Первое пришествие: как «цифра» изменит рынок российской логистики?


Первое пришествие: как «цифра» изменит рынок российской логистики?

О том, когда грузоперевозками будет управлять искусственный интеллект и сможет ли человек отвоевать свое место...

Виктория Чуланова Виктория Чуланова
шеф-редактор
Марина Сергученкова Марина Сергученкова
новостной редактор



Согласно исследованию Oxford Economics, с 2000 года число используемых роботов во всем мире выросло втрое – до 2,25 млн. В то же время роботизация привела к исчезновению 1,7 млн рабочих мест в промышленности: около 400 000 в Европе, 260 000 в США и 550 000 в Китае. Бездушная машина заменяет в среднем 1,3 работников в первый же год после установки. Затем пропорция увеличивается до 1,6.

Россия также старается не отставать от общемировых технологических трендов. Например, «Почта России» роботизирует свои сортировочные центры, где каждая линия способна обработать уже до 2 млн посылок в день. ФТС России до 2030 года обещает создать «единое окно», предполагающее переход на полное электронное взаимодействие между всеми контролирующими органами. Прежде всего между ФНС и ФТС, а также между другими службами, участие которых необходимо для ведения внешнеэкономической деятельности. Параллельно проходит выстраивание системы электронных таможен, которые позволяют подавать цифровые декларации удаленно, а также внедряют технологию авторегистрации и выпуска.

Логистические компании тоже не отстают, разрабатывая онлайн-сервисы для повышения эффективности работы, такие как: личный кабинет, телематические системы, интеллектуальные системы управления. В общем, автоматизируют весь процесс: от подачи заявки до доставки груза в точку В.

Но и это еще не все «ласточки цифровизации» данным исследовательской компании Pitchbook Data, в стартапы для сферы грузоперевозок с 2014 года венчурные компании уже инвестировали более $1 млрд. А 86% руководителей в области логистики рассматривают технологии, как лучший способ сокращения расходов компаний.Например, этим летом «Яндекс» запустил тариф «Грузовой», в феврале 2019-го в Москве начал работу агрегатор внутригородских b2b-перевозок Vezubr, а в апреле на рынок вышел очередной стартап Сколково - компания «Везет Всем». Сервис позволяет узнать точную стоимость конкретной перевозки в зависимости от наполнения, без почасовых тарифов и изменения стоимости по окончанию перевозки.

Кого следующего вытеснит с логистического рынка РФ бездушная «цифра»? В каких сегментах логистики можно ждать «ценопада» от автоматизации? Что уже сейчас IT-сервисы умеют делать эффективнее и быстрее человека? Когда наступит эра искусственного интеллекта в грузоперевозках? И есть ли шанс у людей отвоевать свое место на рынке у алгоритмов?

На эти вопросы «Логирусу» ответили:



Алексей Наджар 
генеральный директор Free Lines Company
Алексей Наджар
Рустам Юлдашев 
генеральный директор NAWINIA
Рустам Юлдашев
Антон Журавлев 
президент Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта»
Антон Журавлев
Вадим Сахонько 
руководитель проектов, технологический эксперт НП «ГЛОНАСС»
Вадим Сахонько

IT-тренировки на «котиках»

На данный момент цифровизация логистики движется в направлении создания универсальных IT-платформ, считает президент Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» Антон Журавлев. В связи с чем на рынок выходят новые игроки, которые на эти платформы привлекают владельцев подвижного состава и грузоотправителей. Подобные платформы уже сейчас могут рассчитать оптимальное решение для той или иной грузоперевозки с точки зрения стоимости и времени.

– Эти функции очень легко автоматизировать через определенные IT-системы. И подобные решения на рынке уже есть. В их числе Deliver, GroozGo, «Экспедитор-Про» и другие, – привел примеры генеральный директор Free Lines Company Алексей Наджар.

«Через 5-10 лет данные операции полностью передадут компьютерам, и диспетчеры уйдут в прошлое»


Это первый уровень развития автоматизации, добавляет эксперт. Когда IT-системы выполняют простейшие функции экспедиторов: прием, обработка и передача информации. По мнению собеседника «Логируса», через 5-10 лет данные операции полностью передадут компьютерам, и диспетчеры уйдут в прошлое.

Следующий уровень развития – это координация и синхронизация взаимодействия всех участников перевозочного процесса, полагает Алексей Наджар. Речь о взаимодействии и склада, и перевозчика, и контролирующих органов. А в международных перевозках – еще и таможни, и органов сертификации. Другими словами, IT-системы смогут управлять цепочкой поставок.

Еще одно перспективное направление развития цифровизации логистики – управление интермодальными перевозками, считает Антон Журавлев. Когда IT-системы смогут управлять доставкой грузов различными видами транспорта по единому транспортному документу.

«Плюшки» цифровизации

Автоматизация логистики, по мнению опрошенных «Логирусом» экспертов, будет иметь целый ряд плюсов. По словам генерального директора Free Lines Company, стоимость услуг в логистике со временем начнет падать, но сегментарно.

– В перевозке полных контейнеров ждать особого ценопада не стоит: наценка и так невелика, – говорит Алексей Наджар. – А вот в доставке сборных грузов – большая, так как сам процесс сложнее. В этом сегменте есть, что автоматизировать и удешевить. В частности, стоимость может быть снижена до 20%.


«В сборных грузоперевозках стоимость может быть снижена до 20%»

Цифровизация сделает бизнес, зависящий от поставок, более устойчивым, добавил руководитель проектов, технологический эксперт НП «ГЛОНАСС» Вадим Сахонько. Так как сами грузоперевозки станут надежнее с точки зрения соблюдения условий и сроков доставки. Еще один плюс – IT-сервисы смогут автоматически информировать об инцидентах во время грузоперевозки и предлагать несколько вариантов решения возникшей проблемы на выбор. С появлением смарт-контрактов и активным использованием электронного документооборота возрастет и скорость расчетов между контрагентами, подытожил эксперт.

– Также цифровизация позволит сократить порожний пробег. Например, доставив груз в точку Б, перевозчик будет понимать, что с помощью инструментов цифровизации велика вероятность забрать груз там же, – говорит президент Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» Антон Журавлев. – Автоматизация позволит снизить и трудозатраты на сопровождение перевозки. Так как потребность в call-центрах и центрах оформления заказов отпадет.

Симбиоз людей и алгоритмов

Несмотря на активную автоматизацию, логистические компании полностью с рынка не уйдут, прогнозирует Антон Журавлев.

– Тотального перемещения в цифру не будет. Потому что все равно останется определенный объем перевозок, которые по тем или иным причинам будет не выгодно «выкидывать» на цифровые платформы, – пояснил эксперт. – Например, это специфические или негабаритные грузы, которые требуют особых условий транспортировки. Кроме того, мне кажется, что доставку на «последней миле» вряд ли удастся полностью автоматизировать.


«Несмотря на активную автоматизацию, логистические компании полностью с рынка не уйдут»

На горизонте ближайших 5-7 лет наиболее вероятна гибридная модель взаимодействия человека и машины, добавляет генеральный директор NAWINIA Рустам Юлдашев. С ним согласны и другие опрошенные «Логирусом» эксперты. Например, технологический эксперт НП «ГЛОНАСС» Вадим Сахонько считает, что цифровые решения повысят качество работы экспедиторской компании, позволив более точно прогнозировать срок и качество доставки, а также быстрее реагировать на инциденты. В числе таких технологических новинок эксперт называет роботизацию погрузочно-разгрузочных работ, смарт-контракты и предиктивную аналитику (LR. от англ. predictive analytics – предсказательная или прогнозная аналитика) на основе «big data» и искусственного интеллекта. Однако применение IT-решений изменит структуру логистических компаний, предупреждает собеседник «Логируса». Возможны штатные изменения и появление новых должностей. Например, «оператор беспилотника».


«Возможны штатные изменения и появление новых должностей. Например, "оператор беспилотника"»

– Сейчас сложно прогнозировать, но возможно российский рынок экспедирования пойдет по пути дробления, – рассуждает над одним из вариантов развития событий Рустам Юлдашев. – Мелкие перевозчики смогут на крупных IT-платформах продавать свои услуги и сервисы напрямую клиентам.

Офлайн барьеры на пути онлайна

Однако быстрого пришествия «цифры» в логистику ждать не стоит. Об этом говорят все опрошенные «Логирусом» аналитики. Генеральный директор NAWINIA отметил целый ряд факторов, которые тормозят внедрение IT-сервисов в России.

Во-первых, в топ-менеджменте компаний много людей старшего поколения, которые со скепсисом относятся к уберизации и цифровизации в целом, отмечает эксперт. Во-вторых, есть трудности, связанные с неготовностью отечественной законодательной базы к активному использованию электронных накладных и в принципе цифровых документов. В-третьих, есть опасения, касающиеся всплеска уровня безработицы в стране, связанного с внедрением беспилотного транспорта в грузоперевозки.

Цифровое бездорожье

Скорость автоматизации российской логистики также зависит от создания цифровой инфраструктуры вдоль дорог, добавляет президент Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» Антон Журавлев. Это критически важный момент, считает эксперт. Так как реализация беспилотных проектов, мониторинг транспортных потоков, создание единой зеленой волны и прочих IT-сервисов невозможны без сетей связи.

– Последние два года идет обсуждение вопросов создания цифровой дорожной инфраструктуры. Но, к сожалению, в данной истории мы лишь в начале пути, – подчеркнул собеседник «Логируса». – Полагаю, что ближайшие год-два будут потрачены на формирование технической политики, а через 3-4 года можно будет выходить на пилотный проект с целью его последующего тиражирования.

«Ближайшие год-два будут потрачены на формирование технической политики по «умным» дорогам. А через 3-4 года можно будет выходить на пилотный проект с целью его последующего тиражирования»


Прогнозы технологического эксперта НП «ГЛОНАСС» Вадима Сахонько еще более отдаленные. Аналитик предрекает появление беспилотных грузовых автомобилей на дорогах общего пользования в промышленных масштабах лет через 20. Еще спустя десятилетие экспедиторы «сольются» с фирмами, управляющими маркетплейсами. Таких компаний в России будет 2-3, и они будут обслуживать 80% рынка, подытожил эксперт.

Свои выводы собеседник «Логируса» основывает на том, что многие технологии, применяемые в IT-решениях, находятся на пике завышенных ожиданий по кривой Гартнера. Это кривая зрелости технологии, графически представляющая стадии, через которые проходит технологическое новшество в ходе своего становления. И таким образом, в ближайшие 10-15 лет данные технологии не достигнут «плато продуктивности». Под этим термином понимается наступление зрелости технологии, когда сообщество воспринимает технологию как данность, осознавая ее достоинства и ограничения.

«Летопись» цифровизации грузоперевозок

Основываясь на прогнозах экспертов, «Логирус» составил приблизительную хронологию цифровизации российской логистики.
  • • Начиная с 2023 года, в России начнется создание цифровой дорожной инфраструктуры, которая обеспечит сетями связи отечественные транспортные стартапы.

  • • В этот период и вплоть до 2026-го наиболее вероятно применение гибридной модели взаимодействия человека и машины. 

  • •К 2029-му функции приема, обработки и передачи информации полностью отдадут на откуп компьютерам. В связи с чем потребность в call-центрах и диспетчерах исчезнет.

  • • Грузовые беспилотники в промышленных масштабах начнут использовать не раньше 2039-го.

  • • А в 2049-м экспедиторы «сольются» с фирмами, управляющими маркетплейсами, и перестанут существовать в привычном для нас смысле слова.

  •  А там не за горами эра, когда искусственный интеллект возьмет под контроль всю цепочку поставок.

Но, помните. Как говорил Морфеус из фильма «Матрица»: «Знать путь и пройти его – не одно и тоже».

Тэги: автоматизация логистики, цифровизация, прогнозы, ГЛОНАСС, Ассоциация «Цифровая Эра Транспорта», Nawinia, Free Lines Company
03.09.2019

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх