Транспортный хаб Нью-Васюки

О заржавевших рельсах между Украиной и Россией. Окончание

Виталий Семилетов Виталий Семилетов
эксперт

«Логирус» предлагает вам вторую часть увлекательной истории о том, в каком состоянии находится железнодорожная инфраструктура на границе Украины и России. Начало читайте здесь.

Долгая дорога в Крым

Перенесемся от Белгорода на 600 километров южнее в строну Крыма. Станция Новоалексеевка, 1314 километров от Москвы. В декабре 2014 года Украина объявила Крыму железнодорожную блокаду и в одночасье небольшая станция, на которой и не каждый поезд останавливался, превратилась в железнодорожные «Нью-Васюки». Теперь это конечная станция для всех украинских поездов, которые раньше следовали в Крым. Граница проходит аккурат через перегон Сиваш (Украина) – Соленое Озеро (Крым). Как до украинского Сиваша, так и до крымского Соленого Озера несколько раз в день ходят электрички – из Запорожья и Симферополя соответственно. Сам же участок Сиваш – Соленое Озеро за почти годовое отсутствие движения покрылся ржавым налетом, контактные проводы провисли и по, некоторым данным, на этом перегоне с украинской стороны частично сняты рельсы. Если это действительно так, то можно утверждать, что железнодорожная магистраль Москва – Севастополь больше не существует в своем едином виде.

Несмотря на призывы украинских властей к своим гражданам не посещать Крым, люди продолжают ехать. Едут на отдых, едут к родственникам и близким. У многих украинцев в Крыму остался бизнес или недвижимость. Только за период с апреля 2014 года по апрель 2015 границу с Крымом пересекли 5 000 000 граждан Украины.

Скорый поезд Киев – Новоалексеевка прибывает на конечный пункт в 8.49 утра. На небольшой привокзальной площади яблоку негде упасть от десятков машин такси, автобусов до границы и Симферополя, частного автотранспорта. Некогда незаметная Новоалексеевка с населением всего 10000 человек по мановению чьего-то зловещего указа стала транспортным пересадочным узлом для тысяч людей. Кроме киевского поезда, сюда свозят желающих попасть в Крым украинцев поезда из Львова, Ковеля, Сум, Харькова, Днепропетровска.

Электровозы ЧС2Т поступили на Крымскую железную дорогу в прошлом году и должны были заменить украинские локомотивы. Но из-за железнодорожной блокады полуострова пассажирское движение практически остановилось. И вот лето 2015 - возврат на материк.


От Новоалексеевки до блокпоста пограничной службы Украины 28 километров. Таксисты просят по 100 гривен (300 рублей), но, так как предложение намного превышает спрос, цену можно легко опустить в полтора раза. В утренние часы прибытия поездов прохождение контроля на украинском посту занимает до 40 минут. Далее начинается нейтральная дорога длиной около 3 километров, довольно живописная. Вереницы людей с сумками, маленькими детьми на руках каждодневно преодолевают дорогу и под палящим солнцем, и под сильными ветрами (а здесь они действительно сбивают с ног). Деваться некуда. Ближе к российскому контрольно-пропускному пункту начинает ходить маршрутка, которая забивается до отказа. «С носа» берут по 10 гривен или по 30 рублей. Прохождение российского погранконтроля занимает примерно 20-40 минут. И вот вы в России. До Джанкоя чуть более 30 километров. Можно добраться и на такси, и на автобусе. Ходят и прямые автобусы до Симферополя стоимостью 200 рублей, правда, отправляются по наполняемости.

На машине прохождение всех пограничных процедур, конечно же, проще – не нужно идти пешком несколько километров по продуваемой дороге, вот только крымские автомобили с российскими номерами 82 и 92 на территорию Украины не пускают.

Железная дорога на территории Крыма сейчас из-за политических трений и неурядиц фактически являет собой изолированную сеть. На Украину хода нет, мост на материковую Россию только в стадии начала строительства. ГУП Крымская железная дорога переживает времена затишья. Из пассажирских поездов дальнего следования остался лишь один №561/562 Симферополь – Ростов – Москва, следующий через паромную переправу. Кстати, это уникальный случай в современной истории пассажирских перевозок. Пассажирские поезда перевозили с помощью паромов через Керченский пролив вплоть до 1980 года. Летом 2014 эту практику пришлось вспомнить. Но основной «хлеб» для паромной переправы – это, конечно же, переброска грузовых вагонов. Основной груз – дизельное топливо, бензин, стройматериалы, удобрения. Периодически через переправу на полуостров доставляют железнодорожную технику с материка – пригородные электрички и локомотивы. Всё это не новое, и начинало свой путь еще в бытность СССР, но куда свежее, чем знаменитые крымские электрички ЭР1, возраст которых под 60 лет. После постройки моста крымская железнодорожная сеть соединится с путями Северо-Кавказской железной дороги, работающей преимущественно на переменном токе (в Крыму железные дороги электрифицированы постоянным током). Поэтому основная реконструкция и модернизация железных дорог полуострова предстоит в ближайшие пять лет. А пока техника времен СССР будет докатывать здесь свои дни.

Железнодорожная паромная переправа в Крым. Порт Кавказ. На железнодорожный паром надвигают электричку «с материка» 1974 года выпуска. На полуострове «старушка» будет докатывать свои дни, пока железнодорожную сеть Крыма не соединят с материковой. Фото: Владимир Иванюра.


Пассажирский поезд Симферополь – Москва следует довольно непривычным для крымского направления маршрутом: через Ростов – Воронеж – Рязань. Если классическим историческим маршрутом через Белгород – Харьков от Москвы до Симферополя 1464 км, то по новому пути набегает аж 2032 км, без учета короткого путешествия на пароме (около 5 км). Соответственно и время следования такого «скорого» поезда почти 47 часов.


Донецкая железная дорога – жизнь после смерти

До 2014 года Донецкая дорога обеспечивала до 47% погрузки на всей сети Украинских железных дорог, являясь крупнейшим грузоотправителем – ведь Донбасс, прежде всего, промышленный регион. Так уж повелось, но железные дороги Украины в немалой степени зависят от транзитных грузов. А загружают работой украинских железнодорожников страны Таможенного Союза, именно от них идет через Украину до 90% экспорта в ЕС. При этом основную номенклатуру формируют массовые грузы - руда, нефтяные грузы, уголь, насыпные удобрения и другие. Однако в том же злополучном 2014 году, из-за начавшейся нестабильности в стране часть транзита перетянула на себя Беларусь. Белорусская железная дорога перевезла транзитных грузов в полтора раза больше, чем все железные дороги Украины. По данным годового отчета Белорусской дороги ее транзитный грузопоток составил 45,1 млн тонн, в то время как у «Укрзализныця» – только 29,5 млн тонн. По предварительным оценкам, в 2015 году падение транзита на украинских дорогах будет сильнейшим за последние пять лет. Вот почему выход из строя такого мощного железнодорожного игрока, как Донецкая дорога, значительно ударил по всей сети страны – скажем прямо, трафик на сопряженных с ней магистралях (Южная, Приднепровская) серьезно просел.

Как говорят специалисты, восстановить движение на участках Донецкой дороги, пострадавших от боев, не составит большого труда, но всё упирается в политические споры. Сейчас некогда единый административный организм Донецкой железной дороги разрушен. Пути, проходящие на территории, подконтрольной Украине, отданы под управление Южной и Приднепровской дорог. Фактически исторический бренд «Донецкая железная дорога» актуален на территории ДНР и ЛНР. Парадоксальная ситуация складывается с движением поездов. Как со стороны Украины, так и со стороны ДНР и ЛНР восстановлено движение пригородных поездов. Конечно же, не на всех участках, но там, где более-менее безопасно, поезда курсируют. Между поездами «враждующих сторон» нет никаких стыковок и пересадок – по сути две изолированные системы.

Со стороны Украины появилась очередная вынужденно конечная станция для пассажирских поездов – Константиновка. Расположена в небольшом городке с населением 75 000 человек. Для пассажирских поездов из Киева, Одессы и Харькова дальше хода нет. Украинская железная дорога, несмотря на близость боевых действий, умудрилась даже сохранить курсирование пассажирского ускоренного поезда из Киева «Интерсити», который в мирное время имел назначение в Донецк. А вот электричкам повезло больше, их пускают чуть дальше к территории отчуждения – до станции Фенольная, от которой до Донецка около 25 километров.

Обновленный к ЕВРО-2012 фирменный поезд Донецк - Москва на железнодорожном вокзале Донецка. В связи с боевыми действиями в августе 2014 года поезд отменен.


Так как Украина блокирует поставки дизельного топлива на Донецкую дорогу, контролируемую ДНР, в республике очень большие сложности с организацией движения поездов. С 27 июня официальный Киев заблокировал поставки дизельного топлива, что привело к отмене 15 пригородных поездов как в ДНР, так и ЛНР. В ответ ДНР остановила поставки антрацитовых углей на Украину. Впрочем, главный железнодорожный вокзал Донецка пассажирского движения не имеет с августа 2014 года. Все пригородные поезда из соображений безопасности обходят Донецк стороной. Самая ближняя к «украинской» территории – станция Горловка, от нее и ходят несколько раз в день поезда вглубь республики. Горловку и Константиновку разделяет железнодорожная «полоса отчуждения» длиной 38 километров. В период противостояния Украины и ДНР значительная часть антрацитовых углей из ДНР вывозится по маршруту Иловайск – Квашино (ДНР) – Успенская – Таганрог – Ростов. Впрочем, уже в сентябре стороны сумели договориться о бартере. ДНР сняло запрет на перевозку угля для украинского предприятия ДТЭК (крупнейшая энергетическая компания Украины) в обмен на поставки электроэнергии.

Вот в таких непростых условиях сейчас выживает некогда одна из самых напряженных по размерам грузовой работы дорог Украины. Но, тем не менее, уже в сентябре с ростом среднесуточной погрузки ее работники переведены с трехдневной рабочей недели на четырехдневную. Возможно, это один из первых признаков стабилизации работы железной дороги в регионе?

Ну а что же на самом пограничном переходе Квашино – Успенская? Кроме немногочисленных угольных маршрутов движения нет. От Иловайска до Квашино раз в день бегает пригородный поезд, не доезжая до границы всего семь километров. Далее снова или пешком, или попутным автомобилем. На российской стороне, в километре от границы расположена станция Успенская Северо-Кавказской железной дороги, где движение электричек куда интенсивнее. В среднем каждые три часа отправляются поезда в Таганрог и Ростов. А всего полтора года назад, до начала боевых действий, через этот пограничный пункт шли уже ушедшие в историю поезда Киев – Кисловодск, Киев – Адлер. Вернется ли цивилизация в железнодорожные отношения России и Украины покажет время, но памятуя о последних санкциях, подписанных Петром Порошенко, куда попали и российские железнодорожные грузовые операторы, думается, что прибытие поезда здравого смысла откладывается.

Такой вот получился реквием по Московско-Курской и Курско-Харьково-Азовской…


12.10.2015

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх