Попрощаться бы с налогами, но мечтать не вредно

О том, какие меры поддержки логистические компании уже получили, и на что им лучше даже не надеяться

Марина Сергученкова Марина Сергученкова
новостной редактор




В связи с продлением нерабочего периода, введенного из-за эпидемии новой коронавирусной инфекции, до 30 апреля, логистический бизнес в России столкнулся с целым рядом проблем.

Во-первых, из-за закрытия части промышленных предприятий в РФ и мире грузовая база с конца марта начала снижаться. По оценкам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), в целом по России по итогам первых пяти дней карантина (30 марта – 3 апреля) среднесуточная экономическая активность[1] упала на 11-13%. В Центральном федеральном округе данный показатель сократился еще сильнее – на 14-16%. В отсутствие оперативных сообщений властей об экономических индикаторах на фоне пандемии коронавируса, экономисты ЦМАКП основывают свою оценку на интенсивности электропотребления как важнейшего косвенного индикатора экономической активности.


Источник: Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования

Экономическая активность первой недели «карантина» с 30 марта по 3 апреля

Во-вторых, в отдельных регионах РФ все-таки были введены ограничения для межрегиональных и международных автомобильных грузоперевозо, в том числе, осуществляемых транзитом. Даже несмотря на то, что премьер-министр России Михаил Мишустин подчеркнул недопустимость перекрытия административных границ между регионами. Так, например, в Краснодарском крае перевозчиков заставляют оформлять спецпропуска. О данном факте Минтранс РФ 7 апреля проинформировала Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП).

– Необходимость получения отдельного пропуска в каждом из субъектов РФ, по территориям которых выполняется перевозка груза, и отсутствие в широком доступе информации об условиях их выдачи уже приводит к образованию очередей в органах, уполномоченных выдавать пропуска, простоям транспортных средств, срыву сроков доставки грузов и финансовым потерям грузовладельцев и перевозчиков, – подчеркнул генеральный директор АСМАП Александр Курушин.

Во-третьих, в следствие ужесточения санитарно-эпидемиологического контроля при прохождении госграниц общее транзитное время доставки грузов в среднем выросло на 2-4 дня. Кроме того, сокращается количество действующих погранпереходов. Например, с 7 апреля Украина временно закрыла четыре пункта пропуска из пяти на границе с РФ в Белгородской области. На аналогичные меры пошел и Китай. Однако введенные ограничения на автоперевозки продлились недолго: всего дня – с 6 по 7 апреля.

В-четвертых, вводятся различные ограничения на экспорт тех или иных товаров. Так, например, Минсельхоз РФ ввел квоту на экспорт пшеницы и меслина, ржи, ячменя и кукурузы за пределы ЕАЭС. До 30 июня за пределы Союза также нельзя продавать репчатый лук, чеснок, репу, рожь, рис, гречиху, просо, крупу, муку грубого помола и гранулы из зерна злаков, обрушенное гречневое зерно, готовые пищевые продукты из гречки, дробленые и недробленые соевые бобы и семена подсолнечника. Это ограничение было установлено Евразийской экономической комиссией.

Как в сложившейся ситуации Правительство РФ намерено спасать экономику в целом и отрасль грузоперевозок, в частности? Во сколько транспортно-логистическим компаниям обойдется карантин? Как сильно сократятся объемы грузоперевозок по итогам года? Сколько времени потребуется компаниям, чтобы восстановиться от «коронавирусных шоков»? А кому и вовсе не суждено пережить кризис?

Дать оперативные оценки и сделать долгосрочные прогнозы «Логирусу» помогали:



Александр Лашкевич 
директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии»
Александр Лашкевич
Георгий Аликошвили 
генеральный директор ГК Pony Express
Георгий Аликошвили
Алексей Чиняков 
коммерческий директор компании «ТРАСКО»
Алексей Чиняков
Тарас Коваль 
эксперт Национальной Ассоциации предприятий автомобильного и городского пассажирского транспорта
Тарас Коваль
Валерий Войтко 
координатор ассоциации «Дальнобойщик»
Валерий Войтко
Марианна Чугаева 
председатель правового комитета НП «Гильдия профессиональных участников ВЭД «ГЕРМЕС», эксперт Ассоциации СРО «Национальное объединение таможенных представителей»
Марианна Чугаева
Ярослав Кабаков 
директор по стратегии ИК «Финам»
Ярослав Кабаков
Дмитрий Баранов 
ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»
Дмитрий Баранов
Людмила Симонова 
к.э.н., управляющий партнер M.A.Research
Людмила Симонова
Лора Накорякова 
руководитель центра социально-экономических исследований Центра стратегических разработок (ЦСР)
Лора Накорякова
Елена Шутюк 
коммерческий директор IML
Елена Шутюк

Первый антивирусный и антикризисный пакет мер

Согласно результатам опроса Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), 69% предпринимателей в России считают, что пандемия коронавируса окажет максимально негативное влияние на российскую экономику. Исследование было проведено в период с 28 марта по 3 апреля среди индивидуальных предпринимателей и собственников малого и среднего бизнеса в восьми федеральных округах. Всего было опрошено 1 508 руководящих сотрудников. На основании ответов респондентов НАФИ составил топ-10 отраслей, которые больше всего пострадают от распространения коронавирусной инфекции.

Источник: НАФИ

Какие отрасли российской экономики больше всего страдают или могут пострадать от распространения коронавируса?

Свой список наиболее пострадавших от ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции, утвердило и Правительство РФ. Перечень содержится в приложении к постановлению №434, и он состоит из девяти отраслей. В числе прочих в документе упоминается сегмент авиа и автомобильных грузоперевозок.

Кроме того, сейчас идет активная работа по обновлению перечня системообразующих предприятий России. По разным данным, в него уже включили более 600 компаний из самых разных отраслей экономики. В распоряжении редакции имеется копия письма министра экономического развития РФ Максима Решетникова министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Владимиру Якушеву. В документе, датированном 23 марта, содержится предварительный перечень системообразующих организаций. В этом списке фигурируют такие транспортные компании, как РЖД, Трансконтейнер, «Деловые Линии», судоходная компания «Прайм Шиппинг», ПГК, Ресурстранс, Агро-авто, Новотранс и ПЭК. В то же время в перечень не включили ни одного российского экспресс-перевозчика.

– Во-первых, эти списки составлялись не совсем прозрачно. Во-вторых, судя по всему, они составлялись профильными министерствами. Однако одна часть логистических компаний относится к Минтрансу, а другая – к Минкомсвязи. В частности, к нему относимся и мы. Какова была логика по включению в перечень тех или иных компаний – сложно сказать. Но этот список не окончательный. Он может дополняться. И я думаю, что сейчас еще есть возможность обратиться в Правительство РФ с тем, чтобы в перечень включили хотя бы пятерку крупнейших российских экспресс-перевозчиков, – надеется генеральный директор Pony Express Георгий Аликошвили.

Включение хотя бы в один из вышеперечисленных списков – наиболее пострадавших отраслей экономики или системообразующих организаций – дает возможность компании рассчитывать на нестандартный, индивидуальный подход к регулированию своей деятельности, пояснил директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков. В том числе, на более широкие формы господдержки. А в ней, по данным оперативного исследования НАФИ, сейчас остро нуждаются 73% предпринимателей из сегмента малого и среднего бизнеса. При этом о мерах поддержки со стороны федерального Правительства слышали 70% респондентов, а вот со стороны региональных властей – только 36%. Чаще о необходимости помощи заявляли собственники малых предприятий с численностью сотрудников от 16 до 100 человек (79%).


Источник: НАФИ

Как повлияло на финансовые показатели предприятий распространение коронавируса?

– Я исхожу из позиции: меры поддержки со стороны государства необходимы. Любые. Но только реально пострадавшему бизнесу. Как это можно было бы определить? На мой взгляд, для ответа на этот вопрос важны два критерия: падение оборота на 30% и более в I квартале 2020-го, а также наличие положительной отчетности за последний квартал 2019 года, – считает эксперт Национальной Ассоциации предприятий автомобильного и городского пассажирского транспорта Тарас Коваль.

При этом падение оборота будет корректно определять по сравнению с результатами деятельности компании в предыдущем квартале либо в аналогично квартале 2019 года, уточнил собеседник «Логируса». А положительная отчетность подразумевает Положительный баланс и отсутствие долгов по налогам.

2 апреля Постановлением №409 Правительство утвердило первый пакет «антивирусных мер поддержки» малого и среднего бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей. Однако перечисленные в нем меры распространяются только на тех, кто занят в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением коронавирусной инфекции. В числе самых существенных послаблений: введение отсрочки в течение полугода по уплате всех налогов кроме НДС и кредитных платежей, а также предоставление льготных займов для выплаты зарплаты и неотложных нужд.

Постановление Правительства №439 предусматривает отсрочку по уплате аренды на все виды имущества: государственного, муниципального и частного. Однако арендаторам лишь рекомендуется эти самые отсрочки предоставлять. Взамен собственникам недвижимости обещают поддержку по уплате налога за имущество.

Кроме того, Банк России и Минэкономразвития начали прорабатывать возможность введения лизинговых каникул. В частности, предстоит решить, чем простимулировать лизинговые компании, чтобы те согласились предоставить бизнесу льготы. Один из инструментов – возможность получения дешевого фондирования в банке, отметил руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута.

«Союзные» просьбы о налогах, субсидиях и «коммуналке»

Несмотря на достаточно широкий перечень уже введенных мер поддержки бизнес-сообщество просило о большем. В разное время свои предложения в Правительство РФ направляли всероссийские общественно-деловые организации Торгово-промышленная палата РФ, Агентство стратегических инициатив, «Деловая Россия» и «Опора России», отраслевая ассоциация по развитию логистического рынка «Сообщество топ-менеджеров логистических компаний», а также уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов.

Все предложения можно условно разделить на несколько тематических блоков. Самый обширный включает в себя меры финансовой поддержки. В их числе:



• Отмена транспортного налога.

• Временная отмена, отказ от индексации платежей в систему «Платон» или введение временной фиксированной пониженной ставки.

• Снижение НДС для малого и среднего бизнеса до 10%.

• Выделение субсидий из федерального бюджета на частичное покрытие расходов транспортных компаний, в том числе уплаты лизинговых платежей.

• При условии сохранения предприятием рабочих мест, разрешить уплачивать страховые платежи в социальные фонды в размере 15% до конца 2021 года всем организациям и индивидуальным предпринимателям.

• Вернуть налогоплательщикам право самостоятельно выбирать и устанавливать дату определения налоговой базы по НДС.

• Установить для предприятий, пострадавших от коронавирусной инфекции, платеж в бюджет по всем видам налогов, включая НДС, единоразово по истечении налогового периода 2020 года. То есть в первом квартале 2021 года, с возможной реструктуризацией.

• «Заморозка» действующих энерготарифов на 2020 и 2021 годы, рассрочка по уплате 50% от цены на электроэнергию и газ в апреле-декабре 2020 года, а также запрет отключения коммунальных услуг для предпринимателей до конца 2020 года.

Второй блок касается изменения регламентов, процедур, условий и сроков взаимодействия с различными контрольно-надзорными органами:



• Расширить практику авансирования оплаты товаров и работ по госконтрактам до уровня 30% по контрактам с малым и средним бизнесом. Упростить процедуру участия субьектов малого и среднего предпринимательства (МСП) и самозанятых в исполнении госконтрактов, снизив требования к ним.

• Запретить взимать плату авансом за услуги инфраструктурных монополий.

• Обязать Росрезерв выкупить невостребованный запас социально-значимой продукции, который останется после коронавируса.

• Срок выдачи разрешений на движение тяжеловесного транспорта сократить с 16 дней до одних суток. Снять ограничения на оформление таких разрешений в электронном виде.

Третий блок предложений касается отмены различных ограничений, связанных с осуществлением грузоперевозок, а также упрощения ведения деятельности таможенными представителями:


• Разрешить перевозку делимых грузов тяжеловесным и крупногабаритным транспортом.

• Разрешить погрузку экспортных товаров со складов временного хранения на основании решений, имеющихся в инфобазах ФТС России. 

• В связи с высокой волатильностью валютных курсов размер обеспечения, необходимого для включения в реестр таможенных представителей, указывать в рублях, а не евро. А срок принятия ФТС решений об исключении юрлиц из реестра увеличить до 30 дней.


Есть и одно общее предложение. Оно касается расширения списка отраслей, которые признаны пострадавшими от распространения коронавирусной инфекции.

– Как бы не хотелось, но автоперевозчиков никто отдельно спасать не будет! Не нужно питать иллюзий. Транспортный налог и сборы в госсистему «Платон» не отменят, НДС не снизят, – считает координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко.

Отрасль грузоперевозок – это, в первую очередь, отрасль обслуживающая, добавляет собеседник «Логируса». Поэтому намного важнее сейчас сохранить, хотя бы частично, объемы производства, а также поддержать потребление. Ведь если будут грузы, транспортно-логистические компании выживут. А если «производство в стране схлопнется, машины превратятся в груду никому не нужного железа с колесами», резюмировал Валерий Войтко.

«Ведь если будут грузы, транспортно-логистические компании выживут. А если производство в стране схлопнется, машины превратятся в груду никому не нужного железа с колесами»

«Я к вам пишу – чего же боле?»

Судя по данным опроса НАФИ, первый «антикризисный пакет», одобренный Правительством РФ, учитывает некоторые пожелания бизнеса в части предоставления тех или иных мер поддержки.

Так, 66% опрошенных НАФИ предпринимателей считают, что им бы помогла отсрочка уплаты налогов либо их отмена. За предоставление субсидий и финансовой поддержки выступили 34% опрошенных, а за выдачу кредита без процентов или на льготных условиях – 21%. Помимо прочего, среди мер поддержки респонденты указали введение арендных (20%) и «кредитных каникул» (18%) и снижение либо отмену обязательных взносов в Фонд социального страхования (10%). К последним относятся платежи на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также взносы по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Источник: НАФИ

Какая поддержка со стороны государства помогла бы предприятиям справиться с последствиями коронавируса?

– Отмена платы в «Платон» и пересмотр коэффициентов транспортного налога помогут сэкономить десятки миллионов рублей, а отмена сезонных ограничений и весового контроля дадут возможность доставлять товары народного потребления по доступным ценам. Эти меры позволят транспортным компаниям и их клиентам выжить во время экономической нестабильности, что в перспективе сохранят для государства большое число крупных налогоплательщиков, – уверен директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич.

Кроме того, отрасль надеется получить от государства помощь в привлечении внешнего финансирования, добавил коммерческий директор компании «ТРАСКО» Алексей Чиняков. В комплексе с «налоговыми каникулами» эта мера, с высокой долей вероятности, сможет удержать отрасль на плаву резюмировал эксперт.

Актуальной господдержкой в период кризиса стала бы компенсация налоговых отчислений: страховых взносов за сотрудников в ПФР[2], ФСС [3]и ФФОМС[4], а также налога на прибыль, подчеркнула коммерческий директор IML Елена Шутюк. Так как это помогло бы снизить ежемесячные обязательные расходы. Помимо этого, логистическим компаниям очень помогло бы выделение отдельных полос движения для транспорта и организация бесплатных парковок, а также компенсация расходов на топливо.

– Кроме того, в разных регионах России сейчас вводятся различные пропускные системы, касающиеся в том числе и грузового транспорта. Правила везде разные, и логистическим компаниям приходится оперативно получать дополнительные разрешающие документы, чтобы работать без перебоев. Это препятствие в работе необходимо устранить. Нужны единые стандарты и снижение различных ограничений, – резюмировала Елена Шутюк.

Председатель правового комитета НП «Гильдия профессиональных участников ВЭД «ГЕРМЕС», эксперт Ассоциации СРО «Национальное объединение таможенных представителей» Марианна Чугаева считает, что необходимо ускорить внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) в части поправок к статье 16.2 «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров». Так как они позволят смягчить и сбалансировать административное давление на бизнес.

Поправки, в частности, предусматривают замену кратного штрафа за недекларирование на фиксированный без конфискации. А в случае незначительного ущерба, (менее €5) от недостоверного декларирования административное дело и вовсе предлагается не возбуждать. Участникам ВЭД также будет дана возможность внести исправления в поданную декларацию до выпуска в случае самостоятельного обнаружения ошибки, перечислила собеседница «Логируса».

– Также необходимо более оперативно решить вопрос ограничения солидарной обязанности таможенных представителей. В наше время очень велик риск массовых банкротств или приостановки деятельности предприятий-клиентов таможенных представителей. И когда после кризиса контроль после выпуска заработает в полную силу для пополнения бюджета, таможенные представители останутся один на один с таможенной службой, предъявляющей значительные суммы доначислений, – не исключает Марианна Чугаева.

Падение с быстрым «отскоком»

Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования прямой «мгновенный эффект» от карантина оценивает в целом в 20% ВВП или почти 18 трлн рублей в ценах 2018 года. Отрасль «транспорт и хранение» при этом потеряет 1 трлн 687 млн рублей, уточняют аналитики центра. А число потенциально невостребованных работников оценивается в более чем 1,5 млн человек.

По данным Центра стратегических разработок (ЦСР) на начало апреля, риску банкротства в России подвержено 28% всех компаний. При этом в сфере транспортировки и хранения этот показатель еще выше – 31%. Исследования проводятся на еженедельной основе. С апреля сбор данных осуществляется при поддержке независимой исследовательско-консалтинговой компании IFORS. В регулярном мониторинге приняли участие микро-, малые, средние и крупные компании из различных отраслей экономики. Всего более 1 000 организаций.

– Есть еще один динамично меняющийся показатель, который растет каждую неделю – это уровень неопределенности. Если на неделе с 30 марта по 5 апреля он составлял менее 10%, то на сегодняшний день 17% компаний не могут определить их текущее положение на рынке, стратегию развития, а также чего им ожидать в ближайшие два месяца по ключевым финансовым показателям, – пояснила руководитель центра социально-экономических исследований Центра стратегических разработок Лора Накорякова.

Источник: ЦСР

Ожидания бизнеса по ухудшению финансового климата в России

В связи с продлением «нерабочей недели» до 30 апреля, исследовательское агентство M.A.Research ухудшило прогноз на 2020 год и для экономики в целом, и для транспортно-логистической отрасли, в частности.

По оценке M.A.Research, основанной на консенсус-прогнозе[5] международных организаций и банков, высока вероятность вхождения российской экономики в рецессию вследствие возрастания рисков, связанных с ухудшением общемировой ситуации, отменой сделки «ОПЕК+» и падением мировых цен на нефть, а также распространением короновирусной инфекции в стране, предупреждает к.э.н., управляющий партнер M.A.Research Людмила Симонова.

– Карантинные меры внутри РФ ударят по внутреннему спросу, деловой активности и отрицательно повлияют на динамику инвестиций и промышленного производства. По базовому сценарию объем российского ВВП может сократиться в переделах 4%, – предупреждает эксперт. – При развитии ситуации по максимально негативному рисковому сценарию, продолжение карантинных мер более трех месяцев и сохранение цены на нефть на уровне $20 за баррель до конца года, рецессия может оказаться более глубокой. В этом случае объем ВВП сократится на 7-8%.

Примерно такие же прогнозы дает и Счетная палата РФ. По оценкам главы ведомства Алексе Кудрина, к концу года можно ожидать снижения ВВП на 3-5% как в 2009 году, когда экономика упала на 8%.

Источник: НАФИ

Спустя какое время вернется в нормальное состояние ситуация, связанная с развитием коронавируса в России?


Самый оптимистичный прогноз дают аналитики ЦМАКП. Согласно их конструктивному сценарию, спад ВВП удастся сдержать на уровне 2,3-2,5% в 2020 году и 0,5-0,8% в 2021 году. При этом в 2022 году возможен прирост ВПП в размере 0,6-1%.

В 2020-м темпы роста российского рынка транспортно-логистических услуг в реальном исчислении войдут в зону отрицательных значений. По оценке M.A. Research, объемы перевозки во всех сегментах сократятся в среднем на 3-4% по итогам года, а при рисковом сценарии – на 8-10%. Для сравнения: в 2009-м, когда разразился последний глобальный экономический кризис, объем российского рынка в реальном исчислении сократился на 8,3% при падении мирового ВВП – на 7,8% соответственно.

Объемы перевозок сократятся вследствие сужения грузовой базы, разрыва цепочек международных поставок, снижения спроса на импорт и ухудшения экспортной конъюнктуры, пояснила Людмила Симонова. При этом наименьшее сокращение грузооборота, в пределах 1,5%, ждет автотранспорт. Этому будут способствовать увеличение дальности внутрироссийских перевозок, а также динамичное развитие сегмента e-commerce.

При условии отмены карантинных ограничений к началу III квартала 2020-го и возобновления роста внутреннего и международного спроса, восстановление отрасли возможно уже в 2021 году, резюмировала собеседница «Логируса». У ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова более пессимистичные прогнозы. Он полагает, что на полное восстановление может уйти несколько лет.

Французский писатель А. Дюма-отец однажды сказал: «Вся мудрость жизни заключена в двух словах: ждать и надеяться». В то время как русская народная поговорка советует на бога надеяться, но и самому не плошать. Поэтому «Логирус» хотел бы пожелать своим читателям: надеяться и действовать.

Намечая стратегию дальнейших действий, возможно, Вам будет полезен опыт коллег. Выбирайте в нашем календаре интересные мероприятия, участвуйте, перенимайте лучшие практики и действуйте.

 

[1] это сложное многокомпонентное образование, уровень, мера взаимодействия субъекта
[2] ПФР – основной тариф страховых взносов на пенсионное страхование, который составляет 22%
[3] ФСС – тариф взносов на обязательное социальное страхование.
[4] ФФОМС – взносы на федеральный фонд обязательного медицинского страхования
[5]
Консенсус-прогноз - это среднее значение прогнозных экономических показателей или показателей деятельности отдельно взятых компаний, выбранных из нескольких разных прогнозов различных аналитиков, с целью более точного прогнозирования ожидаемого развития экономики.

Тэги: меры поддержки, экономика, грузоперевозки, прогнозы, НАФИ, ЦСР, M.A.Research, Финам, коронавирус, Марианна Чугаева
13.04.2020

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх