О том, что упало, а что наоборот

Минтранс представил основные результаты деятельности в 2015 году. Полный отчет – на сайте правительства

Ирина Портенко Ирина Портенко
редактор

Минтранс представил основные результаты деятельности в 2015 году. Полный отчет – на сайте правительства

Железнодорожный транспорт

Объем перевозок грузов в 2015 году по сравнению с 2014 годом снизился на 1,1% и составил 1 217,9 млн т. При этом грузооборот увеличился на 0,2% и достиг 2 305,5 млрд ткм, говорится в отчете Минтранса. 

В рамках развития транспортной инфраструктуры и реализации госпрограммы «Развитие транспортной системы» введено в эксплуатацию 118,8 км дополнительных главных путей и новых железнодорожных линий, в том числе введено 11,7 км дополнительных главных путей на участке Кун – Пони железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Прежде этот участок был однопутным, на деревянных шпалах, с большим количеством кривых малого радиуса. В ходе реконструкции профиль пути спрямлен, ликвидированы кривые малого радиуса и сокращена длина участка, скорость движения поездов увеличена в 1,5 раза. Качество нового пути на железобетонных шпалах позволяет пропускать тяжеловесные поезда весом до 6300 т.

Также введено в эксплуатацию 9,1 км станционных путей на ст. Мга Октябрьской железной дороги, построено 5,7 км железнодорожной линии от станции Чульбас Амуро-Якутской магистрали к Инаглинскому угольному комплексу (Республика Саха – Якутия), построено 36,2 км главных и 10,1 км станционных путей на участках Нелым – Вах – Ершовка – Манчем и разъездах Вачлор, Сыхтымлор, Тлунгьягун Свердловской железной дороги.

Кроме того, в прошлом году открыто рабочее движение по основному ходу железнодорожного пути между станциями Лосево и Каменногорск, относящегося к категории «особо грузонапряженных» – предназначен для пропуска грузовых поездов в обход главного Выборгского хода. Строительство вызвано необходимостью организации скоростного движения поездов до Хельсинки (Парголово – Буславская). Железнодорожная линия позволит сократить на два часа время нахождения в пути поездов Санкт-Петербург – Хельсинки, поднять скорость до 200 км/ч против нынешних 160 км/ч практически на всем пути. Соответствующая инфраструктура уже приводится в надлежащее состояние, уточняет Минтранс.

Завершены строительно-монтажные работы по проекту «Строительство IV главного пути на участках Москва – Крюково Октябрьской железной дороги». Продолжалась работа по развитию международных транспортных коридоров, в том числе «Приморье-1» и «Приморье-2».

В декабре 2015 года состоялось открытие Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра, который расположен в зоне прохождения международного транспортного маршрута Европа – Западный Китай на пересечении международных транспортных коридоров Север – Юг и Запад – Восток. По расчетам Минтранса, в результате реализации проекта будет создан крупный логистический центр в границах международного транспортного коридора от Балтики через Поволжье до границы с Казахстаном, «что позволит увеличить грузооборот на железнодорожном, водном и автомобильном транспорте через пять лет в два раза (с учетом прогноза роста грузопотоков, тяготеющих к переработке на Свияжском межрегиональном мультимодальном логистическом центре)».

Воздушный транспорт

Объем перевозок грузов оценивается в 1,1 млн т, грузооборот – 5,4 млрд т•км, что составило соответственно 102,4% и 105,6% к аналогичному периоду 2014 года.

В 2015 году осуществлялось развитие аэропортовой инфраструктуры в городах, принимающих в 2018 году чемпионат мира по футболу: реконструкция аэродромной инфраструктуры аэропортов Москвы («Шереметьево» и «Домодедово»), Калининграда, Волгограда, Саранска, Нижнего Новгорода, Самары и Екатеринбурга, строительство нового аэропортового комплекса в Ростове-на-Дону. Также реконструировались аэропорты Дальневосточного федерального округа, Байкальского региона и арктической зоны и аэродромная инфраструктура аэропортов Архангельска, Норильска, Якутска, Хабаровска, Иркутска и Улан-Удэ;

Кроме того, проводилась реконструкция и строительство объектов, имеющих высокую степень технической готовности, либо в связи с поручениями президента и правительства, в аэропортах Воронежа, Петрозаводска, Краснодара, Уфы, Нижнекамска, Кызыла и Ульяновска, а также строительство нового аэропорта в Саратове.

В прошлом году началась реализация новых проектов по реконструкции аэродромной инфраструктуры в Норильске, Хабаровске, Нижнем Новгороде, Нижнекамске, Кызыле и Ульяновске. Особое место в этом списке занимает Норильск, для которого единственным видом транспорта, обеспечивающим круглогодичную доступность, является авиационный.

Морской транспорт 

Грузооборот морских портов России за январь–декабрь 2015 года увеличился на 5,7% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года и составил 676,7 млн т. При этом объем перевалки грузов в контейнерах сократился до 40,1 млн т (-14,4%), рефрижераторных грузов – 3,2 млн т (-11,4%). Экспортных грузов перегружено 539,1 млн т (+7,7%), импортных грузов – 33,3 млн т (-23,3%), транзитных – 48,2 млн т (+1,2%), каботажных – 56,1 млн т (+15,6%).

В 2015 году отправление грузов морским транспортом под российским флагом составило 17,7 млн т (113,0% к уровню 2014 года), грузооборот – 39,8 млрд т•км (126%). Объем перевозок через порты и пункты в акватории Северного морского пути составил 5 392,2 тыс. т (+45,4% к уровню 2014 года), в том числе транзитных – 39,6 тыс. т.

Во исполнение поручения президента Минтранс подготовил и утвердил у председателя правительства Комплексный проект развития Северного морского пути, который предусматривает меры по навигационно-гидрографическому (включая обновление навигационных карт и пособий), аварийно-спасательному и гидрометеорологическому обеспечению плавания судов в акватории СМП, строительство новых ледокольных судов, развитие морских портов, разработку и строительство морской техники, систем и средств связи и навигации. Реализация этих мероприятий, по расчетам Минтранса, к 2030 году обеспечит «надежность транзитных перевозок и перевозок с мест добычи углеводородного сырья, расположенных на арктическом побережье и континентальном шельфе РФ, и высокий уровень защиты морской среды в Арктике».

Внутренний водный транспорт 

Объем перевозок грузов в 2015 году снизился на 0,8% по сравнению с 2014 годом и составил 118,1 млн т (2014 год – 119,1 млн т). Грузооборот составляет 62,6 млрд ткм, что на 13,5% меньше уровня 2014 года (72,3 млрд ткм). Основной причиной снижения объема перевозок стала низкая водность и вводимые в течение почти всей навигации ограничения по осадке судов на участке внутренних водных путей от Городецких шлюзов №15–16 до Балахны и на участках нижнего Дона.

Кроме того, к факторам, повлиявшим на снижение перевозок грузов, относится также снижение потребности в строительных грузах в связи с завершением ряда крупных строек и сокращением строительных работ, подчеркивает Минтранс.

В рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» в 2015 году приняты в эксплуатацию 2 дизель-электрических ледокола «Владивосток» и «Мурманск» мощностью 16 МВт, которые предполагается использовать в Северо-Западном бассейновом филиале ФГУП «Росморпорт» на акватории Балтийского моря в зимний период и в арктических морях в летне-осенний период для самостоятельной проводки крупнотоннажных судов, буксировки, помощи судам, терпящим бедствие, а также для перевозки грузов.

Прирост производственных мощностей российских портов в 2015 году составил 23,08 млн т за счет ввода в эксплуатацию 1-й очереди морского многофункционального перегрузочного комплекса «Бронка» (8,08 млн т); временного рейдового перегрузочного комплекса в морском порту Мурманска (15 млн т).

Также, говорится в отчете, завершена первая очередь работ по реконструкции Санкт-Петербургского морского канала, подходного канала к многофункциональному морскому перегрузочному комплексу «Бронка» и его акватории. Проведена реконструкция объектов федеральной собственности морского порта Анадырь, причалы 12–13 (в рамках реализации ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года») с целью формирования инфраструктурных условий для ускоренного развития Дальнего Востока. Реализованы I этап комплексного проекта реконструкции гидросооружений Беломорско-Балтийского канала, I этап реализации комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений Камского бассейна, II этап реконструкции гидроузла «Кузьминск». Построен новый створ Кузьминского гидроузла на Москворецко-Окской системе. Выполнены работы по реконструкции Волховского шлюза Волго-Балтийского водного пути.

Автомобильный транспорт 

Перевозки грузов и грузооборот по итогам 2015 года составили 5 038,7 млн т и 232,1 млрд ткм (соответственно 93,0% и 94,1% к уровню 2014 года), коммерческие перевозки грузов и коммерческий грузооборот – 1 538,0 млн т и 120,0 млрд ткм (соответственно 95,3% и 98,5%).

Для улучшения организации транспортного сообщения с Крымом в 2015 году построена перехватывающая (распределительная) парковка в Славянске-на-Кубани для размещения 500 грузовых автомобилей – для упорядочения потоков грузового автотранспорта, осуществляющего доставку грузов в Крымский федеральный округ, а также для равномерного распределения грузопотоков по портам Краснодарского края. Построена временная подъездная автодорога к причалам №24 и №25 порта Кавказ.

В 2015 году через Керченскую паромную переправу перевезено 309 966 ед. грузового автотранспорта (в 3,4 раза больше, чем в 2014 году).

Дорожное хозяйство

В 2015 году построено и реконструировано 422,8 км автодорог федерального значения. В рамках развития Санкт-Петербургского транспортного узла завершено строительство подъезда к морскому торговому порту «Усть-Луга», введены в эксплуатацию участки автомобильной дороги «Сортавала» протяженностью 45 км.

В Дальневосточном федеральном округе введены в эксплуатацию участки федеральных автомобильных дорог «Лена», «Колыма», «Уссури», «Вилюй» общей протяженностью 92 км. В Северо-Кавказском федеральном округе введен в эксплуатацию Рокский тоннель длиной 3,921 км (км 93+300) автомобильной дороги «Транскам», построены и реконструированы участки общей протяженностью 52 км на автодороге «Кавказ».

В прошлом году также завершены строительство и реконструкция искусственных сооружений общей протяженностью 12 915,24 пог. м, в том числе 6 объектов замены ремонтонепригодных мостов.

На автомобильных дорогах регионального и местного значения в рамках региональных программ в сфере дорожного хозяйства, в том числе с софинансированием за счет средств федерального бюджета, в 2015 году завершены строительство и реконструкция участков общей протяженностью 2797 км, среди них четвертый мост через Енисей длиной 1 272,4 м в Красноярске, мостовой переход через судоходный канал протяженностью 3,6 км с мостом длиной 1070 м в Балакове Саратовской области, подъезд от автомобильной дороги Гусиноозерск – Закаменск – граница с Монголией.

В рамках подготовки объектов транспортной инфраструктуры к чемпионату мира по футболу в 2018 году завершена реконструкция участка автомобильной дороги Калининград – Мамоново II – граница Республики Польша протяженностью 13 км. В Ростовской области в августе прошлого года завершено строительство автодороги Ростов-на-Дону – Азов. Протяжённость дороги – почти 20 км, в разных уровнях построены три транспортные развязки.

Проведенный в 2015 году капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования федерального значения позволил увеличить протяженность федеральных дорог, соответствующих нормативным требованиям, на 5,3 тыс. км по сравнению с уровнем 2014 года. Доля дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям, увеличилась к уровню 2014 года на 2,6% и составила 63,6% от их общей протяженности.

В основном завершена реализация одного из первых региональных проектов на основе государственно-частного партнерства – регионального концессионного проекта «Строительство и эксплуатация на платной основе мостовых переходов через р. Кама и р. Буй на автодороге Ижевск – Сарапул – Камбарка – граница Республики Башкортостан протяженностью 15 км, в том числе мостов длиной 1526 пог. м в Удмуртской Республике». Ввод объекта планируется в 2016 году.

В отчете Минтранса также подчеркивается, что завершена инвестиционная стадия строительства транспортно-логистического комплекса «Южноуральский», крупнейшего транспортно-логистического центра на пути прохождения товаров по линии Европа – Западный Китай. LR


21.04.2016

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх