Коронавирус и грузовой апокалипсис


Коронавирус и грузовой апокалипсис

О том, как новая эпидемия влияет на рынок перевозок и когда нормализуется ситуация

Сергей Черных Сергей Черных
специальный корреспондент




Китайский Новый год, также называемый Праздником весны, с давних времен является главным и самым продолжительным праздником в стране. Ежегодно праздничные мероприятия длятся две недели (с 25 января по 11 февраля), и все уже привыкли к тому, что в этот период не стоит ждать большой активности от китайской стороны. Но в этом году на это время Китай захватила эпидемия.

Китайские власти в конце декабря 2019 года зафиксировали в Ухане вспышку вызванной вирусом 2019-nCoV пневмонии. Заболевание выявлено еще в 23 странах, в том числе России. Всемирная организация здравоохранения признала вспышку чрезвычайной ситуацией международного масштаба. В КНР заболело более 17 тыс. человек, более 300 человек умерли. Еще один летальный исход зафиксирован на Филиппинах. В большинстве организаций Китая введен карантин.

Пока специалисты ищут способы борьбы с коронавирусом, мы выясняем:

  • • Каким образом эпидемия повлияла на рынок грузоперевозок?

  • • Как карантин изменил структуру российско-китайской логистики?

  • • Есть ли возможность сейчас беспрепятственно возить грузы из Китая в Россию?

  • • И когда нормализуется ситуация?


Своими тезисами с «Логирусом» поделились:


Алексей Калачев 
аналитик ГК «Финам»
Алексей Калачев
Александр Дорофеев 
руководитель отдела контейнерных перевозок AKFA
Александр Дорофеев
Алевтина Кириллова 
руководитель отдела экспортной логистики Российского экспортного центра
Алевтина Кириллова
Георгий Властопуло 
генеральный директор «Оптимальная логистика»
Георгий Властопуло
Аркадий Иванов 
директор по развитию «ТрансАзия-Русь»
Аркадий Иванов

Граница открыта неплотно

30 января Центр фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» сначала сообщил о закрытии грузового железнодорожного сообщения с Китаем с 31 января, а потом отменил собственный же оперативный приказ. Копии обоих документов имеются в распоряжении редакции. Причиной отмены стали разъяснения, содержащиеся в приказе Минтранса России №25 от 30.01.2020 года. (В открытом доступе данного документа нет. «Логирус» направил в РЖД запрос).

Согласно распоряжению Правительства РФ, с 31 января Россия ограничено движение через 16 пунктов пропуска на границе с Китаем, чтобы предотвратить распространение коронавируса. Мы проинформируем о соответствующих мероприятиях по закрытию границы в Дальневосточном регионе», − сказал во время заседания правительства РФ премьер-министр Михаил Мишустин.

В ночь на 7 февраля все грузовые пункты пропуска на границе между регионами Дальнего Востока и Китаем были открыты для перемещения грузов, сообщил журналистам заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Владимир Ивин.

Железнодорожное грузовое сообщение с Китаем в прямом и обратном направлении ведется в обычном режиме, сообщили в пресс-службе «РЖД Логистики». Однако, по информации собственного источника на рынке железнодорожных перевозок, в отношении погранперехода «Гродеково» до 10 февраля действует конвенция, введенная Дальневосточной железной дорогой в связи с продлением новогодних каникул в Китае.

В штатном режиме работает Владивостокский морской торговый порт (ВМТП). При этом суда, прибывающие из КНР или заходившие в порты республики, проходят тщательный осмотр даже в том случае, если корабль стоит на рейде. Специалисты Роспотребнадзора проверяет каждого члена экипажа перед постановкой корабля к причалу. Россельхознадзор досматривает ввозимую из Китая продукцию животного происхождения: рыбу, мясо и так далее.

Что касается распространения заражения, то вирус не может быть перевезен в грузовом контейнере или в почтовом отправлении, а переносится от человека к человеку. Об этом сообщили специалисты Роспотребнадзора в разных регионах.

Границы открыли, предприятия − нет

Возобновление полноценного сообщения с Китаем не повлекло заметного улучшения ситуации, поскольку из-за коронавируса, в первую очередь, оказались закрыты на карантин ряд предприятий и ограничены торговые операции, считает руководитель проектов по развитию экспортной логистики РЭЦ Алевтина Кириллова. Конечно, это оказывает влияние на транспорт и логистику, поскольку притормаживаются поставки и заказы на перевозки», − сказала Кириллова.


«Конечно, это оказывает влияние на транспорт и логистику, поскольку притормаживаются поставки и заказы на перевозки»

При этом на железной дороге ограничено только пассажирское сообщение, грузовые поезда продолжают передаваться в оба направления движения.

Алевтина Кириллова отмечает, что также приостановлена активная ранее работа транспортно-логистических платформ Китая, которые оказывали услуги грузоотправителям и заказывали перевозки у российских логистических компаний. «Есть рабочая информация, что ряду этих компаний было дано поручение китайского правительства о том, чтобы они организовали поставки в Китай медицинских масок и других средств защиты. Они сейчас плотно занимаются и этими вопросами», − рассказала Кириллова.

Глобальные логистические компании также организовали поставку масок и других средств защиты из России в Китай. В их числе DB Schenker. Вечером 30 января компания уже отправила из Москвы первую партию общим весом около семи тонн с медицинскими масками, перчатками и халатами. Груз был доставлен в Шанхай 31 января. Оттуда средства индивидуальной защиты будут распределены по медицинским учреждениям, − отметил генеральный директор DB Schenker Айварс Тауриньш.

Все названные факторы создают сейчас для логистических компаний отрицательный эффект. «Но мы рассчитываем, что китайские власти быстро справятся с ситуацией. Мы продолжаем формировать на будущее новые транспортные маршруты агроэкспрессов и других экспортных поставок», − отметила Алевтина Кириллова.

«Мы продолжаем формировать на будущее новые транспортные маршруты агроэкспрессов и других экспортных поставок»



Руководитель отдела контейнерных перевозок компании AKFA Александр Дорофеев рассказал, что китайские партнеры, которые связаны с мультимодальными перевозками, работают по плану, несмотря на вирус. Отличие заключается лишь в том, что работают они из дома, а не из офисов. «В наш век технологий это никак не мешает их работе», − сказал Дорофеев.

Вместе с тем, он отмечает, что сроки доставки грузов сдвигаются, поскольку в Китае выходные в связи с празднованием нового года. «Машины не могут выехать, но не потому, что закрыта граница, а потому, что в Китае официально продолжаются нерабочие дни. Что касается железной дороги, расписание контейнерных поездов сейчас корректируется и сдвигается на неделю. Причина таже − перенос официальных праздничных дней в Китае до 10 февраля», − рассказал Дорофеев. Он считает, что плановая работа возобновится после окончания праздничных каникул.

Убытки по весне посчитают

Генеральный директор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло также отмечает, что объем перевозок снизился, поскольку одна ситуация наложилась на другую. «Ясно, что мы все ушли на новый год. Но выходные были продлены в связи с ситуацией с коронавирусом». Он отмечает, что пока рано говорить, сильно ли изменилась ситуация по сравнению с прошлыми годами, однако отложенные последствия, вероятно, будут.

Аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев полагает, что нужно дождаться официальных данных за февраль и март, а также в целом за первый квартал 2020 года. «По всей вероятности, вклад вспышки коронавируса в КНР, вызвавший серьезные карантинные мероприятия в целом ряде территорий, вплоть до остановки предприятий, довольно существенный. Судя по всему, пик этих проблем должен прийтись на февраль. Эпидемии развиваются по собственной логике, после прохождения пика болезнь быстро приходит к спаду. Но пока явно пик еще не пройден, распространение болезни в Китае и за его пределами продолжается, территории, подверженные карантину расширяются, а торговые партнеры Китая вводят все новые ограничения на перемещение людей и грузов через границу. На днях появилась информация, что карантин введен в одном из портов Китая (город Веньчжоу).

Перелом должен наступить ориентировочно в середине февраля, и после того, как будет найден эффективный алгоритм лечения зараженных, болезнь быстро пойдет на спад, и начнется ускоренное восстановление торговли. Но если ситуация распространится на март и апрель, мировые рынки ждут неприятные месяцы падения», − сказал эксперт. Вывод: после спада болезни начнется ускорение торговли. Но эффективного лечения пока нет.

Директор по развитию компании «ТрансАзия-Русь» Аркадий Иванов рассказал, что, несмотря на открытие границ, грузы не станут массового идти из Китая, поскольку многие производства до сих пор не работают. Он отметил, что это связано с затянувшимися из-за коронавируса новогодними каникулами. В дальнейшем ситуация нормализуется, но у перевозчиков может не оказаться нужного количества техники, чтобы минимизировать случившейся вынужденный простой.

«Весенние коллекции одежды мы, скорее всего, уже не увидим»



Кроме того, считает эксперт, весной все еще будет ощущаться влияние коронавируса. «Весенние коллекции одежды мы, скорее всего, уже не увидим», − отметил Иванов. При этом он не берется прогнозировать, когда ситуация исправится.

Руководитель отдела контейнерных перевозок компании AKFA Александр Дорофеев считает, что ситуация стабилизируется в середине февраля. Аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев отметил, что как только будет найден эффективный способ лечения, болезнь быстро пойдет на спад, и начнется ускоренное восстановление торговли. По его мнению, улучшения ситуации стоит ожидать также не раньше середины февраля. Именно тогда и можно будет начать оценивать ущерб, пронесенный производству и торговле непредсказуемым коронавирусом.

«Логирус» внимательно следит за ситуацией, связанной со вспышкой 2019-nCoV пневмонии в Китайской Народной Республике. Надеемся, что в скором времени пик эпидемии пойдет на спад. Со своей стороны, мы постараемся собирать и  оперативно публиковать проверенную/объективную информацию о ситуации в области российско-китайской логистики...


Тэги: Коронавирус, товарооборот, Китай, логистика, контейнерные перевозки, пункты пропуста, AKFA, Оптимальная логистика, РЭЦ, ТрансАзия-Русь, Финам
11.02.2020

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх