Важней всего доставка груза, но есть другая суета

О том, какие правила и лайфхаки, помогут проектному логисту довезти груз, не растеряв по дороге время и деньги

Константин Гриневич Константин Гриневич
Генеральный директор логистической компании «Глогос проект»

Кто-то думает, что проектная логистика — это доставка груза из точки А в точку Б. На самом деле все не совсем так. В данном случае логист не просто везет груз, он одновременно управляет потоком документов, денег и времени. Цель состоит в том, чтобы доставить все это одновременно в назначенное место и в оговоренные сроки.

Поэтому мы приготовили для Вас топ-5 правил и лайфхаков, которые помогут проектному логисту и груз довезти, и время с деньгами по дороге не растерять.

Правило 1. Чем нежнее с подрядчиками, тем мягче с клиентами

Правило 1. Чем нежнее с подрядчиками, тем мягче с клиентами

Оценка стоимости промышленного негабаритного груза требует более комплексного подхода, нежели просто добавить 10% в стоимости товара. Хотя клиент, как правило, предпочитает именно такой вариант. Конечно профессиональные проектные логисты при подготовке коммерческого предложения анализируют размер и вес товара, количество грузовых мест, планируют маршруты, оценивают схему перевалки в портах, изучают характеристики транспортных средств. Не менее очевидно, что для подготовки коммерческого предложения логистических навыков становится недостаточно – нужно получить большое количество данных от различных подрядчиков.

При этом мы понимаем, что перед отправкой логистам приходится пересчитывать разные маршруты десятки раз. Но самое интересное не это, а то, что можно никуда в итоге и не поехать. Отменяют перевозки по разным причинам, вплоть до того, что передумали строить завод и производственная линия из Германии уже не нужна.

Одна, вторая, третья доставка отменились, и подрядчики, которым Вы отправляете запросы на ставки и тарифы, постепенно «выгорают». Специалисты либо начинают выдавать стоимость перевозки «с потолка», либо вообще отказываются помогать, причем не только по этому проекту, но и по другим тоже. Вот так логист теряет реальных подрядчиков из-за неопределенностей клиента.

Лайфхак №1. Научитесь грамотно фиксировать, хранить и использовать сделанные по другим проектам расчеты. Например, только в этом году мы обработали около полутора тысяч расчетов. Они включают в себя множество конфигураций, грузов и маршрутов. Поэтому при получении нового запроса не нужно сразу бежать и звонить подрядчикам, попробуйте найти нужные ответы в своих архивах. Когда научитесь, получите сразу два бонуса – рабочую базу подрядчиков и оперативность при обработке запросов потенциальных клиентов.

Правило 2. Надежный юрист сегодня – защищенный груз завтра

Правило 2. Надежный юрист сегодня – защищенный груз завтра

Нередко логист выступает на «линии огня» между покупателем и продавцом. Не искушенные в вопросах перевозки клиенты часто подписывают договора, при этом слабо анализируя транспортные условия. Когда зоны ответственности не очерчены, возникают такие проблемы как отсутствие возможности оплатить прибывший товар в порту. В итоге мы видим картину Репина «Приехали»: пока покупатель и продавец перекидывают ответственность друг на друга, за хранение набегает пеня, а вагоны, которые должны были из порта увезти груз, за это время уходят обратно с другим товаром. Конечно в данном случае больше всего пострадают продавец и покупатель, но и логиста этот ураган не обойдет стороной.

Лайфхак 2. Предложите своему клиенту экспертизу договора купли-продажи. Она может быть полной или частичной, которая анализирует только раздел «Транспортные услуги». Это позволит логисту еще до начала сотрудничества не только продемонстрировать свою компетентность перед будущим клиентом и повысить шансы на получение заказа, но и избежать неприятных моментов при транспортировке.

Еще один приятный бонус изучения и консультирования по договору – Вы можете влиять на его параметры. Например, подкорректировать, где именно будет проходить перевалка и каким транспортом повезут груз. Другими словами, если вы внесете некоторые вводные о транспортировке еще на уровне договора купли-продажи, в результате это облегчит исполнение контракта, а, возможно, и сэкономит денег.

Правило 3. Не тот логист, кто лишь груз доставит

Правило 3. Не тот логист, кто лишь груз доставит

Кто-то думает, что в главное проектной логистике – доставить груз с целости и сохранности, точно в срок и, желательно, недорого. Я уверен, что этого недостаточно, потому что перевозка – предприятие, которое облагается налогами и сопровождается документацией. И два этих понятия − минное поле для большинства логистов.

Вот Вам первый пример: российская логистическая компания при перевозке груза узнает, что должна оплатить НДС. Подрядчик компании – иностранный перевозчик, который платить НДС не будет, следовательно, в России заказчику налог возместить не смогут. Второй случай − НДС на перевозимый товар равен нулю. Но даже эту льготу можно потерять, если логист и таможенный представитель не смогут ее обосновать при оформлении.

Еще одна «головная боль» заключается в том, что иностранные партнеры (подрядчики, поставщики, производители) не смогут предоставить нужные для наших контролирующих органов счета-фактур, накладные и акты выполненных работ. Ну и конечно проблемы возникают с таможенным оформлением, поскольку ФТС России склонна «КТСить», из-за чего можно получить весьма болезненную пошлину.

Лайфхак 3. Помните, что доставка груза – это полдела. Грамотная проектная логистика включает в себя не только отправку товаров, но и управление потоками денежных средств и документов. Следовательно, нужно развивать свои компетенции в области налогообложения и таможенного оформления. Также советую не лениться. Смоделируйте заранее ситуацию, постарайтесь заблаговременно устранить проблемы.

Правило 4. Банкам тоже нужно знать, что такое логистика

Правило 4. Банкам тоже нужно знать, что такое логистика

В последнее время через российские банки крайне сложно перечислить деньги зарубежным подрядчикам. К международным платежам внимательно относится Центробанк РФ, поэтому необоснованный перевод может стоить большого штрафа или даже отзыва лицензии.

Трудности при переводе денежных средств возникают самые разные. Иногда непросто доказать, что компания, которая на рынке более 15 лет, на самом деле «живая», а не однодневка. Бывает и так, что банк требует пакет документов на русском языке, таких как договор, акт выполненных работ, накладная, счет. И специалистам важно, чтобы все это было подписано иностранной стороной. Как Вы понимаете, не всегда можно уговорить турецкого или китайского предпринимателя подписать документы на языке, который он не понимает.

Лайфхак 4. Развивайте навыки переговоров не только с партнерами и клиентами, но и с банками. Советую потратить время на обучение сотрудников банка логистике, убедите их в объективности предоставленных документов. Если не получилось, действуйте методом перебора.

Правило 5. Держите свои денежки, «на всякий», в сундучках

Правило 5. Держите свои денежки, «на всякий», в сундучках

Чем больше у логистической компании клиентов, тем больше среди них таких, которые настаивают на работе по предоплате. Бывает так, что клиент соглашаются на более высокую стоимость контракта, но при условии отсрочки платежа на 60 дней. Как же выполнить контракт без денег клиента? Брать кредит на выполнение проекта, маржинальность которого не превышает 7%, при актуальных ставках бессмысленно: весь доход, а может и больше, уйдет на погашение процентов.

Некоторые логисты соглашаются на отсрочку платежа в надежде перекрыть деньгами одного проекта «дырки» другого. Такой подход опасен непредсказуемыми последствиями. Например, клиент по первому проекту вовремя не вернул деньги, и логист не успел заплатить за машину по второму проекту. Далее цепочка неудач продолжается. Большегруз не приехал вовремя в порт, и контейнеровоз не смог выехать в срок. В результате – штраф за простой судна. Далее появляется еще одна лавина проблем из-за того, что логистическая компания не успела вовремя оформить таможенные документы. В итоге перед нами четыре тяжелых бизнес-препятствия из-за того, что клиент вовремя не перечислил деньги.

Лайфхак 5. Научитесь грамотно управлять существующими ресурсами. Для этого нужно освоить несколько несложных правил:

  1. Не забывайте вовремя требовать у клиентов очередной платеж;
  2. Не держите деньги в проекте слишком долго;
  3. Не злоупотребляйте перебрасыванием финансов из проекта в проект.


В 2009 году, когда я начинал, у меня еще не было ни флота в управлении, ни оборотных средств, но были навыки работы с огромными массивами информации. На мой взгляд, именно это помогло создать довольно успешную логистическую компанию, специализирующуюся на перевозке проектных негабаритных грузов. О том, что в логистике важно не только доставлять, я убедился на собственном опыте. Надеюсь, убедились и Вы!

Материал предоставлен логистической компанией «Глогос проект»


01.11.2017

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх