Таможенные штрафы на бюджет не намажешь

Административные санкции как защита бюджетных интересов больше не нужны

oleg_tuzikov.jpg Олег Тузиков
шеф-редактор

Александр Косов25 января 2016 года правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу РФ законопроект № 981889-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности за нарушение таможенных правил». Какова цель этих изменений, «Логирусу» объяснил партнер и руководитель практики таможенного и внешнеторгового регулирования юридической фирмы «Пепеляев групп» Александр Косов.

– Данный законопроект является вторым, разработанным ФТС России по инициативе представителей бизнес-сообщества во исполнение пункта 71 Плана мероприятий «Совершенствование таможенного администрирования» (утвержден распоряжением правительства от 29 июня 2012 г. №1125-р).

Напомню, что первый законопроект – №822516-6 – был внесен на рассмотрение законодателей 24 июня 2015 г., принят в первом чтении 22 сентября 2015 г. и запланирован на рассмотрение во втором чтении на март 2016 г.

Новый законопроект – это очередной этап в работе по инвентаризации составов административных правонарушений, предусмотренных главой 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в целях исключения неоднозначности описания диспозиций правонарушений и уточнения санкций, исходя из принципов их справедливости и соразмерности, совершенным правонарушениям и их последствиям, в том числе, с учетом обязательств России в связи с присоединением к Всемирной торговой организации (п. 3 ст. VIII Генерального соглашения по тарифам и торговле) и к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (стандартное правило 3.39 Главы 3 Генерального приложения к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур).

Система административной ответственности за нарушения таможенных правил в современном российском законодательстве была изначально сформирована Таможенным кодексом Российской Федерации в редакции 1993 года. При определении составов правонарушений, видов и размеров санкций в законодательстве первой половины 90-х годов законодателем учитывались реалии и потребности государства того периода: неразвитость таможенного и смежного с ним законодательства, отсутствие таможенной инфраструктуры надлежащего качества, криминогенность в сфере внешнеэкономической деятельности, вызванная отменой монополии государства на внешнюю торговлю, слабость финансовой системы, галопирующая инфляция, массовые случаи контрабандного вывоза стратегически важных сырьевых товаров, необустроенность границ и т. д.

Административные санкции за таможенные правонарушения (в том числе, конфискация товаров) служили целям защиты бюджетных интересов от неполучения таможенных платежей; внутреннего рынка от поступления на него импортных товаров вне государственного контроля и незаконного вывоза сырьевых товаров. Следует принять во внимание, что в 90-е годы прошлого века размер причитающихся к уплате таможенных платежей в отношении ввозимых товаров в совокупности мог достигать 80% стоимости товаров, а порой даже переваливать эту отметку.

Несмотря на значительные перемены в экономике и праве, многие составы правонарушений «дожили» до наших дней с минимальными правками, а также сохранили прежние виды и размеры административных санкций. В настоящее время вышеназванные задачи защиты фискальных интересов государства по недопущению на рынок товаров, не прошедших таможенного контроля, и пресечению незаконного вывоза отдельных товаров, решаются в таможенном законодательстве при помощи соответствующих механизмов, не требующих использования для этих целей административных наказаний.

Таким образом, административные наказания за таможенные правонарушения могут быть в настоящее время «очищены» от несвойственных им функций гарантирования бюджетных интересов и регулирования порядка поступления импортных товаров на внутренний рынок.

Учитывая изложенное, в законопроектах предлагается внести следующие основные изменения в главу 16 КоАП России:

  1. Отменить конфискацию товаров как санкцию за правонарушения, предусмотренные частью 3 статьи 16.1, частью 2 статьи 16.2, статьей 16.7, частью 1 статьи 16.9 (в части недоставки товаров) КоАП России.

  2. Дополнить часть 3 статьи 16.1, часть 2 статьи 16.6, статьи 16.8 и 16.11, части 3 и 5 статьи 16.12, статью 16.14, и часть 3 статьи 16.19 альтернативной санкцией в виде предупреждения;

  3. Снизить нижний предел административного штрафа, установленного в отношении юридических лиц следующими составами:

    • 16.2, ч. 3 – со 100 тыс. до 50 тыс. руб.;
    • 16.3 – со 100 тыс. до 50 тыс. руб.;
    • 16.4 – с однократной да одной второй незадекларированной суммы;
    • 16.7 – со 100 тыс. до 50 тыс. руб.;
    • 16.12, ч. 3 и 5 – со 100 тыс. до 50 тыс. руб., но с увеличением верхнего предела с 300 тыс. до 500 тыс. руб.;
    • 16.15 – с 20 тыс. до 5 тыс. руб.;
    • 16.19, ч. 2 – с однократной да одной второй стоимости товаров;
    • 16.19, ч. 3 – со 100 тыс. до 50 тыс. руб.;
    • 16.20, ч. 1 – с однократной до одной второй стоимости товаров;
    • 16.22 – с 50 тыс. до 20 тыс. руб.

  4. Изменить диспозиции составов, предусмотренных следующими статьями:

    • 16.2, ч. 2 – в целях исключения наступления административной ответственности за указание неверного кода ТН ВЭД ТС при условии, что описание товаров заявлено в таможенной декларации достоверно и полно
    • 16.7 – дополнение диспозиции указанием на последствия предоставления декларантом таможенному представителю недостоверных сведений – уклонение от уплаты таможенных платежей.
  5. установить возможность освобождения от ответственности по ч. 1 ст. 16.2 в случае добровольного обращения декларанта или таможенного представителя в таможенный орган, за исключением стратегически важных товаров и ресурсов. Напомню, что по ч. 2 ст. 16.2 аналогичная норма уже введена Федеральным законом от 12.02.2015 № 17-ФЗ.

По мнению экспертов предпринимательского сообщества, данные изменения представляют собой существенный шаг в направлении обеспечения справедливости и соразмерности наказаний за таможенные правонарушения. Вместе с тем, данная работа не окончена, и в настоящее время продолжается обсуждение поправок, предложенных бизнесом, но не вошедших в указанные выше законопроекты. LR

Тэги: таможенное декларирование, штрафы
02.02.2016

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх