Никто не идеален: об электронной транспортной накладной на бумаге


Никто не идеален: об электронной транспортной накладной на бумаге

О самых больших «цифровых дырах» в механизме обмена ЭТН

Виктория Чуланова Виктория Чуланова
шеф-редактор
Марина Сергученкова Марина Сергученкова
новостной редактор



Эксперимент по использованию электронной транспортной накладной вероятнее всего начнется уже в 2020 году. К такому мнению склоняется большинство опрошенных «Логирусом» участников транспортной отрасли. Для этого в ближайшее время должен быть принят проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом». Так как именно этот документ регламентирует само понятие электронной транспортной накладной и некоторые нормы ее использования.

Официальных данных о предполагаемой дате пилота нет. Как и нет информации, был ли доработан законопроект, который сами участники отрасли считают слишком «сырым». Ведь в нем проработана только схема обмена электронными накладными между грузоотправителем, перевозчиком и получателем. Остальные участники и варианты перевозочного процесса остались неучтенными. И больше всего эти недоработки могут «аукнуться» экспедиторам, с которыми нормы обмена ЭТН до сих пор не регламентированы.

Поэтому выясняем: как компании-пионеры самостоятельно восполняют «законодательные пробелы», отрабатывая использование электронных накладных на практике? Как сделать цифровую подпись безопасной на виртуальных перевозочных документах? И чем отмахиваются от сотрудников ГИБДД, потому что те до сих пор «бумажное право» имеют?

В цифровое будущее «Логирусу» помогли заглянуть:



Алиса Муратова
бизнес-аналитик, эксперт по решению «Электронный документооборот в грузоперевозках» оператора ЭТН Synerdocs
Алиса Муратова
Иван Агапов
руководитель бизнес-направления Synerdocs
Иван Агапов
Айварс Тауриньш
генеральный директор DB Schenker кластер Россия/Евразия
Айварс Тауриньш
Андрей Савин
исполнительный директор Traft
Андрей Савин
Тарас Коваль
эксперт Национальной ассоциации предприятий автомобильного и городского пассажирского транспорта
Тарас Коваль

«Цифра» в законе

В проекте постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом» говорится, что электронная транспортная накладная – это накладная, оформленная в электронном виде. Однако единый регламент работы с ней отсутствует до вступления в силу вышеобозначенного постановления.

Хотя и принятие данного документа в текущей редакции ясности принесет мало, признают эксперты. Так как в проекте описана самая простая трехчастная схема обмена электронными накладными «грузоотправитель – перевозчик − грузополучатель». За «бортом» при этом остались экспедиторы, многоплечевые перевозки, кросс-докинг, перегрузки на складах, схемы доставки со сменой водителя или транспортного средства, перевозки собственными и наемными грузовиками и многое другое.

Поэтому логистическим компаниям, рискнувшим первыми опробовать на практике электронные накладные, приходилось самим искать ответ на вопрос: как эффективно использовать накладную для обмена информацией между различными участниками цепи поставок. Чтобы внести ясность, «Логирус» изучил топ-6 спорных вопросов при внедрении ЭТН и вместе с экспертами наметил пути решения этих вопросов.

Вопрос 1. Подпись или подделка?

Степень защиты от фальсификации у электронной транспортной накладной с простой электронной подписью даже ниже, чем у бумажной. К такому выводу пришли в Минэкономразвития, которое занималось оценкой регламентирующего воздействия проекта постановления. В министерстве, в частности, усомнились в неизменяемости документа в процессе перевозки. Ведь простую электронную подпись может использовать и водитель, и работник склада при приемке и отгрузке товара.

Один из первых операторов электронного документооборота, Synerdocs признает, что при использовании простой электронной подписи есть риск фальсификации подписи.Однако решение проблемы существует, уверены в компании. Нужно обеспечить идентификацию водителей.

– Транспортная компания, которая нанимает водителя для осуществления грузоперевозки, подписывает с ним заявление об идентификации, а остальные стороны документооборота присоединяются к договору оферты об использовании простой электронной подписи на этапах перевозки, – пояснила Алиса Муратова. – Мы, например, такими методами мы полностью закрываем возможные риски фальсификации.

«Степень защиты от фальсификации у электронной транспортной накладной с простой электронной подписью даже ниже, чем у бумажной»


Однако использование простой электронной подписи оправдано в некоторых случаях, уверены в Synerdocs. Во-первых, это недорого: всего 300-400 рублей. Во-вторых, это просто. Так как подписать документ можно даже в местах, где практически нет связи и персональных компьютеров, через messenger или по SMS. При этом можно внести в документ замечания, прикрепить фотографии порчи груза, при возникновении неточностей.

Для участия в системе документооборота электронных транспортных накладных перевозчик должен обеспечить получение электронных подписей лицами, уполномоченными на прием, перевозку и сдачу груза.

Кроме того, потребуются сертификаты ключей проверки усиленных квалифицированных электронных подписей руководителем организации или доверенность от имени организации или индивидуального предпринимателя. Квалифицированной электронной подписью называется подпись, ключ проверки которой указан в квалифицированном сертификате. Ее фальсификация практически невозможна, но и стоит она как минимум в 5 раз дороже простой электронной подписи. В цепи поставок усиленной квалифицированной электронной подписью, как правило, пользуются топ-менеджеры, курирующие проект со стороны грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя. Определение лица, которое подписывает ЭТН, происходит через единую систему идентификации и аутентификации.

Исполнительный директор Traft Андрей Савин добавляет, что усиленная квалифицированная цифровая подпись выдается удостоверяющим центром, который лицензирован государством. Кроме того, она обладает двухуровневой системой верификации. Поэтому каких-то дополнительных механизмов защиты не нужно, резюмировал эксперт. А генеральный директор DB Schenker кластер Россия/Евразия Айварс Тауриньш и вовсе считает риски неправомерного использования электронной подписи невысокими. Так как «подписать накладную и провести перевозку можно только в очень ограниченном перечне систем электронного документооборота».

Вопрос 2. Куда пропал экспедитор?

Оценка регулирующего воздействия, которая была произведена Минэкономразвития, что электронная транспортная накладная не учитывает всего «многообразия взаимодействий между участниками товароведения».

С этим согласны все опрошенные «Логирусом» эксперты. Проект постановления Правительства РФ рассматривает только стандартную схему работы, когда есть одна транспортная компания, водитель, грузоотправитель и грузополучатель, подтвердили в Synerdocs. В то время как на практике схем намного больше. Это многоплечевые перевозки, кросс-докинг, перегрузки на складах, схемы со сменой водителя или транспортного средства, перевозки собственными и наемными грузовиками, работа с экспедиторами. Последних, по мнению аналитиков Synerdocs, можно включить в электронную накладную, присвоив им дополнительный титул.

Появление этих «неучтенных схем» эксперты Synerdocs связывают с тем, что при разработке законопроекта в рабочих группах не участвовали представители многих логистических компаний. Именно они используют различные решения для оптимизации цепей поставок, и они являются будущими пользователями электронных транспортных накладных.

Но уже есть и реализованные на практике кейсы по включению экспедитора в цифровой перевозочный документ. Например, кейс логистической компании DB Schenker. Процесс доставки был организован следующим образом. Сначала грузоотправитель создал электронную накладную в личном кабинете. АО «Шенкер», как экспедитор, ее подписал квалифицированной электронной подписью от имени грузоотправителя. Такие же подписи на накладной оставляют перевозчик и грузополучатель при приемке товара. Водитель при этом использовал простой электронной подписью через sms или viber-бот. В данный момент схема работы в цифровом формате уже масштабирована, отмечают в компании.

− Сейчас перевозки с использованием ЭТРН осуществляются в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Екатеринбурге, Новосибирске, − подчеркнул генеральный директор DB Schenker кластер Россия/Евразия Айварс Тауриньш.


Схема обмена электронными транспортными накладными, разработанная DB Schenker


Эксперт Национальной ассоциации предприятий автомобильного и городского пассажирского транспорта Тарас Коваль, в свою очередь, напоминает, что текущий вариант идеи включения экспедитора в электронную транспортную накладную может противоречить всей структуре российского законодательства, которая в транспортной части очень близка, например, с немецкой. Эксперт уточняет, что, согласно статье 785 Гражданского кодекса РФ, накладная является неотъемлемой частью договора перевозки, так как именно она подтверждает факт его заключения.

При этом договор перевозки содержит всего два субъекта: отправитель и перевозчик. Таким образом, экспедитор может быть включен в электронную транспортную в качестве либо грузоотправителя, либо перевозчика, если будет использовать свой подвижной состав.

– Не менее, а может быть даже более важным, является еще одно положение статьи 785 Гражданского кодекса, – добавляет собеседник «Логируса». – Оплату по договору перевозки производит именно отправитель, а не третье лицо, например, предоставившее информацию о свободном автомобиле или грузе. По сути, используемая сегодня схема оплаты третьим лицом и предложение перенести ее в цифровой век – элемент офшора в транспорте.

При этом экспедитор-организатор перевозки, чтобы стать отправителем, должен будет принять груз, подчеркивает Тарас Коваль. При осуществлении внутренних перевозок основанием для этого может стать такой документ, как «экспедиторская расписка», что закреплено пунктами 5, 6 и 7 постановления Правительства №554.

А есть «экспедитор», который только называет себя так, а на самом деле является агентом-посредником между грузоотправителем и перевозчиком, получая за это процент с перевозки. При этом агент не принимает груз, а значит не несет никакой ответственности за перевозку. Его ответственность ограничена предоставляемой им услугой. Включение агента в электронную транспортную накладную эксперт с одной стороны оценивает, как попытку легализовать его в транспортной части российского законодательства, с другой – «как глобальное изменение части законодательства с уходом от принятых стандартов в ведущих логистических державах». Вознаграждение агенту, в зависимости от предоставленной им услуги, должен выплачивать отправитель, перевозчик или получатель.

Вопрос 3. А сможет ли получатель вернуть все немедленно?

В текущей версии проекта постановления порядок переадресации груза по модели «грузополучатель – перевозчик – грузоотправитель» прописан достаточно детально.

Для этого водитель должен направить уведомление в адрес перевозчика о дате, времени и причинах отказа принять груз через оператора системы ЭДО. После чего уже перевозчик уведомляет грузоотправителя об отказе в приеме товара и запрашивает указание о переадресовке груза через оператора. Если в течение двух часов перевозчик не получает от отправителя переадресовку, он вправе уведомить того о возврате товара и дать соответствующее указание водителю через оператора.


Механизм переадресации груза в текущей версии постановления об электронной транспортной накладной

Остается лишь один вопрос: каким должен быть механизм работы, если грузополучатель решил переадресовать груз? Например, по опыту Synerdocs, часто именно «он не может принять груз на одном складе и отправляет водителя на другой», поясняет Алиса Муратова.

В Минэкономразвития уверены, что на текущий момент детально описать процедуру переадресации груза при отказе грузополучателя его принять невозможно. А тот порядок действий, который отражен в текущей редакции законопроекта, избыточен. Что создает риск противоречия фактической технологии. Так как, скорее всего, изменение параметров электронной транспортной накладной будет происходить не «отправкой уведомлений», а авторизованной корректировкой титула, заверенной квалифицированной электронной подписью.

«Возможность инициировать переадресовку доставки товара должна быть и у грузополучателя напрямую»

Кроме того, проект постановления не учитывает ситуации, когда переадресовка запрещена условиями договора, добавляет эксперт. В то время как на практике подобные случаи достаточно распространены.

Вопрос 4. Как покончить с бумагой для ГИБДД?

В соответствии с пунктом 2.1.1 Правил дорожного движения «водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки документы на перевозимый груз». В то время как при оформлении только электронной транспортной накладной эти требования будет невозможно выполнить, обратили внимание законотворцев в Минэкономразвитии.

Как отмечает исполнительный директор Traft Андрей Савин, сотрудникам ГИБДД до сих пор нужна бумажная копия накладной лишь потому, что «они не подключены к единой базе транспортных накладных».

– Сейчас уже есть законопроект, который вводит в правовое поле понятие «электронной транспортной накладной». Если он будет принят, это даст «зеленый свет» подключению ГИБДД к этой базе, – резюмировал эксперт.

Вопрос 5. Можно ли все тайное сделать явным?

В пункте 97 проекта постановления отмечается, что оператор Электронной транспортной накладной по запросу будет обязан предоставить информационно-аналитической системе регулирования на транспорте доступ к транспортным накладным. В то время как эти документы могут содержать коммерческую тайну, которая охраняется в России одноименным федеральным законом, отметили в Минэкономразвитии. В связи с чем министерство поставило под сомнение необходимость обязательного характера передачи подобной информации. Ведь способы сохранения ее конфиденциальности и ответственность за разглашение в проекте постановления не отражена.

«Но если в постановлении Правительства будет сказано, что компания должна предоставлять в органы информацию, содержащуюся в электронных транспортных накладных, то пойти против государства она не имеет права».

– Что относить к коммерческой тайне, определяет сама организация и прописывает это в договоре на оказание услуг. Но если в постановлении Правительства будет сказано, что компания должна предоставлять в органы информацию, содержащуюся в электронных транспортных накладных, то пойти против государства она не имеет права. Так как постановление имеет большую юридическую силу, чем договор между компаниями. Таким образом, бизнес обяжут предоставлять доступ к коммерческой информации, – предостерегает руководитель бизнес-направления Synerdocs Иван Агапов.

Решить проблему можно зашифровав секретные данные, добавляет собеседник «Логируса». Тогда третья сторона, оператор или информационно-аналитическая система, не сможет получить доступ к информации без доступа к внешней расшифровке.

Вопрос 6. Как исключить размножение соглашений?

Как отмечается в оценке Минэкономразвития, чтобы исключить трудоемкость процедуры, следует сформировать единый реестр электронной транспортной накладной и главное, обеспечить роуминг между операторами ЭДО. В этом случае оформление электронной транспортной накладной будет проводиться в рамках синхронизации работы операторов. Как отмечает Алина Муратова, эксперт Synerdocs, есть риск отсутствия роуминга между несколькими операторами.

− Нет унифицированного единого формата, соответственно, нет и роуминга. Поэтому обеспечить компаниям возможность обмениваться транспортными накладными, используя нескольких операторов, быстро не получится, − подчеркивает бизнес-аналитик.

Исполнительный директор Traft подтверждает трудоемкость процесса. Текущий механизм электронного документооборота хорошо работает с компаниями, которые в одном лице могут быть и грузовладельцами, и грузоотправителем, и грузополучателем. Если это разные юрлица, то между всеми ними нужно подписать соглашение об электронном документообороте, получать электронную цифровую подпись и так далее.

В качестве примера Андрей Савин приводит кейс Traft и Л'Этуаль. Для осуществления «безбумажной перевозки» с торговой сетью и всеми, кто участвовал в обмене ЭТН, были подписаны соответствующие соглашения. Кроме того, Л'Этуаль закупил специальное оборудование, которое позволило компании самостоятельно выпускать облачную неквалифицированную усиленную цифровую подпись. Ими оснастили как работников торговой сети, так и водителей Traft. Благодаря этому подписание документов и на складе, и в магазинах проходило через web-интерфейс на стационарном компьютере. Водители для этих же целей использовали доработанное мобильное приложение Traft Online.

– Закон обязывает подписывать подобные соглашения между всеми сторонами перевозочного процесса. А если их несколько и это разовая перевозка, то это не дает никакого ускорения процесса, – резюмировал Андрей Савин. – Полностью «безбумажной» перевозка станет, когда все сопроводительные документы станут электронными: и экспедиторская расписка, и путевой лист с отметками о предрейсовом медосмотре и так далее.

Поэтому в первую очередь надо наладить широкое распространение цифровых подписей и электронного документооборота, генеральный директор DB Schenker кластер Россия/Евразия Айварс Тауриньш.

В настоящий момент усиленная квалифицированная подпись стоит порядка 1000 − 1500 рублей, а простая подпись обойдется в 300 − 400 рублей, отмечают эксперты оператора электронных транспортных накладных Synerdocs.

Опытные решения «безбумажных пионеров»

Опыт участников логистической отрасли, которые уже осуществили первые «безбумажные перевозки», и оценку регулирующего воздействия от Минэкономразвития «Логирус» обобщил в таблице, приведенной ниже. Вот топ-6 нерешенных вопросов, предположительные ответы на которые перевозчики нашли «опытным путем».




Электронные накладные is coming

Проект постановления Правительства РФ по использованию электронной транспортной накладной может быть принят в ближайшее время – к 2020 году, не исключает руководитель бизнес-направления Synerdocs Иван Агапов. После чего, скорее всего, последует переходный период продолжительностью от полугода до года, чтобы транспортные компании могли в добровольном порядке перейти на «безбумажные перевозки».

– Думаем, что обязывать на обмен цифровыми накладными никто не будет. Ведь документооборот в области грузоперевозок настолько специфичен, что учесть все нюансы чрезвычайно сложно. В противном случае, не исключено негодование со стороны бизнеса, − подчеркивает Иван Агапов.

Исполнительный директор Traft Андрей Савин не исключает, что законопроект может быть принят в течение полугода. Но предупреждает, что развитие технологии «безбумажных перевозок» может сдерживаться тем, что в электронный вид не переведены все транспортные документы. А без их оцифровки перевозка не может быть автоматизирована полностью.

Тэги: электронная транспортная накладная, электронный документооборот, законодательство, Минэкономразвития, Traft, Synerdocs, DB Schenker
19.11.2019

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх