Ботинком в маркировку: мой Data Matrix – мои правила


Ботинком в маркировку: мой Data Matrix – мои правила

О том, какой будет система маркировки обуви и кто переживет это «обеление»

Марина Сергученкова Марина Сергученкова
корреспондент




1 июля эксперимент по маркировке обуви закончился. В нем, по данным Центра развития перспективных технологий, приняло участие порядка 2 000 компаний. За это время было выпущено более 70 млн кодов Data Matrix. При этом две трети из них пришлись на пятерку крупнейших участников отрасли – Kari, «Спортмастер», «Детский Мир», Zenden и Adidas.

Теперь самое время внедрять маркировку в работу. Однако постановление Правительства России, в котором будут указаны сроки этапов переходного периода, до сих пор проходит финальную стадию согласования. Сам Центр развития перспективных технологий предлагал следующую хронологию событий. С 1 июля до 1 октября этого года планировалась регистрация участников оборота в системе на сайте Честныйзнак.рф, а также подача заявок на получение необходимого для работы с цифровыми кодами оборудования. А с 1 октября до 1 февраля 2020-го – начать выдавать регистраторы эмиссии и проводить отладку рабочих процессов. Но пока окончательное решение не принято.

  • • Тяжело ли компаниям было в маркировочном учении?

  • • Почём Data Matrix для бизнеса?

  • • Какой обуви теперь нужно дополнительно отслеживаться на таможенных складах?

  • • И переживет ли «обеление рынка» мелкая розница, которая привыкла вести учет «на коленке»?

В этом «Логирусу» помогли разобраться:
Алексей Чернышев
Коммерческий директор компании AKFA (LR. компания-участник рабочей группы по маркировке и пилотного проекта)
Алексей Чернышев
Евгений Шляпин 
Директор по IT-инновациям Zenden (LR. компания-участник проектно-экспертной группы пилота по маркировке обуви)
Евгений Шляпин
Наталья Демидова 
Генеральный директор Национального обувного союза.
Наталья Демидова
 
Эксперты Центра развития перспективных технологий

Бесплатным код бывает лишь в пилоте

С завершением пилотного проекта маркировка обуви для участников рынка перестает быть бесплатной. Как пояснили «Логирусу» в пресс-службе ЦРПТ, стоимость кода закреплена в постановлении Правительства №577 от 8 мая 2019 года и составляет 50 копеек без учета НДС. Себестоимость же заказа, изготовления и нанесения одной «электронной метки» составит от 1,5 до 2 рублей, добавили в Центре развития перспективных технологий.

– Никто за коды Data Matrix еще ни разу не платил, так как в период проведения пилота все было бесплатно. Договора, в котором бы были прописаны цены, тоже пока никто из участников рынка не видел, – рассказал коммерческий директор компании AKFA Алексей Чернышев. – Подписание первых договоров должно состояться в июле.

Помимо этого, «обувщики» понесут затраты на замену торгового оборудования, а также техники на складах и в розничной сети. По словам я Евгения Шляпина, это «существенные цифры в абсолютном выражении, но минимальные в процентном отношении от общих затрат Zenden». Конкретные суммы спикер предпочел не называть, добавив, что у «каждой компании будут свои затраты».

Как ни крути, а с маркировкой придется подружить IT

Одним из насущных вызовов «переходного периода» для участников отрасли станет поиск подходящих IT-решений, считает коммерческий директор компании AKFA.

– Все то, что сейчас есть – это некие программные продукты, которые участники пилотного проекта «написали» конкретно под свои компании, – говорит Алексей Чернышев. – А общих решений, которые бы охватывали все технологические процессы – нет.

Каждый участник пилота по маркировке обуви «дописывал» IT-решение, заточенное под собственную учетную программу.

При выборе того или иного программного продукта отдельную сложность представляет массовость учета операций маркировки и его детальность на уровне каждой единицы товара, добавляет директор по IT-инновациям Zenden.

– Таким учетом занимаются отдельные классы систем Track&Trace (LR. система индивидуальной маркировки и идентификации). Мы себе такую не планировали и балансировали между требованиями маркировки с одной стороны и возможностями классической ERP-системы (LR. от англ. enterprise resource planning – планирование ресурсов предприятия) с другой. Я считаю, у нас это получилось, – резюмировал Евгений Шляпин.

Но универсального IT-продукта, который бы удовлетворил всех участников обувного рынка, нет и, скорее всего, быть не может, считают в AKFA. Так как данное решение должно выполнять функцию стыковки складской обработки, учетной программы, которой пользуется та или иная компания, и коммуникации с ЦРПТ и GS1 (LR. международная организация, ведающая вопросами стандартизации учета и штрихового кодирования логистических единиц). А у каждой компании учет устроен по-своему, пояснил Алексей Чернышев.

– В конечном счете, рынок будет наполнен программным обеспечением и компаниями-интеграторами, которые будут помогать участникам отрасли. Но в данный момент подавляющее большинство игроков рынка абсолютно не понимают, как «жить» с IT-решениями в области маркировки, – отметил эксперт.

Учет на коленке – это «печалька», прощай ка!

Еще один технологический вызов, который поставит перед «обувщиками» маркировка – складской учет, отмечают эксперты. Если компания пользуется услугами 3PL-провайдера со складом класса «А» и WMS-системой, то при переходе на маркировку потребуется лишь незначительная корректировка процессов, считает Алексей Чернышев.

– Если же складской учет ведется «на коленке» в тетрадке, то маркировка существенно усложнит складскую логистику. Так как потребуется вводить и выводить из оборота каждую пару. А на обувном рынке учет ведется покоробочно. Для понимания: в одной коробке от 6 до 10 пар обуви, – привел пример собеседник «Логируса».

По подсчетам аналитиков ГК «Ориентир», по состоянию на 2019 год в Московском регионе доля автоматизированных объектов в общем объеме складов составляет 6-7%. В Ленинградской области и Санкт-Петербурге этот показатель еще ниже – около 4-5%. Однако эксперты компании прогнозируют, что в ближайшей и долгосрочной перспективе развитие сегмента складской недвижимости будет неразрывно связано с автоматизацией процессов.

«Ашипки» кодирования

Отдельной проблемой для «обувщиков» станет маркировка импорта, считает коммерческий директор AKFA Алексей Чернышев. Особенно для продукции «родом» из Китая и Турции. В этих странах существует множество артельных производителей, которые вряд ли будут наносить маркировку согласно требованиям российского законодательства, поясняет эксперт. Это же касается и посредников, маскирующихся под производителей. На самом же деле они просто размещают заказы на большом количестве кустарных производств. Крупные же международные компании, выпускающие обувь на продажу по всему миру, скорее всего, не станут ломать свои бизнес-процессы, чтобы продавать обувь на российском рынке.


«Мелкие зарубежные артельные производители просто "забьют" на требования российского законодательства и не будут наносить маркировку»


– Все выше перечисленное может привести к появлению в России посреднических компаний со складами на границе, которые будут оказывать услуги маркировки. По нашим прогнозам, именно на таких складах и будет допускаться больше всего ошибок кодирования, – отмечает собеседник «Логируса».

Речь идет об ошибках, связанных с неправильным описанием товара, добавил Алексей Чернышев. Например, в коде могут быть указаны туфли, а по факту это будут сапоги. Либо может быть неверно указан размер обуви. Выявить подобные ошибки можно будет лишь в конце цепочки поставок – в розничной сети. Так как закодированный с ошибкой товар будет невозможно вывести из оборота. Чтобы его продать, нужно будет наносить маркировку повторно, что сопряжено с дополнительными расходами.

– Как минимизировать количество таких ошибок и как с ними бороться – это будет основная задача 2020 года, – уверен коммерческий директор AKFA.

Один серый, другой белый – вот какой наш рынок

Два года назад, в 2017 году, объем «серого» обувного рынка в РФ оценивался в 30-35%, сообщил генеральный директор Национального обувного союза Наталья Демидова. В 2019-м этот показатель вырос до 40-45%. Для сравнения: на старте обязательной маркировки шуб объем контрафакта на рынке составлял порядка 80%.

– Мы категорически «за» маркировку, – подчеркнула Наталья Демидова. – И естественно, мы очень рассчитываем на «обеление» рынка. Но насколько оно будет масштабным, сейчас оценить сложно. Хотя никто не строит иллюзий относительно 100-процентного «обеления». Такое ни в одной стране мира невозможно!

Маркировка позволит сделать серьезный рывок в данном вопросе, надеются в Национальном обувном союзе. И добавляют, что эффективность борьбы с теневым рынком будет в том числе зависеть от того, насколько продуктивно контролирующие органы смогут взаимодействовать друг с другом.

Тэги: маркировка обуви, прогнозы, статистика, прослеживаемость, борьба с контрафактом, AKFA, Zenden, Национальный обувной союз, ЦРПТ
08.07.2019

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх