся все активнее.

Почему вообще сложилась такая ситуация? Вы считаете, что дело не в кризисе? Если «виновник» не он, то кто?
– Все началось давно, еще в хорошие времена, в «золотой век» курьерской доставки: до 2014 года e-commerce стремительно рос, рубль был стабильным, цены на курьерские услуги тоже росли, и желающих попасть на эту поляну оказалось очень много. Тем более, что курьерский бизнес не требует больших стартовых инвестиций и затрат. Появилось множество новых игроков, которые хотели сделать бизнес на быстро растущем рынке и считали такой план достаточно простым для реализации. И их оказалось гораздо больше, чем онлайн-ритейл смог в конце концов «переварить».

Знаете, как проходят сегодня многие тендеры на доставку? Участники (курьерские службы) дают цену, потом интернет-магазин – организатор тендера – показывает список без имен, но с ценами конкурентов, и предлагают опустить цену ниже их уровня. Ты опускаешься, а потом тебе снова высылают список – уже с новыми еще раз упавшими ценами. И так до абсурда. 

Диспропорция спроса и предложения стала особенно очевидна после того, как рубль рухнул, покупательская способность упала, и интернет-торговля заметно снизила обороты. То есть кризис лишь ускорил выявление всех скрытых симптомов болезни, но не породил ее. В какой-то момент стало ясно, что количество курьерских служб непропорционально спросу на их услуги, их слишком много, рынок не успевает «переварить» это огромное предложение.

Что делать «нормальным» компаниям в этой ситуации?
– Затягивать пояса, оптимизироваться, насколько это возможно, и работать. Балансировать на грани безубыточности. «Нормальным» тоже деваться особо некуда, и в той или иной степени каждый игрок вынужден подчиняться общим правилам. Крупных интернет-магазинов по факту больше не становится. Их «гоняют» туда-сюда по кругу, предлагая все меньшую и меньшую цену. Вот для кого наступили сказочные времена. Клиент платит по минимуму, а получает по максимуму – все, что его душе угодно, плюс перламутровые пуговицы. Любые запросы клиентов сразу же выполняются – в рамках фиксированной цены они получают все больше и больше услуг без всяких доплат. Если раньше тарифицировалась каждая мелочь – брали доплату за доставку в выходные, за доставку после 18.00, частичный возврат и т.д., то сейчас все эти допсервисы «идут в пакете» в основном тарифе.

Но такой «рай» не может продлиться вечно…
– Да, как и любая болезнь. Пациент или выздоравливает, или умирает. Рынок болеет, его надо лечить, и выздоровеет он только тогда, когда все окажутся в равных условиях. Было бы очень эффективно лечение хирургическим путем – за счет «ликвидации» слабых и «серых», так выздоровление наступило бы быстрее. Но все будет происходить в большей степени естественным путем. Мелкие компании не смогут демпинговать до бесконечности и будут разоряться, что уже происходит, за ними начнут «сыпаться» средние. Те, кто не вольются в большие структуры, рано или поздно закончат свое существование. До остальных доберется налоговая. Идет передел рынка, его консолидация. Выживут, как и предвещал Дарвин, сильнейшие, способные за счет крепкой бизнес-модели и накопленных ресурсов пережить сложные времена, не теряя качества. LR

Тэги: МаксиПост, интернет-торговля, экспресс-доставка, Алексей Прыгин
18.02.2016

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх